Открытый закрытый Урал

Виктор Белимов
22 декабря 2003, 00:00
  Урал

Уже более десяти лет регион открыт для посещения иностранцами. Но зарубежный бизнес констатирует: проблемы информационной доступности не исчезли. Особенно малоэффективно общение с чиновниками


Михал Гелбич

Представительство чешского правительственного агентства ЧехТрейд (CzechTrade) работает в Екатеринбурге с 24 июля 2003 года. Его задачи - поиск возможностей для сотрудничества уральских и чешских компаний, бесплатное предоставление информационных услуг. За полгода представительство помогло уральскому и чешскому бизнесу заключить ряд контрактов в области строительства, пищепереработки, медицины, производства промышленных товаров. Директор представительства 27-летний Михал Гелбич, проведя десятки, если не сотни встреч с представителями местного бизнеса и чиновничества, сумел почувствовать атмосферу делового Урала, выявить плюсы и минусы общения с российскими партнерами. Своими мыслями он поделился с "Эксперт-Уралом".

- Михал, каково, на ваш взгляд, состояние уральско-чешского делового сотрудничества?

- Деловые отношения Чехии и Уральского региона многие годы отличались особой теплотой. Но в начале 90-х годов в связи с политическими и экономическими переменами в наших странах сотрудничество прекратилось, и в последние два года мы пытаемся его восстановить. Мы видим потенциал Урала, для нас он - один из приоритетных регионов. Об этом говорит уже то, что с марта 2004 года открываются регулярные (дважды в неделю) рейсы компании "Чешские авиалинии" по маршруту Прага - Екатеринбург - Прага. Это выгодно в первую очередь бизнесу. Мы это приветствуем. Активизация наших компаний особенно в Свердловской области все более очевидна. Чехия представляет ряд традиционных отраслей в области машиностроения, транспортных средств, химической и пищевой промышленности. Именно здесь нам легче восстанавливать контакты. Во-первых, потому что на уральских заводах до сих пор работает немало чешского (чехословацкого) оборудования, которое нуждается в модернизации, и у вас есть опыт работы с нашим оборудованием. Во-вторых, многие чехи знают русский язык. По многим направлениям мы предлагаем качественный товар, не хуже германского или из других западноевропейских стран, но за более интересную цену. Чешские банки готовы кредитовать поставки оборудования, машин и технологий на длительный срок и под выгодные проценты. Но пока уровень присутствия наших компаний на Урале меньше, чем хотелось бы. Если учесть, каких успехов добиваются здесь немецкие, итальянские и финские компании в тех же отраслях, нужно признать: резервы для сотрудничества у нас огромные.

- Что необходимо сделать органам власти, чтобы вывести российско-чешские деловые отношения на более качественный уровень?

- Это касается любого бизнеса, не только чешского: власти должны принимать нормальные законы, которые будут не глушить, а развивать предпринимательскую активность, упростят систему налогообложения и способы приобретения земли, гарантируют права собственности и запретят чиновникам вмешиваться в сферу интересов частного бизнеса. Мы постоянно слышим от местных властей, политиков, промышленных союзов, что для повышения конкурентоспособности уральских предприятий необходимы инвестиции, технологии и оборудование. Но добиться конкретной информации о проекте или контактов порой очень сложно. Проблемы информационной доступности реально существуют. Также очень важно, чтобы эта информация была сконцентрирована в одном месте и своевременно дошла туда, куда нужно, то есть в первую очередь до предпринимателей. Смотрите: задача нашей организации - содействовать продвижению чешского оборудования и технологий, поэтому нам интересно предоставить информацию об инвестиционных проектах на Урале самой широкой аудитории. Из Чехии к нам обращаются органы власти, ответственные за привлечение инвестиций, разные ассоциации и союзы. Мы уж позаботимся, чтобы об этих проектах узнали. Того же мы ожидаем с российской стороны. В этом плане нам помогает министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, но это пока единственный пример, который я могу привести. Порой гораздо эффективнее общаться напрямую с компаниями, без посредничества чиновников.

- Как вы оцениваете уровень инфраструктуры на Урале?

