Обыкновенное чудо

23 февраля 2004, 00:00
  Урал

Как увлечь инвестора идеей пролететь 10 часовых поясов и привезти вам свои деньги, рассказывает автор чешского инвестиционного чуда Йозеф Лебл

Для всех, кто занимается инвестиционными проектами на территории Восточной Европы, 63-летний Йозеф Лебл - человек-легенда. Именно он в начале 90-х годов выдвинул идею создать в Чехии правительственное агентство для поддержки иностранных инвестиций. За семь лет работы в посольстве ЧР в Японии он прекрасно понял, что зарубежных капиталистов не привлекают пространные презентационные доклады чиновников. Их интересуют конкретные механизмы финансовой и организационной поддержки со стороны органов власти. Поэтому 12 лет назад господин Лебл, собрав вокруг себя группу энтузиастов, чиновников и представителей экономической науки, настоял на организации при министерстве промышленности и торговли Чехии структуры, призванной защищать перед лицом бюрократии интересы иностранцев, рискнувших вложить деньги в чешскую экономику. Структура получила название Чехинвест. О результативности ее работы свидетельствует тот факт, что в 2002 году Чехия заняла первое место среди стран Восточной Европы по объемам иностранных инвестиций в расчете на душу населения - 3768 долларов. В России, к примеру, этот показатель составил тогда 174 доллара - в 20 раз меньше.
Йозеф Лебл

С отцом чешского инвестиционного чуда мы встретились в Праге, в сравнительно скромном офисе Чехинвеста. Это не единственное место, где иностранца, интересующегося Чехией как объектом вложения средств, готовы принять с распростертыми объятиями: есть еще восемь зарубежных представительств, в том числе в Иокогаме и Гонконге. Опыт работы Чехинвеста наглядно демонстрирует, что капитал в поисках лучшего места готов преодолевать любые расстояния. Вот недавно солидная делегация УрФО в надежде на внимание японских инвесторов посетила эту страну. А в свое время более сотни японцев спокойно пролетели над Уралом и осели в Праге, Пльзени, Брно и других городах республики. Дошло до того, что сейчас в Чехии готовится к выходу первый номер экономической газеты на японском языке.

Какие рецепты использовали те восемь человек, которые вошли в штат Чехинвеста в первый год его создания (сегодня в агентстве более сотни сотрудников)? Какие цели они ставили, с какими трудностями столкнулись?

- Таких организаций, как Чехинвест, в мире более сотни, - рассказывает Йозеф Лебл. - Нам же удалось связать опыт других стран с промышленными традициями Чехии. Изначально важно, чтобы первые инвесторы получили положительные эмоции и хорошие бизнес-результаты от работы в нашей стране, потому что информация об инвестиционных условиях распространяется по планете с молниеносной скоростью. Первой пришла Matsushita Electric, которая открыла в Пльзени завод по производству телевизоров. За ней потянулись другие японские инвесторы. На данный момент в Чехии работает 124 фирмы из Японии.

Первая цель, которую поставили перед собой создатели Чехинвеста, - качественная передача зарубежному партнеру информации о деловой среде и условиях предпринимательства в Чешской республике. Чуть позже Чехинвест получил право представлять интересы иностранных инвесторов на переговорах с рядом министерств, например, финансов, социальной защиты. Почти сразу началась работа над законопроектом о поддержке иностранных инвестиций: в нем был сформирован список поощрений, предусмотренных для инвестора, а также прописана идея создания промышленных округов - своего рода оазисов для выращивания новых предприятий. Прочитав проект закона, многие представители властной элиты пришли тогда в ужас.

- Развернулась настоящая борьба: в законодательном органе - с левыми, в Минфине - с теми, кто опасался, что наши идеи приведут к резкому снижению налоговых поступлений, - вспоминает господин Лебл.

