Транспортные пробки

Ольга Пескова
8 марта 2004, 00:00
  Урал

Рост добычи нефти сдерживается недостаточным развитием транспортной трубопроводной системы. При этом строить частные нефтепроводы государство не позволяет, а проекты Транснефти проблемы не решат

Государственная компания " Транснефть", контролирующая российские магистральные нефтепроводы, надеется, что Госдума четвертого созыва уже во время весенней сессии утвердит во втором и третьем чтении законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте". В первом чтении документ принят еще в 1999 году, с тех пор дорабатывался как минимум десять раз.

Как заявляют в Транснефти, принятие законопроекта позволит юридически определить статус трубопроводов и решить вопрос о недискриминационном доступе компаний к трубе. В разработанном Транснефтью проекте закона подчеркивается: "магистральный трубопроводный транспорт находится в ведении Российской Федерации". В числе определяющих приоритетов названы "безопасность граждан и государства", а также "обеспечение недискриминационного доступа к услугам транспортировки продукции по магистральным трубопроводам".

В самой Транснефти участия частных нефтяных компаний в строительстве трубопроводов не исключают. Однако принятие предложенного государственной компанией законопроекта позволит чиновникам еще долго сдерживать развитие частного трубопроводного транспорта в России. Оно поставит крест на строительстве нефтепроводов Западная Сибирь - Мурманск и Ангарск - Дацин, а именно на них нефтяники возлагали особые надежды, планируя увеличение добычи. Теперь частным компаниям придется делать ставку на альтернативные каналы распределения нефти.

Нефть бьет ключом. Куда?

По итогам 2003 года российские нефтяные компании достигли рекордных показателей добычи нефти: объем вырос на 11% и составил 421,377 млн тонн (рост в 2001 и 2002 годах - 7,7 и 9,2% соответственно). По данным исследования, приведенным председателем правления НК " ЮКОС" Семеном Кукесом, добыча нефти в России к 2012 году выйдет на отметку 575 млн тонн (прирост к 2002 году - около 200 млн тонн), и в основном за счет Западной Сибири (плюс 164 млн тонн к уровню 2002 года). Эти расчеты еще не учитывают ввод в эксплуатацию новых месторождений: Уватской группы в Тюменской области, нераспределенного фонда Юганской впадины в Ханты-Мансийском АО и Большехетского района Ямала. На этих территориях может быть получен еще более высокий уровень добычи.

Между тем уже сегодня остро стоит вопрос распределения нефти. Нефть идет по двум направлениям. Первое - поставки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Но, судя по динамике последних лет, потребление нефтепродуктов в стране растет очень медленно: по подсчетам участников рынка, для удовлетворения внутреннего спроса достаточно перерабатывать 110 - 120 млн тонн нефти ежегодно (это показатель 2003 года, и он сохранится на долгосрочную перспективу). Второе направление - внешний рынок. Экспортировано может быть не более 50 - 60 млн тонн ввиду ужесточения европейских экологических требований. Транспортировка идет по двум каналам: по трубопроводам Транснефти и железнодорожным или водным путем. При этом стоит учитывать, что транспортировка по железной дороге тесно связана с системой Транснефти, поэтому рост экспорта сдерживается пропускной способностью трубопроводов.

Транснефть: своя труба ближе к телу

Президент Транснефти Семен Вайншток убежден, что возможности его компании полностью удовлетворяют потребности российских нефтяников: в 2002 году Транснефть транспортировала на экспорт 186 млн тонн нефти, в 2003 году - 208 млн тонн. Рассматривается возможность увеличения экспортных мощностей еще на 25 - 30 млн тонн в год. Речь, в частности, идет о развитии Балтийской трубопроводной системы (БТС) - единственном проекте строительства нефтепровода, который реализуется более-менее стабильно. Пропускная способность БТС составляет 30 млн тонн нефти в год, в марте она достигнет 42 млн тонн, а в 2005 году, в соответствии с решением правительства РФ, будет расширена до 50 млн тонн. По словам Семена Вайнштока, в проекте заложены возможности дальнейшего наращивания производительности БТС до 62 млн тонн нефти в год.

Еще один проект Транснефти, уже одобренный правительством РФ, - строительство нефтепровода Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Проект предполагает сооружение двух трубопроводов: в Дацин мощностью 30 млн тонн в год, и в Находку - 50 млн тонн. Однако, как сообщили в Транснефти, Минприроды РФ забраковало технико-экономическое обоснование проекта, подготовленное в компании, сочтя его опасным для озера Байкал. Теперь в Транснефти готовят новый проект - нефтепровод от Тайшета до Находки с другой точкой "отсчета", расположенной выше Ангарска. По прогнозам компании, весь 2004 год уйдет на подготовку нового ТЭО, еще год нужен для проектирования. Затем начнется строительство, по общепринятым нормативам оно займет около семи лет.