- Он очень низкий. Нам, европейцам, есть с чем сравнивать. Окружающая среда ужасная, город грязный, транспортное обслуживание организовано плохо. Проблема внутренней культуры на Урале вообще стоит очень остро. Большой минус для инфраструктуры бизнеса - отсутствие приличных офисов и квартир в аренду. Отношения арендодателя и арендатора безобразные. В России вы как арендатор помещения имеете только одно преимущество - платить вперед (хотя я лично не считаю это преимуществом). В любой момент, по любому поводу арендодатель может вам сказать "до свидания". В Европе все наоборот. У арендатора есть два обязательства: платить в срок и беречь имущество. А у арендодателя, как продавца услуги, масса обязательств: он должен сделать все, чтобы вам было комфортно, чтобы вы не ушли к другому. Это нормально, по-рыночному. Пока получается так, что иностранный бизнесмен, приехав на Урал, два-три месяца должен потратить только на то, чтобы снять более или менее приличную квартиру, офис. При этом нужно постоянно держать в голове, что ваш российский партнер может в любой момент поменять условия. Планировать бизнес в таких условиях очень сложно.

- Что можно сказать о качестве менеджмента?

- Нам, безусловно, легче общаться с людьми, которые были как-то связаны с европейскими странами: учились или работали там. Они понимают, что для европейца очень важно умение держать слово. Знаете, совесть у каждого только одна. Если в Чехии вы подведете партнера, то другие об этом рано или поздно все равно узнают и вам будет трудно вести бизнес. Надо особенно развивать дисциплину, изучать современные стратегии управления финансами, международными операциями. Нужно больше ориентироваться на заказчика, повышать качество услуг. С уровнем сервиса на Урале большие проблемы. Я это почувствовал, когда заказывал офисную мебель: ни в назначенный, ни на следующий день товар не появился, а ведь мне сказали, что фирма лидирует на рынке мебели. Конечно, американский принцип "клиент всегда прав" - уже другая крайность, но в Европе принято более уважительно относиться к потребителю. Отношения с клиентом должны развиваться по принципу win-win - я победитель и вы победитель. На Урале очень часто встречаются компании, которые не знают международных принципов ведения бизнеса. В Москве и Санкт-Петербурге бизнес более прогрессивен. Там уже усвоили стиль работы европейских компаний. Наверное, поэтому иностранный капитал чаще предпочитает Москву и Подмосковье. Урал от этого, конечно, проигрывает.

- Уровень проработки бизнес-проектов, которые представляют иностранным инвесторам на Урале, по-вашему, достаточен?

- Пока мы встречались с единственным конкретным примером презентации бизнес-проектов инвесторам: на третьем инвестиционном форуме в Челябинске нам представили "Каталог инвестиционных проектов предприятий Челябинской области". С этим списком проектов мы ознакомили чешские компании, их реакция была положительной. В настоящее время мы проверяем актуальность заинтересовавших нас проектов, чтобы привлечь чешских и челябинских партнеров к переговорам.

- Оправдан ли особый упор властей субъектов федерации на создание совместных предприятий?

- Местные власти готовы помочь инвесторам в двух случаях: либо вложения планируются на десятки миллионов долларов, либо это совместный проект. Так, недавно обсуждался проект создания на Урале совместного чешско-российского завода строительных материалов. Для нас это была новость: мы тесно сотрудничаем с чешским партнером, о котором шла речь, но такого сигнала от него не получали. Когда мы эту информацию проверили, выяснилось, что речь идет прежде всего о желании российской стороны и местных властей. На самом деле российский партнер предлагал только аренду своей земли (так как приобрести земельный участок очень сложно) и за это хотел долю в бизнесе. Но согласитесь: чтобы организовать совместное предприятие, зарубежный партнер должен иметь с этого реальную выгоду. Производить сегодня не проблема, важно уметь продать товар. Когда мы обсуждали это с определенными чиновниками, нам сказали: не выйдет такой проект с чехами, получится с кем-нибудь другим - немцами, итальянцами, а вам будет тяжело организовать производство на Урале. Такой подход говорит об одном: за действиями чиновников стоят совсем другие интересы, а не поддержка развития бизнеса в регионе. Результат: та же чешская компания будет строить завод в Подмосковье, на своей земле без совместных "партнеров" и все-таки будет продавать товар на Урале, но произведенный в другом регионе. Сегодня чехи строят заводы именно в Московской области, без каких-то вмешательств и ограничений. Поэтому ответ на ваш вопрос - да, мы готовы работать в России, но сами будем выбирать, где и с кем.