Руководство Чехинвеста пошло на маленькую хитрость. Через министерство промышленности и торговли удалось пробить бюджетную ссуду для одного из муниципалитетов, который вложил эти деньги в создание первой промышленной зоны. Подключив старые зарубежные связи, Йозеф Лебл нашел фирму, согласившуюся организовать в этой зоне сборочное производство. Так в муниципальном образовании появились дополнительные рабочие места и новый объект налогообложения. Успех пилотного проекта стал главным аргументом в пользу принятия закона, хотя были и желающие внести поправки.

- Поначалу в правительстве и законодательном органе обсуждалась идея предлагать инвестору просто пустыри: куски земли в чистом поле, где-нибудь на окраине населенного пункта, - говорит господин Лебл. - Но мы сумели доказать, что промышленная зона тем и отличается от пустыря, что имеет всю необходимую инфраструктуру для организации производства. И создать эту инфраструктуру нужно за счет государства. В итоге была найдена такая формула: 60% расходов на создание зоны берет на себя республиканский бюджет, 40% - региональный и муниципальный.

Организация промышленных зон стала реальной поддержкой иностранных инвесторов. За десять лет в Чехии подготовлена 71 зона: более двух тысяч гектаров готовых производственных площадей потребовали два миллиарда крон бюджетных расходов. И иностранцы это оценили: промплощадки уже окупились. Ни одна сегодня не пустует (самый крупный проект реализует Toyota). Более того, предложенная Чехинвестом система поддержки инвестиций оказалась выгоднее, чем выплата пособий по безработице: в первом случае деньги возвращаются в виде налоговых платежей, а во втором уходят бесследно. С ростом занятости снижаются социальная напряженность и уровень преступности, города и поселки расцветают.

В собственности у самого Чехинвеста нет ни земли, ни производственных фондов. Застройка промышленных зон производится по конкурсу частными компаниями. Частный бизнес тоже может основать промышленную зону: купить участок земли, благоустроить его, а затем продать иностранному инвестору, которого сам и должен найти. В этом случае государство компенсирует затраты, понесенные на строительство промышленной площадки, а прибыль от ее продажи остается в руках частника.

- Мы стараемся сделать так, чтоб цена готовой промплощадки была низкой, конкурентоспособной, иначе инвестору ничего не стоит "уплыть" в соседнюю Германию.

- От чего зависит размещение зон?

- Во-первых, от уровня социальной напряженности на той или иной территории: там, где процент безработицы выше, зоны выглядят уместнее. Во-вторых, от прозорливости руководителей регионов и муниципалитетов. Если глава муниципалитета сразу не распродал лакомые куски земли чешским гражданам (некоторые так и сделали), он смог построить на них промышленные площадки для иностранных инвесторов. Случалось, что стратегическим инвесторам, обещавшим большие капиталовложения в регион, государственную землю отдавали и по символической цене - 1 крона за квадратный метр. В этом случае, правда, есть свой нюанс: рыночная стоимость земли засчитывается в виде гранта, который каждый инвестор может получить от государства на развитие производства, обучение персонала и т.д.

Поясним, о чем речь. В Чехии для поощрения иностранных инвесторов применяют специальные гранты - стройную и прозрачную систему прямой финансовой поддержки, включая налоговые каникулы. Через Чехинвест можно получить такие, например, гранты: на организацию рабочих мест - 200 тысяч крон на одно место (оформляется как целевой кредит, и если условие со стороны инвестора выполнено, он считается погашенным); оплата 35% (в сфере высоких технологий 60%) затрат, связанных с обучением персонала, включая стажировки за рубежом. Общая сумма гранта имеет предел: во-первых, она не может составлять более 50% от объема инвестиций, а во-вторых, зависит от района страны, который инвестор выбрал для организации производства. Так вот, если вы захотите получить землю по кроне за квадратный метр, вам не достанется часть (но не более 50%) грантовой поддержки. Согласитесь, довольно гибкий механизм, позволяющий и государству, и инвестору достичь взаимоприемлемого варианта сотрудничества.

Чехинвест пристально следит за развитием бизнеса. Если инвестор получил налоговые каникулы на десять лет, но уже на восьмом году исчерпал лимит помощи от государства, все текущие льготы для него снимаются.

