Проект планетарного масштаба

Урало-Сибирский экономический кластер уже сегодня может сформировать программы развития мирового уровня. Они обеспечат существенные геоэкономические преимущества не только региону, но и всей России

Наиболее важным процессом геоэкономики, стимулирующим ускоренное и устойчивое развитие России, должно стать создание Урало-Западносибирского экономического района. Эта стратегически важная для страны задача требует скорейшего решения, так как на ресурсной базе нового кластера могут сформироваться производства всемирного значения, а ускоренное развитие современной транспортной инфраструктуры сделает продукцию, производимую здесь, конкурентоспособной на мировом рынке. Развитие интеграции Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Тюменской области, а затем этих регионов и Урала станет "точкой роста" экономики не только этих субъектов федерации, но и России в целом. Сегодня этому есть убедительные доказательства.

На перекрестках мира

Геостратегическое положение Урало-Западносибирского региона позволяет ему при реализации межрегиональных и международных транспортных проектов стать мировой пространственной осью, соединяющей социально-экономические системы Запада (Европа; международные проекты Северный транспортный коридор и Транспортный коридор Берлин - Москва - Пекин) и Востока (Китай, Индия, Корея, Япония и т.д.); Севера (государства Арктического бассейна; международный транспортный проект Северный морской путь) и Юга (государства Центральной Азии; международный транспортный проект ТРАСЕКА).

Топливно-энергетические потоки определяются как традиционными западноевропейскими, так и новыми направлениями - восточным, южным и юго-восточным (Китай, Индия, Юго-Восточная Азия). В западноевропейском направлении существенного увеличения экспорта энергоносителей на долгосрочную перспективу не ожидается. Между тем назревает стремительный рост энергопотребления в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Индии. Это определяет возможность интегрирования экономик Тюменского региона и этих территорий. Сегодня Тюменский регион экспортирует углеводородное сырье в основном в европейские страны и государства СНГ. С точки зрения геополитики представляется, что он должен обратить пристальное внимание на рынки углеводородов Центральной (Средней) Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и Индии. В рамках встречи министров стран Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в Эдмонтоне в августе 1997 года рассмотрен международный проект поставки газа в страны этого региона стоимостью 20 - 30 млрд долларов. В основном проект касается Китая, Японии и Кореи. По экспертным оценкам, спрос на импортный газ в этих государствах и Индии после 2010 года может возрасти на 150 - 170 млрд кубометров в год.

Манящий дракон

Одним из крупнейших мировых покупателей газа в наступившем столетии станет Китай. Потребление нефти в этой стране выросло за последние десять лет примерно вдвое, при этом собственные запасы быстро истощаются, и для поддержания устойчивых темпов роста она все больше полагается на импорт. Принято решение об увеличении ввоза энергоносителей и формировании государственного запаса нефти, который должен обеспечить бесперебойную работу экономики в течение 60 дней.

Восточные районы Китая значительно перенаселены, по этой причине миллионы гектаров плодороднейших земель выведены из оборота. В то же время центральные и западные районы страны в социально-экономическом плане относительно слабы. Для ускорения их развития в марте 2001 года в Китае принята программа 10-й пятилетки (на 2001 - 2005 годы). По ней, на прилегающих к Монголии, России, Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Индии территориях предполагается расселить до 250 млн китайцев.

Интересующие Россию западные территории Китая (в основном пустыни и полупустыни, что само по себе требует огромных затрат энергии для создания там нормальных условий проживания) не обладают необходимыми запасами углеводородного сырья и мощностями по производству электроэнергии. При этом расположены они ближе к нефтяным и газовым месторождениям Западной Сибири, чем Западная Европа. Поэтому тюменские нефть и газ - наиболее перспективные для них энергетические источники.

Привлечение китайского и индийского капиталов в разведку, разработку новых месторождений Западной Сибири и поддержание добычи на действующих, переработку и транспорт углеводородного сырья отвечают интересам России. Тем более Китай уже финансирует крупномасштабные (разведка, добыча, переработка, транспорт) нефтегазовые проекты в различных государствах. Так, в апреле 1997 года Китай и Казахстан подписали ряд соглашений об участии Китая в развитии казахстанской нефтяной промышленности, в том числе строительстве магистральных нефтепроводов.

Нефтегазовая дорога на Восток

Поставка нефти с месторождений Западной Сибири в Китай может стать одним из главных факторов устойчивого социально-экономического развития Тюменского региона и России в целом. Наиболее оптимален казахстанский маршрут: Павлодар - Зайсан - Карамай (Китай) - Урумчи. До Павлодара нефтепровод уже проложен. Протяженность участка трассы Павлодар - Карамай, проходящего на всем протяжении вдоль первоклассного шоссе, составляет не более 1300 км. Однако Минэнерго РФ поддерживает вариант транспортировки западно-сибирской нефти в восточные районы Китая (Дацин) протяженностью порядка 9000 км, экономически и политически не выгодный России.

Если направление поставки газа также переориентировать с Западной Европы на Китай, освоение крупного Бованенковского газового месторождения на полуострове Ямал можно было бы начать уже в ближайшие годы. Наиболее оптимальный маршрут транспорта газа: Бованенково - мыс Каменный - мыс Парусный - Ямбург - Уренгой (вдоль трассы действующего газопровода на Тюмень до Сургута). Далее через Томскую и Кемеровскую области, Алтайский край и Республику Алтай - в Китай (Урумчи). Затем трасса газопровода может пойти вдоль Каракорумского шоссе (Китай) в Индию и Пакистан.

Активное форсирование участия России в лице Тюменского региона в программе развития западных территорий Китая даст нам крупного, постоянного, финансово надежного потребителя западно-сибирской нефти, газа, электроэнергии. Оно значительно уменьшит строительные, транспортные и эксплуатационные расходы по доставке нефти, газа и электроэнергии, а следовательно, увеличит прибыль предприятий ТЭКа. Важнейшим организационным моментом в реализации такой программы станет создание международного консорциума, в который вошли бы Россия, Китай, Казахстан и Киргизия.

Ради мира на Земле

Воплощение в жизнь этой программы и международных транспортных проектов имеет планетарное политическое значение. Объединение, основанное на общности экономических, политических, а возможно, и военных интересов России, Китая и Индии в рамках единого международного договора, позволит в перспективе системно воспрепятствовать, во-первых, "революционному" продвижению исламских радикальных течений (ваххабизма), что значительно ослабит напряженность на границе Афганистан - центрально-азиатские страны; во-вторых, проникновению афганских наркотиков (в основном героина) на территорию России и центрально-азиатских государств; в-третьих, массовой миграции китайцев из западных территорий Китая в Урало-Западносибирский регион России и на территорию центрально-азиатских государств (в настоящее время в приграничных с Китаем районах Казахстана преобладает китайское население).

Совокупный экономический, политический и военный потенциал России, Китая и Индии, их почти 2,5-миллиардное население, создаст самую влиятельную на мировой арене политическую силу. Она будет, безусловно, в состоянии решать афгано-пакистанскую, иракскую и другие проблемы, дестабилизирующие мирное сосуществование, активно участвовать в формировании многополярного геополитического диалога на нашей планете. А это - необходимое условие ее устойчивого развития.