2004, 6 (133)

15 марта 2004, 00:00
  Урал

Дезинтеграции не бывать

Полностью согласен с комментарием А. Задорожного. В период, когда мы наблюдаем нарастающую централизацию Власти, говорить об угрозе "полураспада", может, и нужно - но преимущественно в части теоретического моделирования. Даже притом что проблемы управления территориями, как говорится, налицо. В этой ситуации оправданно анализировать не полумифическую пока дезинтеграцию, а, наоборот, результаты введения института полпредства - как реальный факт. (Результаты эти, мягко говоря, двойственны, хотя в целом существование этого института можно оценить положительно, хотя бы как действенного "ока государева" на местах. Да и вреда от него не столь много. А то, что не сбылись отдельные завышенные ожидания, - "своя песня"). То есть следует вести речь о государственных инструментах, более беспристрастных, более отдаленных от бизнеса, нежели региональные власти, и вместе с тем структурно близких территориям. И не нужно бояться напомнить о недоучете имевшейся практики, об игнорировании уже имевшихся образований, например, Ассоциации "Большой Урал", которая, вероятно, воплощала более обоснованное объединение группы территориальных социоэкономических интересов. Федеральной власти нужно было поддерживать эту логику, а не рушить. А моделирование "округов" (как выразителей интересов территорий, интеграционно-контролирующих механизмов) производить с учетом "встречных традиций", пожеланий "снизу". Предполагаемый вариант развития - до элементов парламентаризма, "совета старейшин", представителей от региональных парламентов - как места ротации губернаторов, мэров, наконец! Ведь, бесспорно, сменяемость власти необходима. Но куда при этом девать высвобождающиеся, реально крупные фигуры государственного масштаба? Уход в бизнес для некоторых из них не только не возможен, но и просто опасен. Так что создание своего "запасного аэродрома" для них вполне естественно. Угроза того, что они "споются", надумана. Это самостоятельные люди, со своими, "корневыми", в том числе и личными интересами, весьма часто (и конкурентно) расходящимися. В общем, интеграцию нужно растить, но в угоду не предположениям, а реальной выгоде, которую необходимо выявлять и называть. Например, ряд окружных совещаний делать не 1,5 - 2-часовыми, а рабочими, диалоговыми. В том числе доверяя регионам часть затрат на организацию этих мероприятий.

Максим