Смена пелетона

Дмитрий Толмачев
23 февраля 2004, 00:00
  Урал

В уральском лизинге сменились не только лидеры, но и основная группа "гонки" - пелетон: теперь в нем доминируют банковские лизинговые компании. В результате рынок резко вырос. В этом году темпы роста могут быть еще выше за счет сохраняющейся активности банков, а также выхода на рынок крупнейших общероссийских компаний

Основной итог минувшего года - лизинговый бизнес стал по-настоящему массовым. До этого рынок четко делили крупнейшие игроки, в основном кэптивы (компании, аффилированные с крупнейшими промпредприятиями) и окологосударственные структуры, работающие на ресурсах бюджета. Остальные участники рынка - преимущественно банковские лизинговые компании - составляли фон. Менее заметные за спиной лидеров, они между тем интенсивно развивались и нарастили объемы финансирования в несколько раз. Именно банковские лизинговые компании определяют сегодня динамику рынка.

Банки осваивают рынок

В целом уральский рынок лизинга вырос на 38%. Столь бурный рост объясняется двумя причинами. Во-первых, на рынке закрепились крупнейшие общероссийские участники. Так, почти на 8 млн долларов нарастила объемы лизингового бизнеса на Урале дочерняя структура Сберегательного банка РФ Русско-германская лизинговая компания (16-е место в общероссийском рейтинге). Практически в десять раз увеличил финансирование в регионе Альфа-лизинг (13-е место по России). Более чем вдвое (с 4 до 10,7 млн долларов) подняла показатели аффилированная с МДМ-банком компания ЛизингПромХолд.

Во-вторых, резко набрали обороты местные банковские лизинговые компании. Так, совокупный прирост компаний Инторгкомплект (Уралвнешторгбанк), Спрэд (СКБ-банк) и лизинговой компании "Северная казна" (аффилированной с одноименным банком) увеличился почти втрое, достигнув 17,7 млн долларов. По предварительным данным, у менее крупных банковских лизинговых компаний (к сожалению, они не предоставили нам данные для годового рейтинга) прирост в 2003 году также был значителен. Так, объемы профинансированных средств Уралпромстройлизинга (дочерней компании Уралпромстройбанка) по итогам девяти месяцев выросли в 2,3 раза до 1,9 млн долларов, у аффилированных с банком Пермкредит компании " Лиз-Гарант" и Уральской лизинговой корпорации в совокупности - почти в три раза, до 9 млн долларов, только по итогам первого полугодия.

Рост активности банковских лизинговых компаний свидетельствует об увеличении объемов долгосрочного кредитования в банковских портфелях. Схема финансирования через банковские лизинговые компании выглядит, как правило, так: банк выдает дочерней лизинговой компании кредиты, последняя финансирует сделки клиентов. К наращиванию объемов лизинговых сделок кредитные учреждения подталкивает и другая причина. Региональные банки ограничены в объемах долгосрочного кредитования нормативами ликвидности, а спрос на такие кредиты со стороны промышленного сектора растет. В случае с лизинговой "дочкой" все просто: она получает короткие кредиты с периодическим рефинансированием и финансирует длинные сделки. Для лизинговой компании проблем в связи с этим не возникает, поскольку риск потери ликвидности лежит на банке.

Перспективы не ограничены

Динамика уральского рынка лизинга совпадает с общероссийской: по данным рейтингового агентства "Эксперт-РА", за девять месяцев 2003 года объемы профинансированных средств увеличились на 40%. Заметим, что мы скорректировали нашу оценку общего объема лизинговых операций на Урале в 2002 году (см. "Э-У" 9 от 10.03.03). Тогда мы исходили из предположения, что доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал сравнима с российской, а на рынке уже начали активно работать крупнейшие общероссийские компании. По итогам 2003 года видно: оценка присутствия крупнейших компаний явно завышена. Кроме того, появились дополнительные данные о более чем десяти заметных игроках. Все это позволило точнее оценить реальные масштабы: объем нового лизингового бизнеса (сделок, по которым началось финансирование) составил в 2002 году 260 - 300 млн долларов. В 2003 году сумма увеличилась примерно до 360 - 400 млн долларов. Порядок цифр подтверждается оценками участников рынка. Так, по мнению директора екатеринбургского филиала компании " Дельта-Лизинг" Дениса Иванова, совокупный объем уральского лизингового рынка не превышает 500 млн долларов.

С точки зрения совокупного объема инвестиций в основной капитал уральских предприятий, объем лизинговых операций в 2003 году составил 2,3% против 1,9% в 2002-м. Много это или мало? По сравнению с Финляндией, где эта доля около 4,7%, достаточно. Если сравнивать с 16%, как во Франции и Италии, - мало. Впрочем, простое сопоставление со странами, где помимо лизинга развиты и другие каналы инвестирования в основной капитал, много не дает. Скорее, можно говорить о другом: для России, где лизинг служит перспективнейшим инструментом финансирования инвестиций и где другие каналы развиты слабо, потенциал роста очень высок и вполне может достичь 15 - 20% от общего объема финансирования обновления основных фондов. То есть даже при текущем уровне инвестиций в основной капитал в 16 - 17 млрд долларов в год порядка 3 млрд долларов могут финансироваться через лизинговые схемы. Это и есть потенциальная емкость рынка лизинга на Урале. Причем растет она пропорционально росту объемов инвестиций в основной капитал.

Лизинговый рынок, таким образом, еще очень далек от насыщения. Чрезвычайно прогрессирует такой сегмент, как лизинг автотранспорта. На начальной стадии развития пребывает пока перспективный лизинг недвижимости. Далеко не полностью охвачен сегмент оборудования.

Чтобы освоить рынок лизинга, нужно значительное количество крупных игроков. Наш рейтинг показывает: их становится все больше. Растет и конкуренция. Если в 2002 году на трех участников рынка приходилось свыше 50% нового лизингового бизнеса, то в 2003 году их доля сократилась вдвое. Доля пяти лидеров соответственно уменьшилась с 66 до 41%. Это свидетельствует об увеличении количества сравнимых по масштабам бизнеса и финансовому потенциалу игроков. Наконец, примерно треть крупных и средних уральских банков (порядка 20) лизингом пока не занимаются. Совершенно очевидно, что конкурентное давление заставит их выйти на этот рынок. Усилится и присутствие крупных общероссийских игроков: многие из них на региональном рынке пока не представлены. Это позволит как минимум сохранить темпы роста рынка в текущем году.