Уйти от самоцензуры

Виктор Белимов
23 февраля 2004, 00:00
  Урал

Для выстраивания полноценных отношений финансовым институтам Чехии и России недостает решительности

Российско-чешские связи не отличаются широтой применения современных финансовых инструментов. Основные контакты складываются по принципу "заплатил - поставил". В ситуации, когда российской промышленности не хватает оборотных средств, а уровень кредитной системы в стране далек от совершенства, столь примитивные подходы не позволяют просчитывать все возможные варианты сделок. И тогда потенциальные партнеры расстаются еще до подписания договора. Между тем в Чехии работают два крупных финансовых института, призванные помогать субъектам экономической деятельности выстраивать более серьезные схемы - с использованием кредитования, страхования, оборотных средств не только своих, но и партнерских. Это Экспортное гарантийно-страховое общество (EGAP) и Чешский экспортный банк (CEB). Оба они прорабатывают варианты активного выхода на Урал.

EGAP образован в 1992 году, его акционер - правительство. Общество предлагает 14 вариантов страхования от двух групп рисков: коммерческих и политических. К первой группе (например, риску банкротства) применяется традиционная система перестрахования в крупных финансовых компаниях Запада, обладающих большими объемами информации и надежными технологиями оценки платежеспособности. В страховании второй группы (риски дефолта, изменения валютного законодательства, неисполнения обязательств со стороны государства) участвует правительство. EGAP страхует также инвестиции чешских предприятий за рубежом против рисков национализации, невозможности конвертации местной валюты и т.д. "Наша ключевая роль - финансовая поддержка экспортных кредитов, - говорит генеральный директор EGAP Павол Паризек. - Ею пользуются не только предприятия, но и банки, поскольку с нашей страховкой не нужно создавать резервные фонды".


Мирослава Хрнчирова

CEB основан в 1994 году и тоже принадлежит государству, гарантии которого распространяются на привлечение средств с международных рынков. Цель банка - создание для чешских экспортеров не менее привлекательных финансовых условий выхода на мировой рынок, чем у их конкурентов из других стран (таковы, например, кредиты с периодом возврата до 10 лет по минимальным процентным ставкам). Самая популярная услуга банка - кредит под покупку чешского оборудования или технологии (до 85% суммы контракта). При этом заемщиком, как правило, выступает банк покупателя, риски которого оценивает EGAP. Впрочем, сейчас реализуются проекты, где заемщиком может быть и сам покупатель в России: это для него выгоднее, поскольку не нужно оплачивать услуги российского банка. Важно отметить, что этот вариант рассчитан только на крупные предприятия, имеющие экспортную выручку. Средний и мелкий бизнес может получить финансирование на льготных условиях через "свой" российский банк. "У такого решения есть своя логика, - поясняет заместитель генерального директора CEB Мирослава Хрнчирова. - Согласитесь, никто не может знать предприятие лучше, чем банк, в котором оно обслуживается. Поэтому мы хотели бы совместно с коллегами из России отработать технологию привлечения наших финансовых ресурсов, не обремененных высокими процентами и рисковой маржой". CEB уже финансирует совместно с Газпромбанком проект реконструкции газоперерабатывающего завода в Республике Коми почти на 100 млн евро. По словам Мирославы Хрнчировой, у банка есть желание поддержать в российских регионах и более скромные проекты: "Нас заинтересовал британский опыт организации сети агентств по кредитованию мелких предприятий под конкретные проекты. Почему бы нам не сделать что-нибудь подобное в России с участием ваших региональных банков и агентства Чехтрейд? Это была бы реальная помощь тем мелким предпринимателям, которые не всегда имеют возможность выехать в Чехию. К слову, такая кредитная схема прекрасно работает в странах Ближнего Востока".

Итак, очевидно: чехи стремятся на финансовые рынки России. Однако пока на их пути немало препятствий.

Нехватка информации

EGAP входит в международное объединение "Кредит-альянс", имеющее базу на 40 млн должников и связь с 50 страховыми компаниями и 80 специализированными информационными агентствами по всему миру. Однако на мировом информационном рынке данных о наших предприятиях для полноценного анализа недостаточно, а структуры вроде EGAP в России нет. Таким образом, первая проблема, названная Паволом Паризеком, - нехватка информации о российских предприятиях. Кроме того, далеко не все у нас ведут финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, и это сужает число проектов, в которых готов участвовать EGAP, до минимума.

