Март вошел в историю ЖКХ двумя взаимосвязанными событиями. За месяц до завершения отопительного сезона руководство ОАО "Российские коммунальные системы", чьи дочерние предприятия арендуют сети в 23 регионах страны, заявило: долги потребителей перевалили за миллиард рублей, только за февраль дебиторская задолженность населения, промышленности и бюджетов всех уровней выросла на 32%, составив 1,48 млрд рублей. Больше всего недоплатили бюджеты. Коммунальщики пригрозили должникам отключениями. Заявление могло бы затеряться среди подобных, если бы не неожиданная поддержка со стороны руководства Госстроя РФ. Выступая на прошедшем в середине марта в Москве V Всероссийском форуме по проблемам ЖКХ, заместитель председателя Госстроя Сергей Круглик неожиданно мягко и с пониманием отозвался на предупреждение председателя правления РКС Сергея Яшечкина о возможности отключений организаций бюджетной сферы. "Если мы не выплачиваем льготу, значит, мы толкаем коммунальное предприятие в банкроты", - заявил чиновник, признав тем самым ответственность государства перед частным бизнесом в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Одно это делает рынок ЖКХ гораздо менее рискованным.
Два в одном
Подчеркнем: говоря о конкуренции в ЖКХ, мы будем анализировать два разных сегмента этого рынка - на каждом конкуренция имеет свои особенности и сдерживающие факторы.
Сегмент первый - текущая эксплуатация домов, ремонт разной сложности, сбор и вывоз бытовых отходов, их утилизация. Это неплохая точка приложения усилий для малого и среднего бизнеса, если он в принципе будет допущен на этот рынок: более 80% всех работ оплачивается из бюджета. Пока муниципалитет, выступающий заказчиком и приемщиком работ, предпочитает видеть в роли исполнителя муниципальное унитарное предприятие (МУП). В Свердловской области только один пример работы на этом рынке частника: в Ревде несколько домов отданы в обслуживание и текущий ремонт частной фирме, построившей в свое время эти дома.
Массовый приход малого и среднего бизнеса, без которого рынок жилищных услуг немыслим, чиновники связывают прежде со становлением института товариществ собственников жилья (ТСЖ). Собственники приватизированных квартир, однако, в ТСЖ объединяться не спешат. Так, в Прикамье приватизировано 55% жилья, но количество ТСЖ администрацию не удовлетворяет. "Владелец квартиры, заинтересованный в сохранении и увеличении стоимости своего жилья, не хочет участвовать в процессе управления и эксплуатации, - недоумевает вице-губернатор Олег Жданов. - Вот здесь и должны появиться небольшие управляющие компании, способные работать в интересах ТСЖ на долгую перспективу". Чтобы стимулировать появление подобных компаний, Пермский деловой кадровый центр проводит обучение управляющих малыми коммунальными предприятиями. Как пример формирования спроса на эти услуги здесь приводят факт, когда одно ТСЖ перекупило управляющего у другого.
В Тюменской области с монополизмом муниципалитета борются своеобразно. "В прошлом году шаги к рынку сделаны с помощью административного ресурса, чтобы расширить рынок услуг в ЖКХ, развить конкуренцию", - рассказывает исполнительный директор Ассоциации предприятий и организаций ЖКХ Тюменской области Иван Михальчук. Весь городской жилой фонд передан в городское казначейство, которое заключает договоры на обслуживание с управляющими компаниями любой формы собственности. В этом году этап будет завершен. "Надо максимально развить систему самоуправления жильцов, дать им в помощь профессиональную управляющую компанию любой формы собственности", - уверен Иван Михальчук.
Кроме привлечения граждан к участию в ТСЖ, проводятся и структурные преобразования, призванные способствовать приходу в жилищное обслуживание малого бизнеса. Так, в середине 2000 года муниципальные управления ЖКХ Пермской области разделены на две части: службу заказчика с административно-управленческими функциями и службу подрядчика, забравшую производственные функции. Введена система муниципального заказа, начал создаваться рынок подрядных организаций в сфере обслуживания и содержания жилищного фонда. С апреля прошлого года в области проводится эксперимент по реформированию служб заказчика в муниципалитетах Перми, Нытвенского, Чернушинского и Красновишерского районов. Наибольшую результативность показала Нытва: персонал службы заказчика сократился на 25%, а расходы на приобретение материалов для текущего ремонта увеличились вдвое.