- Зачем тогда инвестору торопиться?

- Его цель - как можно быстрее раскрутить производство, а наша задача - помогать ему не только в процессе становления, но и потом, когда он встанет на ноги.

Для этого Чехинвест разработал программу "Последующая забота", куда включены, например, кредиты на расширение производства. Их получили уже 47 компаний и еще более полусотни ведут переговоры о государственной поддержке создания дополнительных производственных площадок. Таким образом чешские власти способствуют тому, чтобы инвестор снова и снова вкладывал прибыль в промышленный сектор страны. Не остаются внакладе и чешские субподрядчики. Заботу об организации совместного бизнеса взял на себя Чехинвест. Сегодня в базе агентства более тысячи адресов местных товаропроизводителей, готовых снабжать иностранные предприятия комплектующими.

- Мы сразу знали, что инвестор, стремясь снизить транспортные издержки, пожелает иметь как можно больше субподрядчиков на территории нашей страны, - рассказывает Йозеф Лебл. - Но как свести чешские фирмы и иностранного инвестора? Понятно, что маленькой фирме где-нибудь в Остраве не просто достучаться до топ-менеджеров, например, Toyota. И вот однажды мне пришла в голову идея провести выставку, посетителями которой будут наши производители. Мы сняли зал, в котором тридцать японских компаний-инвесторов разобрали свою продукцию на мелкие детали, а чешские предприниматели ходили и выбирали, какие узлы или заготовки и по каким ценам они могли бы поставлять. На эту выставку слетелись 240 производитей, причем не только Чехии, но и Венгрии, Польши. Вы будете смеяться, но и из самой Японии прилетели представители двух компаний, желающих работать на субподряде.

- А не было мысли просто обязать иностранного инвестора закупать определенную долю деталей на отечественном рынке?

- Ну что вы! Зачем связывать зарубежного инвестора какими-то обязательствами? Тогда у него не будет интереса, ведь он должен продавать свою продукцию не только в Чехии (наш рынок слишком мал), но и вывозить на экспорт. Рынок сам скажет свое слово. Те же японцы сначала ввозили 100% деталей, а затем, присмотревшись, стали сотрудничать и с чешскими поставщиками, задав им определенные стандарты качества.

По статусу Чехинвест - структурное подразделение министерства промышленности и торговли. Однако его бюджет формируется не только из государственных средств, но и за счет членских взносов 52 компаний, входящих в Ассоциацию поддержки зарубежных инвесторов. Эти компании оказывают иностранным инвесторам разного рода платные услуги (дополнительно к тому, что бесплатно дает Чехинвест): консультационные, рекрутинговые, юридические, туристические и т.д. "С какой компанией работать и работать ли вообще, выбирает сам инвестор", - спешит уточнить господин Лебл. На деньги Ассоциации проводятся разного рода круглые столы, рабочие завтраки с участием иностранных инвесторов. Иногда на них приглашается кто-либо из министров или премьер-министр - кого пожелают видеть инвесторы.

...После полутора часов разговора Йозеф Лебл сообщает, что у него запланирована встреча с чешским послом в Японии и он должен подготовиться к разговору о необходимости ускоренной выдачи виз для японцев, работающих в Чехии. У нас пара минут на последний вопрос.

- Что вы можете сказать тем, кто, прочитав этот материал, по-хорошему позавидует Чехии и работающим в ней инвесторам?

- Секрета всего два. Первый: нужно заручиться прямой поддержкой кого-то из первых лиц: на уровне страны это может быть премьер-министр, в регионе - гетман (губернатор). Второй: необходимо сколотить команду энтузиастов, которые понимают четко правила игры и готовы им следовать. У нас ведь почти все сотрудники - молодые люди, я в их среде кажусь динозавром. Как бюджетная организация мы не готовы платить работникам большую зарплату, но нам все же удается подыскивать амбициозные кадры среди выпускников университетов. Что их привлекает в Чехинвест? Думаю, возможность получить перспективные практические знания и желание сделать что-то хорошее для своей страны.