"Я слышал, что проблема тут в российских законах, которые даже не учитывают такое понятие как "кредитное страхование"", - говорит исполнительный директор EGAP. На недостатки информационного обмена указывает и госпожа Хрнчирова: "На Урале мы установили контакты с Уралвнешторгбанком, "Северной казной", но у них нет клиентов, которые бы вышли на связь с чешскими поставщиками, значит, информация где-то теряется: либо от ваших банков к их клиентам, либо от нас - к чешским производителям".

Отношения с предприятиями

Выстроить многостороннюю финансовую схему обеспечения экспортного контракта - задача неординарная. Но многие хорошие проекты рассыпались по банальным поводам, например, из-за несогласованности позиций собственника и менеджмента, что не редкость на российских предприятиях. "И вам, и нам надо забыть о самоцензуре, - говорит Мирослава Хрнчирова. - Мы должны перестать рассуждать по принципу "я вряд ли буду искать партнера, потому что он вряд ли сможет дать хорошую гарантию". Необходимо сорвать невидимый занавес между нами и начать нарабатывать массу положительных примеров сотрудничества". В CEB свидетельствуют, что против этого выступает российская бюрократия. Типичный случай: предприниматель взял кредит, запустил производство по чешской технологии, но нагрянул какой-то надзор с полугодовой проверкой готовой продукции, производство затормозилось, проект сорвался. Указывают и на такое тонкое место в бизнесе русских - низкую производственную дисциплину, плохой контроль за расходованием денег. Ну не любят у нас отчитываться перед иностранными партнерами, стараются выключить их из текущего процесса. Из-за этого развалилось не одно СП, а под их обломками пали и готовые финансовые проекты.

Слабый маркетинг

Одна из причин неудачи многих совместных проектов - маркетинговые просчеты. "Когда мы участвуем в схемах проектного финансирования, мы должны быть уверены, что бизнес-идея создает достаточные ресурсы для возврата кредитов и оплаты наших услуг, - говорит Павол Паризек. - Но иногда мы видим, что инвестор излишне оптимистичен в том, что касается сбыта продукции". Другой поворот этой темы - неумение самих чехов достойно представить свой товар. Итальянцы, немцы и голландцы оказываются более толковыми продавцами.
Павол Паризек В октябре 2002 года Уралвнешторгбанк открыл представительство в Праге и получил вскоре от EGAP страховой лимит в 3 млн долларов на долгосрочное льготное кредитование. С тех пор банк провел только одну пилотную сделку и в первом квартале этого года обещает провести вторую, которая, впрочем, выберет весь лимит. По словам вице-президента Уралвнешторгбанка Максима Красникова, пока российский предприниматель рассуждает так: да, чешское оборудование немного дешевле, но оно намного хуже немецкого. Сломать этот стереотип - задача в первую очередь самих чехов. Они после широкой модернизации основных фондов делают продукцию высокого качества, пользующуюся спросом в той же Германии. Понимают это и чешские власти: ими разработан проект поддержки экспортного маркетинга. Предприятиям будут давать кредиты на исследования новых рынков, представление продукции за рубежом. Оплата кредитов - за счет расширения экспорта.

Шаги навстречу

Успех финансового сотрудничества Чехии и России зависит от того, насколько быстро банки, страховые и инвестиционные компании наших стран узнают друг друга. EGAP и CEB хорошо знакомы с крупными столичными банками, но возможности региональных им пока мало известны. "Сравнивая московские и региональные банки, мы видим, что капитализация последних значительно слабее, но у них есть и свое преимущество - близость к клиентам", - считает Павол Паризек. И добавляет: "К сожалению, далеко не все региональные банки перешли на международную систему отчетности". В CEB отмечают, что региональные банки порой излишне перестраховываются, выставляя завышенные требования по обеспечению кредита. Из-за этого немало хороших проектов легли под сукно.

Несмотря на эти недостатки, наметившееся сотрудничество финансовых институтов России и Чехии вряд ли что-то остановит. "Мы уверены, что наша ставка на Чехию - это правильно, но отношения должны выстояться", - считает Максим Красников. Его мысль продолжает Мирослава Хрнчирова: "Мы должны попробовать создать атмосферу открытости, ориентируясь на обоюдную выгоду. Порой это звучит как банальность, но есть рынки, где это не просто слова. Поэтому хочу пожелать всем нам отваги".