Второй сегмент рынка ЖКХ - водоснабжение и водоотведение, обеспечение теплом, электричеством, газом. В полной мере назвать его свободным нельзя, он ограничен естественной монополией арендатора или владельца теплоисточника, сетей, системы водоснабжения или водоотведения. Именно в этом сегменте преобразования наиболее болезненны: инфраструктура крайне изношена, регулирование тарифов на услуги и необходимые бюджетные субсидии - в руках местной власти. А власть из-за политической составляющей тарифы поднимать не спешит, выплату бюджетных денег регулярно задерживает, доводя учрежденные ею же МУПы до банкротства. Поэтому приход частников на коммунальный рынок - это еще и отстраивание грамотных финансовых отношений с властью, чего МУПы как структуры зависимые позволить себе не могут.
Опытным путем
Разгрести "авгиевы конюшни" коммуналки под силу только компаниям, имеющим финансово сильных учредителей, способных дотировать неизбежные убытки за счет других, прибыльных видов бизнеса. Именно состоятельные компании могут получить долгосрочные и дешевые кредиты, без которых невозможно представить инвестиции, а значит, и реформу в ЖКХ. Такими компаниями стали региональные филиалы энерго-газпромовской РКС, а также " Комплексные энергетические системы" (КЭС). Региональные дочки РКС работают в Свердловской и Пермской областях. В Тюменской области пошли своим путем: передали все коммунальное хозяйство вплоть до внутридомовых тепловых муниципальных (в Тюмени и Тобольске) сетей в обслуживание Тюменьэнерго.
Проблемы, с которыми столкнулись частники в разных регионах, примерно одинаковы. Первая: никто толком не знал, что конкретно он берет в аренду или долгосрочное обслуживание. В свое время местные власти принимали от предприятий коммунальное хозяйство без аудита, не имея ни сил, ни средств на инвентаризацию. Теперь частнику, пришедшему на рынок, приходится одновременно проводить аудит и вкладывать деньги для начала в юридическое закрепление сетей за... властями города. Около 70% имущества не зарегистрировано как за муниципальным образованием на праве муниципальной собственности, так и за МУПом, владеющим этим имуществом на праве хозяйственного ведения. На помощь призвали областное БТИ, которое обязалось размежевать и зарегистрировать права собственности. На эту грандиозную работу мы израсходуем 4,9 млн рублей", - рассказывает генеральный директор Свердловских коммунальных систем (СКС) Вячеслав Пракин. Сходная проблема и сумма на ее решение - у компании "Новогор-Прикамье". Тем же приходится заниматься и Тюменьэнерго.
Вторая проблема - низкая платежная дисциплина и населения, и бюджетов всех уровней. И дело не столько в том, что кто-то не хочет платить. Местные и региональные власти из политических соображений устанавливают уровень оплаты ниже федерального, а также раздают льготы, не подкрепляя их финансово. По словам министра строительства и ЖКХ Свердловской области Александра Карлова, задолженность за коммунальные платежи превышает 3,8 млрд рублей, из них 1,627 млн руб.- долги населения, 904 - бюджетных организаций, 825 - коммерческих структур; невыплаты по законам социальной направленности (за установленные льготы) властями местного уровня составляют 421 млн руб., регионального - 27, федерального - 29 млн руб.
Непредвиденные затраты необходимо возмещать. Это заставляет бизнес поднимать вопрос о тарифной политике. Тарифы, по словам Ивана Михальчука, - краеугольный камень рынка ЖКХ. В СКС говорят, что находят понимание со стороны местного РЭКа и готовы работать на существующем уровне тарифов. "Неплохо было бы закрепить этот тариф на несколько лет, чтобы лишь индексировать его на инфляционную составляющую. Так у нас появится предсказуемость работы", - говорит Вячеслав Пракин. Это позволит СКС разработать долгосрочную стратегию обновления фондов и снижения издержек. Генеральный директор ООО "Новогор-Прикамье" Михаил Никольский считает, что если администрация Перми будет настаивать на принятии "Новогором" 500 км сетей (к 1500 км уже арендованных), ему придется поднять вопрос о повышении тарифов.
