Дело технологии

Михаил Хайкин
1 марта 2004, 00:00
  Урал

Спрос со стороны нефтегазового сектора, госструктур и среднего бизнеса вызвал резкое увеличение темпов роста индустрии информационных технологий. Чтобы удовлетворить его, ИТ-компаниям предстоит решить проблему нехватки кадров

В 2003 году ИТ-индустрия в регионе резко набрала обороты. Поначалу ничто не предвещало глобальных изменений. По итогам 2002 года прирост российского рынка составил около 30% (оценка рейтингового агентства "Эксперт-РА"), примерно теми же темпами рос и уральский сегмент. В первом полугодии 2003-го динамика сохранялась: по результатам нашего полугодового рейтинга (см. "Э-У" 40 за 27.10.03) - чуть выше 30%. Однако во втором полугодии темпы роста подскочили более чем вдвое. В результате годовой прирост уральского сегмента ИТ-индустрии составил 57%. Попробуем разобраться, за счет каких факторов отрасль набрала обороты и насколько долговечна эта тенденция.

Оценка объемов рынка

Общий рейтинг ИТ-компаний по совокупной выручке за год мы составлять не стали. При таком подходе в одну "корзину" попадают крупнейшие системные интеграторы с оборотами в десятки миллионов долларов и компании, оказывающие, к примеру, интернет-услуги. Однако это совершенно разные рынки и несопоставимые добавленные стоимости. Поэтому совокупные данные мы использовали только для оценки общего объема рынка (без учета дистрибуции) и его отдельных сегментов. Ранжирование компаний провели по каждому из шести сегментов (см. методику).

В целом, по нашей информации, совокупная выручка 40 участников рейтинга (без учета дистрибуции) составила 6,3 млрд рублей: это, как мы уже подчеркивали, на 57% выше уровня 2002 года. Наибольший сегмент рынка, 39%, - услуги в области ИТ, 37% - приходится на производство оборудования, 11% - интернет-услуги, 8% - организация корпоративных сетей, 4% - разработка ПО, 1% - обучение и сертификация.

На отечественных игроков, не представленных в рейтинге, приходится, по нашим расчетам, не более 4 млрд рублей. Такой вывод сделан исходя из следующих соображений. В рейтинге представлены семь крупнейших общероссийских компаний, по данным которых можно выявить примерный уровень присутствия на уральском рынке других столичных игроков (таких как"Эквант", " Ланит", Sterling group, " Аскон"). Порядок выручки значимых местных операторов, таких как " Диджитек", по нашим оценкам, - сотни миллионов рублей. Таким образом, общий объем рынка российских ИТ-компаний может составлять примерно 10 млрд рублей.

Теперь попытаемся реконструировать общий объем регионального ИТ-рынка с участием международных игроков. Предположим, что доля уральского ИТ-сектора в общероссийском пропорциональна доле Урала в российском ВВП. По информации рейтингового агентства " Эксперт РА", рынок ИТ России в 2002 году составил 4 - 4,5 млрд долларов, а прошлый год дал прирост в 35 - 40%. Следовательно, российский рынок ИТ в 2003 году с учетом международных участников оценивается в 5,8 - 6 млрд долларов, а уральский ИТ-сектор - примерно в 700 млн долларов (20 млрд рублей). Значит, половину рынка занимают международные игроки: SAP, IBM East Europe/Asia Ltd, Hewlett Packard, Oracle и другие.

Почему рынок растет

Прирост реализации ИТ-компаний рейтинга пришелся в 2003 году на второе полугодие: выручка за этот период превысила доходы предыдущего в среднем по компаниям почти в 1,7 раза.

Частично, примерно на треть, это объясняется цикличностью корпоративных проектов. "Обычно в первом квартале идет завершение проектов прошлого года и выработка новых коммерческих предложений, - объясняет генеральный директор компании " Интерсист " Анатолий Финаев. - На второй приходится рассмотрение предложений корпоративными клиентами, проведение тендеров, включение проектов в бюджеты; третий и четвертый кварталы - финансирование проектов и их реализация".

Главным образом прирост реализации обусловлен увеличением объемов рынка. Мини-интервью, данные лидерами рейтинга, позволяют сделать однозначный вывод: динамику рынку придали крупные контракты со стороны предприятий промышленности (прежде всего нефтегазового сектора), а также заказы госструктур. Отсюда напрашивается вывод об успехах программы "Электронная Россия". К сожалению, преждевременный. В прошлом году большинство участников положительно отзывались о программе, а сегодня они оценивают ее как сырую, указывают на несоответствие методологической части и конкретных мероприятий. Программа хороша как иллюстрация прогресса в отношении государства к ИТ-рынку. Но даже этот эффект имеет обратную сторону: "Многие госструктуры, имеющие планы по информатизации независимо от существования программы, преподносят эти мероприятия под флагом "Электронной России" для отчета, - указывает президент ИТ-Холдинга "Корус " Борис Шиманович. - Много нареканий и к проведению госструктурами конкурсов и тендеров".

