"Нам приходится учиться оперировать экономическими категориями"

Анна Никитина
29 марта 2004, 00:00
  Урал

- отмечает генеральный директор туристической компании " Ява Тур" Олег Аксельрод

- Каждый сезон с одной стороны - труднее, а с другой - интереснее. Например, в прошлом году многие турфирмы переоценили спрос и выбросили на рынок слишком много предложения: если в 2002 году в Турцию отправлялось 1100 клиентов в неделю (спрос и предложение были сбалансированы), то в 2003 году - более 2 тысяч в неделю. Рентабельность бизнеса, естественно, упала. Крупные операторы вынуждены были демпинговать, чтобы получить хоть какие-то деньги. В итоге они отправили в два раза больше туристов, но заработали на 30% меньше, чем в 2002 году. Боролись за количество туристов в ущерб рентабельности бизнеса.


Олег Аксельрод

В этом году стремление крупных операторов увеличить количество клиентов совпало с приходом на рынок столичных компаний Tez Tour и Sunrise - крупных поставщиков на массовых направлениях Турции и Египта. Москвичи считают не отдельный рейс, а сезон в целом, выстраивая гибкую ценовую политику. Это одно из их стратегических преимуществ. При больших оборотах и прямых выходах на гостиницы у них есть возможность часть туров продавать дороже средней стоимости, часть - дешевле, а в среднем избегать потерь. Мы только начинаем осваивать эти технологии: в июне билет в Египет стоит 200 долларов, а в мае - 400 при рентабельности в 300%. На одних туристах мы зарабатываем, а на других теряем, зато удерживаем цепочку.

Более четкое планирование бизнеса позволит решить такую проблему, как потребительское давление, когда потенциальные туристы ждут "горящих" путевок. Такая ситуация складывается именно в силу того, что бизнесмены от туризма нечетко распланировали продажи. Другим словами, мы сами создаем эти "горящие" места. Хотя потребитель должен понимать, что приобретение такой путевки сравнимо с покупкой колбасы, у которой завтра последний день реализации. Надо планировать рынок, чтобы все продавалось по нормальной цене, устраивающей и нас, и клиентов. Будем надеяться, что рынок даст еще больше клиентов, а операторы попытаются точно спрогнозировать объемы продаж.

Мы будем искать свои ноу-хау. Например, в этом году выпускаем собственный европейский каталог по новым предложениям. Я рассчитываю, что в этом году, пользуясь большим количеством рейсов в Европу, многие захотят поехать туда самостоятельно - на австрийские, германские, французские термальные курорты. В связи с этим мы будем предлагать туры fly and drive, когда приезжаешь в Париж, берешь в аэропорту машину и проводишь два-три дня во французских провинциальных городах.