- утверждает доктор Милтон Гарретт, аккредитованный тренер и консультант при администрации США по делам малого бизнеса, председатель экспертной комиссии по присуждению Национальной премии США в области менеджмента и управления качеством, консультант Центра гражданских инициатив (Екатеринбург)
- Какова подлинная цель мотивации?
- Мотивация - это то, что возникает внутри самого человека. В идеале вся система мотивации направлена на то, чтобы сотрудники чувствовали себя счастливыми: доволен сотрудник - доволен клиент. Опять-таки счастье - внутреннее ощущение человека, поэтому до такой степени мотивировать кого-либо извне невозможно. Цель любого руководителя состоит в достижении такой ситуации, когда сотрудник добровольно отдает себя делу, мотивирует себя сам.
- Какие инструменты наиболее эффективны для достижения этой цели?
- Про мотивационные инструменты написаны тома, перечислять можно бесконечно. Исходный принцип, однако, один: руководитель должен убрать все препятствия, которые мешают сотруднику так работать, чтобы был счастлив и он сам, и клиент. Очень часто рабочее место буквально загромождено барьерами: неудобное оборудование, несоответствующие материалы, плохая планировка помещений. Кроме материальных барьеров есть и нематериальные: система поощрений и наказаний не соответствует видам деятельности, отсутствует возможность продвижения по службе и так далее. Главное - суметь разглядеть эти барьеры и убрать их, расчистив дорогу сотруднику.
- Существуют ли типичные ошибки при мотивировании сотрудников?
- Еще бы. Например, неверный выбор стиля руководства: используется директивный стиль применительно к человеку, высокий уровень которого требует делегирования. И наоборот: полномочия делегируются тому, кто их взять не может, кому как раз нужны четкие указания, он не дорос до делегирования. При излишнем руководстве люди впадают в фрустрацию, перестают думать. А при недостаточном руководстве, низком уровне указаний они перестают самостоятельно действовать, так как боятся совершить ошибку, и в этом случае в фрустрацию впадает уже руководитель - подчиненные не проявляют ожидаемой инициативы. В обоих случаях мотивация резко снижается: в первом теряется интерес, во втором - уверенность в том, что сотрудник делает.
- Считается, что некоторых людей вообще невозможно мотивировать. Так ли это?
- Иногда руководители так говорят: "Сотрудник не мотивирован, потому что не делает того, чего я хочу". Я отвечаю: "Нет, он мотивирован, просто его мотивация отлична от твоей, она сильнее. Что-то заставляет его поступать именно так, а не иначе". Мотивированы все, только по-разному. Задача руководителя состоит в том, чтобы найти этот крючок и заключить по этому поводу с работником сделку.
- И что становится мотиватором номер один?
- Обратная связь. Как говорят, обратная связь - это завтрак для чемпионов. Лучше всего мотивирует информация о том, что ты делаешь что-то хорошо.