"Рабочий с высшим образованием - не утопия, а необходимость движения вперед"

22 марта 2004, 00:00
  Урал

считает ректор Уральского государственного профессионально-педагогического университета Геннадий Романцев


- Что такое "рабочий"? В представлении многих - "каменотес", человек, выполняющий простейший труд. Это не так. Вот одно из моих определений: это человек, венчающий процесс производства товара. Есть президент компании, директор завода, начальник цеха, мастер. Рабочий - последний в этой цепочке, тот, кто находится в непосредственной близости к производимому продукту. Даже если все операции выполняет робот, рабочий - тот, кто им управляет. А поскольку технический уровень производства растет, и уровень рабочего должен расти. В Японии 80% рабочих с высшим образованием, в США 43% рабочих имеют высшую квалификацию, в Германии - 56%. В России лишь 15%. О чем говорить, если лишь пятая часть мастеров производственного обучения имеет диплом высшего учебного заведения. Наш вуз выполняет госзаказ по подготовке педагогов для профтехобразования. Но не выполняет миссию, потому что молодые специалисты редко идут работать в училища и техникумы из-за низкой зарплаты. И все-таки рабочий класс с высшим образованием - не утопия, а необходимость движения вперед. Когда-то и инженерные специальности в институтах выглядели исключением, сегодня это привычно.

Но пока приходится говорить о восстановлении системы начального и среднего профессионального образования. Она сильно пострадала в эпоху перемен, ни государству, ни предприятиям было не до нее. Но сейчас, когда производство набирает обороты, без рабочих не обойтись. Есть, на мой взгляд, три пути решения проблемы. Первый: воссоздать на старой основе, но на новом уровне систему подготовки рабочих кадров. Второй: готовить рабочих не в сфере образования, а на самих предприятиях; по этой дороге сегодня идут многие крупные производители. Третий, самый дорогой и неперспективный, но самый легкий: использовать заграничный труд.

Наиболее оптимальный для страны вариант - реальные вложения в систему профессионального образования со стороны как государства, так и бизнеса. Ведь просто обучить специальности, как это делается на предприятиях, можно быстро. Но задача в том, чтобы человек соответствовал современным представлениям об уровне культуры производства.