Бизнес, работающий в ЖКХ, прекрасно понимает, какую важную социальную роль играют цены на коммуналку. Кроме того, пока его финансово выручают учредители и хозяева. Но долго терпеть неплатежи бюджета и населения, заниженные тарифы он не может. "Пока местные советы, устанавливающие тарифы на селе, играют в политику и занижают тарифы, предприятиям малого и среднего бизнеса будет невыгодно работать на этом рынке", - уверен Иван Михальчук.
Среди предприятий, пришедших на рынок ЖКХ, есть и коммунальщики поневоле. Так, Полевская коммунальная компания образована при Северском трубном заводе (СТЗ) в Полевском Свердловской области. Опыт ее интересен, поскольку ситуация типична для уральских городов-заводов. В свое время СТЗ передал всю коммуналку городу, оставив на балансе только теплоисточники, без которых невозможно снабжение цехов. Но эти теплоисточники традиционно строились с тем расчетом, чтобы отапливать и городские объекты. А муниципальный бюджет лишь накапливал долги за потребленное тепло. Ситуация настолько обострилась, что спровоцировала несколько заседаний Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области, на которых поднимались проблемы неплатежей бюджетов за коммунальные услуги. Но и после проработки проблемы особой комиссией властей задолженность муниципалитетов металлургическим предприятиям выросла за 2003 год на 18% и достигла 1200 млн руб. Суровая необходимость напрямую получать за поставленное тепло деньги от населения и хозяйствующих субъектов заставляет крупный бизнес создавать коммунальные компании. Инвестиции в ЖКХ становятся, по сути, способом защиты бизнеса от необязательности и бедности государства.
Есть в УрФО еще один интересный "пионерский" опыт. На юге Тюменской области по заключенному в сентябре 2002 года протоколу муниципальные тепловые сети приняты на техническое обслуживание подразделением Тюменьэнерго - Тюменскими тепловыми сетями. Причем в Тюмени и Тобольске началась приемка арендованных внутридомовых сетей. "Если мы дом берем, то мы берем его в комплексе: в подвале должен быть один хозяин", - рассказывает о намерениях Тюменьэнерго Иван Михальчук. Заняться коммуналкой энергетикам пришлось не от хорошей жизни. Генеральный директор ОАО "Уральская энергетическая управляющая компания" Алексей Бобров, комментируя передачу, утверждал, что необходима она как населению, так и компании: "Территорию будет централизованно обслуживать одна организация. Наша энергокомпания на 100% готова к зиме, но что толку, если 90% аварий, а значит, отключений света в домах, происходит в муниципальных сетях". В сельских районах Тюменьэнерго поручено рассмотреть систему управления всем комплексом коммунального хозяйства, включая непрофильные водоснабжение и водоотведение. "Это оправдано: если энергетики заберут себе только тепло- и электроснабжение, все просто развалится", - уверен Иван Михальчук.
Сила -в постоянстве усилий
Уже ясно: без бизнеса в коммунальных делах не разобраться. Но власть со своей стороны обязана сделать отрасль инвестиционно привлекательной. Дальше всех в создании условий для прихода инвестиций в ЖКХ продвинулась Пермская область. Здесь осознали: 60 млрд рублей, необходимых для выведения коммуналки из кризиса, бюджетными капиталовложениями (по итогам 2003 года, 170 млн рублей плюс средства муниципалитетов и предприятий) не закрыть. Комплекс ЖКХ разделили на отдельные инвестиционные проекты: муниципальные водоканалы, водозаборы, очистные сооружения и теплотрассы. По словам вице-губернатора Олега Жданова, "это значительно облегчило процесс взаимопонимания и определило направление инвестиционной политики в ЖКХ". Результат внятного представления того, что власть хочет от бизнеса, появился незамедлительно: в 2003 году администрация заключила соглашения о сотрудничестве практически со всеми федеральными операторами ЖКХ (подробнее о проектах крупного бизнеса на Урале см. "Э-У" 38 от 13.10.03).
