"Прямых конкурентов у нас нет"

9 февраля 2004, 00:00
  Урал

считает начальник отдела маркетинга и сбыта продукции ОАО "ЛВЛ-ЮГРА" Александр Шумский

- Александр Юрьевич, на каких потребителей рассчитан ЛВЛ?

- Прежде всего на строительные компании. Продавать мы будем по всей России, но основным рынком сбыта в силу территориальной близости станет Урал.

- На какие финансовые показатели ориентируетесь?

- К концу года планируем вывести завод на проектную мощность 39 тыс. кубометров продукции ежегодно. Согласно производственному плану, в 2005 году выручка должна превысить 20 млн долларов.

- Это достаточно большая сумма. Вряд ли конкуренты без сопротивления пустят компанию на рынок.

- Прямых конкурентов у нас нет: клееный брус из шпона в России не производится.

- Но со стороны зарубежных производителей конкуренция есть. Как будете вытеснять этих поставщиков?

- Действительно, есть незначительный импорт ЛВЛ от единственного в Европе производителя - финской компании FinnForest. Но из-за высоких расходов, связанных с доставкой и таможенной очисткой, объемы незначительны: 100 - 200 кубометров в месяц. Клееный брус используют наиболее продвинутые строительные компании Москвы и Санкт-Петербурга. Остальные применяют в качестве несущих конструкций металл, бетон или срощенную древесину. В настоящее время мы ведем с финнами переговоры о совместной деятельности, как на европейском рынке, так и на российском. Таким образом, наш рынок сбыта - новый для России, он будет формироваться за счет вытеснения традиционных материалов в строительстве.

- Какова стоимость проекта?

- Общая стоимость инвестиционного проекта - около 45 млн долларов. Производство оснащено новейшим импортным оборудованием фирм RAUTE (Финляндия), MAXETEC и MAVERA (Германия). Согласно проектной документации, проект окупится в 2010 году.

Добавлю, что на 2004 год нами запланирован еще один проект - строительство в городе Советский первого в России завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB). Во всем мире этот материал широко используется в строительстве, особенно в сочетании с ЛВЛ. Примерная стоимость проекта около 90 млн долларов, ориентировочный срок окупаемости - пять-шесть лет. Сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами, выразившими желание принять участие в проекте.

- Кто они?

- Помимо правительства ХМАО, предполагается привлечь финансирование со стороны британского венчурного фонда и воспользоваться инвестиционным кредитом крупного европейского банка.

- Каков рынок потребления OSB?

- Материал будет конкурировать с фанерой. Это новый продукт, российский рынок только начинает с ним знакомиться: имеют место небольшие по объему импортные поставки. Единственным возможным конкурентом на рынке плит OSB пока остается белорусское предприятие "Мостовдрев", на котором функционирует линия мощностью 60 тыс. кубометров в год. Однако основную часть продукции это предприятие реализует на белорусском рынке, и в России представлено незначительно.

- В какую сумму вы оцениваете новый рынок?

- По данным Центрального научно-исследовательского института фанеры, потенциальный спрос на плиты OSB в 2002 году в России составил 266 тыс. кубометров. При прогнозируемом ежегодном 10-процентном росте к 2007 году емкость рынка превысит 350 тыс. кубометров. Эти оценки получены различными способами: на основе статистических данных по объемам производства фанеры и потребления плит OSB в каркасном домостроении других стран.

"Наиболее перспективны проекты, ориентированные на внутренний спрос"

считает генеральный директор управляющей компании United Panel Group Сергей Андреяхин


Сергей Андреяхин

- Сергей Валерьевич, в прошлом году российский леспром снизил темпы роста с 5 до 2%. Как складывалась ситуация на основных для вашей компании рынках - фанеры и ДСП?

- На обоих рынках динамика была очень хорошая. Наши основные потребители - строители и производители мебели. По данным министерства экономического развития РФ, рост жилищного строительства в 2003 году составил 7 - 10%. Тенденция сохранится и в этом году, поэтому мы прогнозируем сопоставимый рост спроса на нашу продукцию. На другом стратегически важном для нас рынке, мебельном, также ожидается положительная динамика. В России прогнозируется увеличение производства мебели на 7% в основном за счет роста покупательной способности населения на 10 - 15%.

- Как рост спроса повлиял на цены?

- В России цены на фанеру, а это наш основной продукт, выросли на 10%. В основном это вызвано увеличением спроса, повышением качества, а также ростом себестоимости продукции. Мировая конъюнктура также положительна: в Европе и Америке цена на фанеру увеличилась на 3 - 5%. Для нас это важно, поскольку наши основные экспортные рынки - Западная Европа, США и Канада.

- Как ваша компания реагирует на рост внутреннего рынка?

- С развитием внутреннего спроса связан важнейший проект компании - запуск нового завода по производству МДФ на Жешартском фанерном комбинате в Республике Коми. Общие инвестиции в проект составили 20 млн долларов, партнером компании выступил Сбербанк. Завод позволит удовлетворять потребности производителей мебели, основных потребителей МДФ. В 2004 году мы планируем вывести его на проектную мощность порядка 100 тыс. кубометров плит в год.

- За счет чего будет обеспечен сбыт продукции нового производства?

- Дефицит плит МДФ на российском мебельном рынке составляет порядка 400 - 500 тыс. кубометров в год, на 80 - 90% он покрывается за счет импорта. Как видно из этих цифр, со сбытом проблем не будет. К тому же мы имеем хорошо отлаженную дилерскую сеть по всем регионам России.

- Но по данным статистики импорт плит МДФ составляет всего около 180 тыс. кубометров в год: это втрое меньше названной вами цифры.

- Дело в том, что основная масса поступающего в Россию МДФ растамаживается с целью уменьшения пошлин как более дешевая ДСП. Поэтому официальная статистика отличается от реальной картины. Мы же опираемся на данные Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. И, вычитая из потребностей мебельщиков объемы российского производства МДФ, получаем дефицит, покрывающийся импортом. С введением наших мощностей доля российских производителей МДФ вырастет до 40%.

- Привела ли хорошая конъюнктура на рынке к росту конкуренции в отрасли?

- Наш рынок, если говорить научным языком, олигополия, где есть несколько крупных игроков, влияющих на него в той же степени, что и мы. Это, например, Сыктывкарский фанерный завод, компания "Свеза-лес", объединяющая три комбината в Санкт-Петербурге, Костроме и Вологодской области. Поэтому конкуренции в общепринятом смысле нет. Скорее, мы партнеры.

Другое дело - иностранные компании, которые открывают производства на территории России в расчете на наш внутренний рынок, такие как западноевропейский холдинг KRONO и компания EGGER. Обладая более высоким финансовым потенциалом, они через несколько лет могут составить серьезную конкуренцию российским производителям.