Прививка цивилизации

Инна Гладкова
8 марта 2004, 00:00
  Урал

Страховщики, рискнувшие вложиться в ОСАГО, в стратегической перспективе выиграют: автогражданка поможет преодолеть главную проблему рынка - низкую осведомленность потребителей - и привлечет новых клиентов

Прошедший год стал для страховщиков переломным. Массовое внедрение страховой культуры, пусть и проводившееся "насильно", должно привести к серьезным структурным изменениям на рынке. Попытаемся оценить общие итоги года и первые результаты ОСАГО.

Рост замедлился

Рост уральского рынка в 2003 году резко замедлился. Размер собранных премий по добровольным видам страхования, по данным 25 компаний, участвующих в рейтинге, составил 11,2 млрд рублей: это лишь на 20% больше, чем в 2002 году. По России темпы роста как минимум вдвое выше. Другие секторы региональной экономики - промышленность, банковская сфера, потребительский рынок, связь - демонстрируют динамику, сравнимую с российской или превосходящую ее. В чем причина торможения страхового рынка?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем структуру прироста. Наибольший вклад внесли "рыночные" компании. Кэптивные игроки показали либо невысокий прирост, либо снижение. Одна из причин, называемых участниками рынка, - уменьшение использования страховых схем ухода от налогообложения. Эта тенденция, резко проявившаяся в 2002 году, продолжала работать в 2003-м и в первую очередь коснулась кэптивных компаний. А на их долю в силу специфики уральской экономики приходится значительный сегмент страхового рынка - свыше 40% в общем объеме собранных взносов.

За год на рынке произошли существенные структурные сдвиги. В общей сумме собираемых взносов по добровольным видам страхования выросла доля столичных компаний: с 50% в 2002 году до 58% в 2003-м. Первые три места в списке наиболее динамичных страховщиков достались как раз общероссийским игрокам - СОГАЗу, Росгосстраху и РОСНО. В структуре собранных взносов основной тенденцией стало сокращение доли имущественного страхования (с 64 до 57%) в пользу быстро прогрессирующего личного страхования (с 16 до 21%).

Изменилась региональная структура собранных взносов. Первые два места, по данным рейтинга, остались за Тюменской (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Челябинской областями, но их доли в общем объеме взносов по сравнению с 2002 годом существенно снизились: на первую пришлось 36% (минус 7%), на вторую - 16% (минус 4%). Впрочем, если добавить оценки по страховым компаниям " Югория" и " Сибирь", не предоставившим данные, доля Тюменского региона увеличится. Лидеры уступили позиции за счет увеличения доли Свердловской области (с 9 до 12%) и Республики Башкортостан (с 3 до 11%).

Лидеры в сегментах

Тройка лидеров рейтинга - Росгосстрах, " КапиталЪ Страхование" и Сургутнефтегаз - более чем вдвое опережают других игроков. Близки к ним, по нашим оценкам, не участвующие в рейтинге "Сибирь" и "Югория".

Росгосстрах занимает первое место по размеру собранных взносов в Свердловской, Курганской, Оренбургской областях и Башкирии, второе - в Удмуртии, третье - в Пермской и Тюменской (включая округа) областях. В пятерках лидеров по регионам Урала фигурируют также Военно-страховая компания - в шести из восьми, Ингосстрах и Уралэнергогарант - в четырех, РЕСО-Гарантия и "КапиталЪ Страхование" - в двух.

Рассмотрим ситуацию в конкретных видах страхования. В сегменте имущественных рисков по-прежнему лидируют кэптивы. Причина ясна: по размеру выплачиваемых премий по страхованию имущества с ЛУКойлом, Сургутнефтегазом, Магниткой могут сравниться немногие.

Особенный интерес с учетом событий прошлого года представляют лидеры в области страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Абсолютное первенство у Росгосстраха: его страховку получили на Урале водители 1,2 млн машин. На ближайших конкурентов приходится на порядок меньшее количество договоров ОСАГО.

Росгосстрах - единственная общероссийская компания, лидирующая в этом сегменте. Остальные - ЮжУрал- АСКО, "Северная казна", Урал-АИЛ, Сургутнефтегаз - игроки локальные, их деятельность концентрируется на территории одного субъекта. Такова характерная особенность конкуренции на рынке автогражданки и сопутствующих видов страхования (угон, ущерб) - преимущество здесь имеют местные игроки, специализирующиеся на данном сегменте.