Аналогичные работы ведутся и в Свердловской области. "Ликвидация МУПов как посредников привела нас к выводу, что необходимо разработать хотя бы схемы обеспечения городов теплом, системами канализации и так далее, - формулирует первоочередную задачу Александр Карлов. - Имея такие обсчеты, работать с будущими инвесторами намного проще".
Привлекая бизнес, региональные власти осторожничают, формируя на территории области своеобразные коммунальные бизнес-инкубаторы. "У каждой компании существует стратегическое направление работ - создание электросетевой компании или управление системами водоснабжения и теплоснабжения, взятыми в аренду, - говорит Олег Жданов. - Понятно, что необходимый опыт работы с инвесторами нужно накопить. В России нет большой практики передачи в управление частным компаниям систем жизнеобеспечения". Поэтому, предъявляя повышенные требования к арендным заявкам, региональные власти разводят соискателей по разным территориям. Так, ОАО "Пермские коммунальные системы" арендовало имущество МУП "Тепловые сети" поселка Губаха и получило добро от областной администрации на аренду МУП "Городские электрические сети" Краснокамска. ЗАО "Комплексные энергосистемы" предложило взять сети Соликамска, Гремячинска, Кунгура, Кизела, Чусового и т. д. Дабы не класть все яйца в одну корзину, заключено соглашение с региональной компанией ООО "Пермгазэнергосервис", заинтересованной в аренде муниципальных угольных и мазутных котельных, переводе их на газ и дальнейшем снабжении населения теплом. У газовиков уже имеется опыт управления котельной, принадлежащей ОАО "Велта" в городе Нытва.
С точки зрения компаний, уже попробовавших себя на коммунальном поприще, основной сдвиг, по терминологии булгаковского профессора Преображенского, должен произойти в головах. По мнению Михаила Никольского, если власть намерена решить задачу привлечения инвестиций, она должна безоговорочно принять установку, что бизнес пришел зарабатывать. Он готов вкладывать средства, даже если их возврат с прибылью - дело отдаленной перспективы. В такой ситуации шаги, ущемляющие интересы бизнеса, если на то нет твердого экономического обоснования, недопустимы.
Дума Перми, например, недавно снизила норматив потребления воды, обоснованный Пермводоканалом, с 306 до 250 литров на человека в сутки. "Такой перекос вкупе с тем, что для населения думой установлен тариф ниже экономически обоснованного (в системе водоснабжения и водоотведения в Перми действует система перекрестного субсидирования), приводит к тому, что абсолютно невыгодно планировать какие бы то ни было инвестиции в улучшение водоснабжения населения. Я думаю, что сложившаяся ситуация отражает не ретроградство городской думы, а ситуацию в отношениях между нею и прежним руководством Пермводоканала", - считает Михаил Никольский. Другой больной вопрос - тарифная политика государства: от него требуется стабильность, необходимая для составления жизнеспособных и долгосрочных бизнес-планов.
С какими бы целями (вернуть долги, сохранить рынок сбыта или реально зарабатывать на предоставлении коммунальных услуг) частник ни приходил в жилищно-коммунальную сферу, отношение власти к нему - сдержанно-наблюдательное. Ключевое слово здесь - эксперимент. Он позволит наработать опыт взаимоотношения власти и бизнеса в этой социально значимой сфере, выработать насколько возможно правила игры и сформировать предпосылки для возникновения конкуренции. Для этого, если учитывать юридическую, имущественную и финансовую запущенность ЖКХ, власти требуются колоссальные усилия, а прежде всего - четкая формулировка не только тактических, но и стратегических задач. Власть, таким образом, должна продемонстрировать ровно тот же подход, что сейчас показывает бизнес. Это первый шаг на пути понимания того, что частник в коммуналку пришел всерьез и надолго.
Пермь - Екатеринбург - Тюмень