"Губернаторы первых объединившихся регионов получат деньги, преференции и возможность избрания на еще один срок"

предсказывает политолог Анатолий Гагарин

- Анатолий Станиславович, на Урале мы видим попытки реализовать сразу три сценария объединения регионов. Что у них общего?

- Везде есть ярко выраженная необходимость укрупнения. Российские реформы, по большому счету, начинают пробуксовывать. И поставленные амбициозные задачи вроде удвоения ВВП должны быть подкреплены новыми ходами, не только политическими, но и экономическими. Идея объединения регионов отвечает этому. При реализации проекта возникнут новые потоки - экономические, интеграционные. Другой важный аспект в том, что укрупнение регионов сделает их более инвестиционно привлекательными. А это сейчас тот самый конек-горбунок, который вытащит нашу экономику. Появляется огромное поле для приложения деловых амбиций, продвижения бизнес-проектов, формирования новых рынков. Если прежние административные и экономические границы стираются, крупные предприятия смогут преодолеть административные барьеры. Конечно, бизнес-структуры будут испытывать определенные неудобства: у них были прикормленные чиновники. Но взамен мы получим возможность сокращения чиновничьего аппарата, а с этим сократится и коррупционная составляющая отношений власти и бизнеса.


Анатолий Гагарин

- А может, коррупционная составляющая только усилится, ведь надо будет налаживать отношения с новыми чиновниками?

- Передел собственности с помощью автоматов теперь невозможен. При объединении вокруг нового центра бизнесменам придется вырабатывать новые правила игры, выстраивать новые взаимоотношения с властью. Хотя не исключено, что на первом этапе будет развязана мощная PR-война: у каждой ФПГ есть свои PR-бойцы, свое лобби. Но победят представители бизнес-элиты, способные идти на компромисс.

- Как вам кажется, объединение регионов пойдет по легитимному сценарию, предполагающему делегирование части государственных функций, перераспределение средств в пользу регионов, или федеральный центр будет насильно прикреплять слабые регионы к сильным, не делясь никакими полномочиями?

- Фридрих Ницше говорил: "Только сильный может быть великодушным". У нас же сильный - автоматически великодушный, по принуждению. Это породило своеобразную формулу "донор - реципиент". Гениальность пермского хода в том, что губернатор Юрий Трутнев взял на себя эту функцию самостоятельно, прекрасно понимая, что получит определенные субвенции. И получил: 12 млрд рублей за объединение и 1,6 млрд рублей годовых в течение четырех лет. Сейчас губернатор Красноярского края Александр Хлопонин говорит, что это была его идея. По его версии, регион, который добровольно взял на себя более слабого соседа, приобретает внятную инвестиционную программу, позволяющую вытащить убыточную территорию, для которой сохраняются все запланированные субвенции, и "подъемные-интеграционные" - на объединение и развитие. Я думаю, администрация президента пойдет на это, как и в пермском случае. И тут - кто успел, тот и съел. А оставшимся в хвосте еще непонятно, что достанется: пряников не хватает на всех. Губернаторы, возглавившие первые объединившиеся субъекты, получат огромные деньги, экономические преференции, возможность для третьего (или в очередной раз первого) срока. Именно поэтому сейчас стоит очередь из желающих объединяться.