По результатам рейтинга, на Урал приходится 11% общего объема собранных по России взносов и около 13% общего количества договоров ОСАГО. Средний размер полиса по региону (1,6 тыс. рублей) существенно ниже средней стоимости полиса по стране (1,9 тыс. рублей). В основном это заслуга Росгосстраха: на него приходится более 70% застрахованных, а средняя стоимость полиса составляет 1,5 тыс. рублей против 1,8 - 2,9 тыс. рублей у других страховщиков.

В российских условиях вложения в ОСАГО несут высокий риск. "Проблему базовых тарифов по ОСАГО можно будет обоснованно и аргументированно обсуждать не раньше, чем через год после начала действия закона, когда появится достоверная статистика", - считает вице-президент компании Росгосстрах Игорь Игнатьев. А значит, компании, активно развивающие это направление, легко могут потерять ощутимые ресурсы при любом раскладе: и если минимальный уровень тарифов был неверно рассчитан, и тем более если он будет снижен новым составом Госдумы.

В то же время именно эти компании снимут сливки с нового широкого круга клиентов: те, кто впервые страховался по ОСАГО, через некоторое время обратятся к своим страховщикам за новыми услугами, чем, вполне вероятно, окупят расходы страховщиков на низкорентабельную автогражданку. "Необходимость приобретать полисы ОСАГО заставила миллионы россиян более глубоко вникать в проблемы страхования. Многие из них уже убедились, что это действенный способ восстановления утраченного и реальный путь накопления средств на образование, пенсионное обеспечение", - говорит Игорь Игнатьев.

Приоритеты и трудности

Путем опроса страховых компаний мы попытались оценить факторы, влияющие на страховой рынок, и наметить направления, которые, по оценкам самих страховщиков, станут приоритетными в ближайшем будущем.

Среди факторов, определяющих ситуацию на страховом рынке Урала, выше всего страховщики оценивают состояние финансовой инфраструктуры и информационных технологий (от 3,5 до 4 баллов по пятибалльной шкале). Это неудивительно: банковская система Свердловской области, по мнению экспертов, стоит на третьем месте по уровню конкуренции после Москвы и Санкт-Петербурга; в Тюменском регионе, Челябинской области и Башкирии расположены головные офисы банков российского масштаба. Аналогичная ситуация на рынке ИТ-технологий (см. наше недавнее исследование, "Э-У" 8 от 01.03.04).

Несколько хуже дела обстоят с платежеспособностью потребителей, инвестиционной привлекательностью региона, отношением властей к страховому рынку, сервисной инфраструктурой страхового рынка и доступностью для потребителя специализированных консультационных услуг. Уровень развития этих факторов страховщики оценивают от 3 до 3,5 балла.

Наиболее проблемные моменты - неразвитая информационная среда (отсутствие статистической и иной информации о рынке), качество менеджмента местного бизнеса, неосведомленность потребителей, кадры и законодательство. Три последних фактора страховщики наиболее часто упоминают в качестве ключевых причин, препятствующих развитию отрасли, причем на первом месте (62,5% упоминаний) с большим отрывом - низкая осведомленность потенциальных клиентов о страховых услугах. Есть и другие проблемы: почти 40% анкетируемых назвали недостаточную платежеспособность потребителей, неразвитость сервисной инфраструктуры и отношение властей. Однако, судя по упоминаемости, острота этих проблем не идет ни в какое сравнение с неосведомленностью потребителей. Именно это заставляет надеяться, что в текущем году благодаря обязательной автогражданке наконец произойдет существенный сдвиг в восприятии страховых услуг рядовым гражданином. Пусть насильно, но люди получили "прививку" цивилизации. Теперь рост интереса к страховым продуктам со стороны населения должен пойти по нарастающей.

Парадоксально, что вопросы рекламы, укрепления брэнда стоят на восьмом месте в шкале приоритетов. Возможно, компании считают эффект "насильственного" внедрения в сознание потребителя азов страховой культуры несравненно более сильным и не видят смысла в дополнительных расходах.

Безусловным приоритетом развития страховщиков в будущем году станет совершенствование продуктов в существующих видах страхования (4,3 балла по пятибалльной шкале в среднем по компаниям). Особенно это актуально в ситуации с ОСАГО, где лояльность потребителя прямо зависит от качества продукта. На втором месте - развитие новых видов страхования. Выход игроков на смежные сегменты рынка приведет к усилению конкуренции. Замыкает список приоритетов совершенствование управленческих факторов: системы мотивации персонала, организационной структуры, качества финансового контроля и уровня управляемости компаний. Таким образом, приоритеты уральских страховщиков смещаются в область внутреннего развития.

Самыми серьезными барьерами на пути развития регионального страхового рынка компании считают низкую осведомленность потребителей, неразвитое законодательство и отсутствие кадров