По мнению Семена Кукеса, запуск этого проекта будет отсрочен еще на неопределенный срок: для прокачки нефти из Западной Сибири в Китай и Находку необходимо расширить трубопровод из восточной части Западной Сибири, что потребует времени. Поэтому, считает председатель правления ЮКОСа, со стороны властей экономически целесообразней было бы одобрить строительство нефтепроводов, предложенных частными нефтяными компаниями.

Время частников не пришло

Российские нефтяные компании за последние полтора-два года неоднократно пытались реализовать несколько проектов, разрушающих монополию государства на экспорт нефти. Так, ЮКОС совместно с китайской государственной компанией CNPC планировал строить магистраль Ангарск - Дацин стоимостью 1,7 млрд долларов. По расчетам нефтяников, при запуске трубопровода в 2006 году объем прокачки нефти должен был составить 20 млн тонн в год, на полную мощность (30 млн тонн) нефтепровод начал бы работать в 2010 году. Однако правительство РФ предпочло этому варианту проект Транснефти до Находки с ответвлением на Дацин.

Другой нефтепровод стоимостью 3,4 - 4,5 млрд долларов из Западной Сибири в Мурманск собирались строить ЛУКойл, ЮКОС, ТНК, Сибнефть и Сургутнефтегаз. В конце 2002 года они подписали меморандум "О взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". Трубопровод проектной мощностью 120 млн тонн в год планировали запустить в 2008 году. Однако в январе 2003 года на совещании по этому проекту Михаил Касьянов, тогда еще премьер-министр, напомнил нефтяникам, что по закону в России не может быть частных магистральных нефтепроводов. А воодушевленный глава Транснефти Семен Вайншток заявил: "Никого в подобные проекты пускать нельзя - ни иностранные, ни российские частные компании. Это должна делать управляемая государством структура".

В итоге проекты строительства нефтепроводов, на которые нефтяники возлагали особые надежды, заморожены на неопределенный срок. Между тем расчеты компаний свидетельствуют: при росте добычи к 2012 году потребуется двукратное, по сравнению с сегодняшней, увеличение пропускной способности экспортных трубопроводов. Иначе в 2004 году останется 8,7 млн тонн нереализованной нефти, а к 2008 году ее объем достигнет 120 млн тонн. Это заставляет нефтяные компании искать альтернативные нефтепроводам Транснефти каналы транспортировки.

Нефть идет по рельсам

Отсутствие новых трубопроводных мощностей вынуждает нефтяные компании наращивать экспорт нефти по железной дороге. Так, ЮКОС увеличивает железнодорожные поставки в Китай (сегодня это 5 млн тонн). Однако при экспорте железнодорожным путем компания столкнулась с проблемой технической отсталости оборудования ОАО "Российские железные дороги". Теперь ЮКОС обзаводится собственным парком цистерн, за последние годы компания направила на их строительство порядка 170 млн долларов.

ЛУКойл пытается сократить зависимость от Транснефти и МПС путем строительства локальных трубопроводов и перевалочных терминалов. Так, компания построила и запустила в эксплуатацию нефтепродуктопровод Пермь - Альметьевск - Запад, который позволяет перегонять, в том числе и на экспорт, жидкие нефтепродукты с ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез. Альтернативный трубопровод использует и ЛУКойл-Урайнефтегаз для перекачки легкой нефти из Западной Сибири в порт Туапсе на Черном море. Кроме того, ЛУКойлу в обход существующей инфраструктуры Транснефти приходится строить терминал для хранения и перевалки нефтепродуктов в Высоцке. Компания также наращивает парк цистерн.

Роснефть, у которой уже есть комплексы для перевалки нефти и нефтепродуктов в Архангельске, Туапсе и на Сахалине, намерена строить очередной терминал в порту Восточный Приморского края. Кроме того, компания собирается создать свой танкерный флот.

Эксперты, однако, критически оценивают эффективность альтернативных трубопроводам перевозок. Так, по словам пресс-секретаря ЮКОСа Александра Шадрина, рентабельность железнодорожных перевозок снижается в зависимости от расстояния от пункта налива до пункта приемки и зависит от мировых цен на нефть: перевозки по железной дороге доходны при цене 17 долларов за баррель. По расчетам компании, разница в затратах на трубопроводный и железнодорожный экспорт колеблется от 4 до 7 долларов за баррель. В 2002 году эта разница, пересчитанная на объем железнодорожных перевозок, составила около 400 млн долларов.

На фоне дефицита транспортных мощностей, который не закроется за счет проектов Транснефти, в нефтяных компаниях констатируют: конкуренция между ними скоро сместится из области высоких технологий добычи нефти в область создания оптимальных транспортных проектов.