Впрочем, роль государства на рынке ИТ не уменьшилась. "К важным переменам, произошедшим в 2003 году, можно отнести активное вовлечение в масштабную информатизацию новых отраслей, прежде всего государственных структур, социального обеспечения, страхового бизнеса, торговли, - отмечает директор по развитию бизнеса компании "АйТи " в уральском регионе Айдар Гареев. - А также резкий рост интереса к ИТ со стороны среднего бизнеса".

На средний бизнес как одного из наиболее перспективных заказчиков ИТ-рынка указывают многие игроки. "С ростом конкуренции предприятия вынуждены снижать издержки и повышать качество управления бизнесом. Соответственно, растет спрос на отраслевые и специализированные решения для малого и среднего бизнеса", - говорит директор компании " Клосс" Виктор Шебалин.

Приросту рынка способствует активизация в регионе общероссийских игроков: по итогам года их доля в общей выручке компаний рейтинга выросла с 33 до 35%. Тенденция объяснима. Во-первых, "капитал концентрируется в Москве. Следовательно, и управление этим капиталом осуществляется в Москве. Благодаря этому московские компании получают ощутимое преимущество перед местными. Их экспансия на уральский рынок заметно усилится", - прогнозирует Борис Шиманович. Во-вторых, конкуренция на столичном рынке тоже нарастает, и прежде всего со стороны иностранных вендеров, таких как SAP, HP. Это толкает москвичей на поиск новых и перспективных региональных рынков.

Логическое продолжение обострения конкуренции - несколько игроков планируют в обозримой перспективе выйти на зарубежные рынки. Такую задачу ставят, например, компании "Наумен", "Геликон Про", "Бионт". Дочерние компании группы "АйТи" уже работают в сегменте аутсорсинга программного обеспечения, а СКБ Контур занимающий первое место в этом сегменте, планирует дальнейшее продвижение своих продуктов в страны ближнего зарубежья.

Чем ограничено предложение

Итак, предпосылка для дальнейшего развития ИТ-рынка налицо: спрос со стороны крупного и среднего бизнеса велик и продолжает расти. Если тенденция сохранится, в 2004 году рынок может достигнуть миллиарда долларов, и это не предел.

Что мешает адекватному предложению? В прошлом году многие компании говорили об отсутствии взаимопонимания с заказчиком из-за его слабого представления об эффективности вложений в ИТ. Теперь в качестве основной большинство участников рынка (70% опрошенных) называют проблему нехватки квалифицированных кадров. Причем не только ИТ-специалистов, но и квалифицированных менеджеров. Причина на поверхности: предприятия выдвигают задачу повышения качества управления на первое место, привлекая на должности ИТ-менеджеров квалифицированных специалистов, способных ставить перед подрядчиками сложные задачи и жестко контролировать их выполнение. По данным генерального директора компании " Крона КС" Алексея Андриянова, 33% ИТ-руководителей предприятий реально влияют на стратегию развития компании.

Большинство ИТ-компаний решают проблему самостоятельно, выращивая кадры из студентов. Так, собственные учебные центры имеют Микротест, АйТи, CIFT. Однако "ни одна ИТ-компания не сможет решить кадровую проблему в одиночку, - утверждает Алексей Андриянов. - Необходимо всему региональному ИТ-сообществу пытаться наладить взаимодействие с вузами региона. Возможно, эту проблему удастся решить в рамках профессиональных объединений участников рынка, таких как Уральская ассоциация компаний сферы информационных технологий".

По мере развития рынка его структура будет меняться в сторону увеличения доли ИТ-услуг. "Сегодня рабочие места на большинстве коммерческих предприятий уже оснащены компьютерной техникой, - свидетельствует Алексей Андриянов. - Стремительно растет интерес к повышению эффективности бизнеса за счет использования информационных технологий. Руководители предприятий все чаще рассматривают затраты на ИТ как инвестиции в завтрашний день и готовы вкладывать большие средства". Эта тенденция, по мнению участников рынка, будет определяющей на ближайшие годы.

70% уральских ИТ-компаний сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Решение ее возможно только при тесном сотрудничестве ИТ-сообщества с уральскими вузами. Пока компании "выращивают" специалистов самостоятельно -от студенческой скамьи

Годовой прирост уральского сегмента ИТ-индустрии составил рекордные 57% против 30% в 2002 году. Рост обеспечили в основном крупные контракты со стороны предприятий промышленности (прежде всего нефтегазового сектора), а также заказы от госструктур. Если тенденция сохранится, в 2004 году рынок вырастет до миллиарда долларов.

АЦ "Эксперт-Урал"