Контрольный раздел

Ирина Перечнева
5 апреля 2004, 00:00
  Урал

Уральские брокеры и дилеры получили фондовый профсоюз - маленький, зато свой

Регулятор российского фондового рынка - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) - упразднен в ходе административной реформы. На смену ему придет новый орган - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Одним из последних важных решений ФКЦБ стала выдача разрешения на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации (СРО) Некоммерческому партнерству профессиональных участников фондового рынка Уральского региона. Таким образом, брокеры и дилеры Урала получили единственный в России официальный фондовый профсоюз. Каковы будут его полномочия и роль в условиях реализации административной реформы, каких изменений в сфере регулирования стоит ждать брокерам и дилерам - об этом шла речь на совещании профучастников фондового рынка, работающих на территории УрФО.

Как хотите, так и понимайте

В сферу регулирования ФСФР кроме работы фондовиков войдет деятельность управляющих компаний в части пенсионных денег, НПФ - в части инвестирования накопительной части пенсий, а также всех бирж. Некоторые аналитики считают, что активы, контролируемые новой службой, будут превышать показатели банковской системы страны. Таким образом, на рынке создается своего рода мегарегулятор. И все же, считает руководитель регионального отделения ФКЦБ Владимир Крысов (формально все подразделения ФКЦБ действуют до момента фактического создания нового органа), на 95% ФСФР будет выполнять прежние функции комиссии.

В целом участники рынка создание ФСФР одобряют.

- Изменение системы контроля за фондовым рынком - давно назревшая проблема. В последнее время ФКЦБ фактически превратилась в министерство, которое при принятии решений не учитывало мнение участников рынка, - говорит генеральный директор компании " Тэкси-сток", член экспертного совета ФКЦБ Андрей Виницкий.

Его поддерживает и генеральный директор ИК " Благодать Секъюритиз" Всеволод Чащин: "Многие проблемы фондового рынка ФКЦБ не решала. Была выстроена такая бюрократическая машина, которая не давала хода никаким инициативам. Чтобы зарегистрировать в Москве выпуск ценных бумаг, нужно было потратить массу сил и денег. Например, ФКЦБ могла отказать в регистрации проспекта только на том основании, что в нем написано "региональное отделение по УрФО", тогда как по ее мнению правильнее "региональное отделение в УрФО"".

Ликвидация ФКЦБ, однако, не означает, что административное давление уменьшится. "Требования будут ужесточаться. Как хотите, так и понимайте", - предупредил Владимир Крысов.

Закритиковались

У брокеров и дилеров Уральского региона, в отличие от других территорий, есть шанс облегчить себе жизнь через создание сильной и мощной СРО, которая возьмет на себя часть полномочий организации внутреннего контроля. 26 февраля 2004 года ФКЦБ в рекордно короткие для этой процедуры сроки (само некоммерческое партнерство создано только в конце 2003 года) разрешило новой организации работать в качестве СРО. Столь стремительный для российской бюрократии "документооборот" удивил участников рынка. Общероссийский профсоюз - НАУФОР - два раза подавал документы на статус СРО и оба раза получал отказ. ФКЦБ объясняла его тем, что документы надо доработать. В трактовке Владимира Крысова это звучит так: "Нельзя вести диалог с госорганами, как делала это НАУФОР. Надо уметь договариваться, НАУФОР же все время только критиковала ФКЦБ".

НАУФОР действительно много и часто критиковала ФКЦБ. Поэтому большинство участников рынка сходятся во мнении, что именно в пику ей ФКЦБ так быстро зарегистрировала региональную СРО, передав этой организации часть полномочий в сфере внутреннего контроля на уровне Уральского региона. Видимо, таким образом ФКЦБ пыталась ослабить позиции оппонента. "Безусловно, авторитет НАУФОР пошатнулся, - считает Владимир Крысов. Теперь члены партнерства имеют право сдавать отчеты в свою СРО, а не возить их для утверждения в Москву. Внутри СРО они могут создавать третейский суд, сами разрешать внутренние конфликты, организовывать обучение специалистов".

Мнения брокеров по поводу функций и полномочий их организации, однако, разошлись. Так, Андрей Виницкий считает, что партнерство может и должно защищать и представлять интересы профучастников региона перед государственными органами власти.

- НАУФОР уже давно лоббировала интересы только московских компаний. Поэтому нам нужна сильная организация, которая помогала бы решать проблемы на федеральном уровне. Уральские компании всегда умели объединяться, недаром мы столько лет единственные в России не распускали региональную ассоциацию брокеров и дилеров. И тот факт, что именно мы первыми получили статус СРО, не случаен. Поэтому надо нам использовать свои преимущества. Сегодня есть масса способов дойти до государственных органов власти, в том числе и с помощью наших уральских депутатов, избранных в думу.

Всеволод Чащин, напротив, уверен, что региональная СРО должна в меньшей степени заниматься политикой и сосредоточить свои усилия на решении проблемы создания и функционирования новых финансовых инструментов:

- На рынке крайняя нехватка качественных бумаг, покрытых хорошими активами, для массовых инвесторов. Я считаю, что наша СРО должна принять активное участие в разработке стандартов обращения ипотечных бумаг и других аналогичных инструментов. Что касается функций контроля, то этот вид деятельности будет эффективным только тогда, когда не будет монополии. На мой взгляд, аналогичные структуры должны появиться как минимум в семи регионах России. Иначе получится то же, что и с НАУФОР, которая превратилась в монопольную и малоэффективную структуру.

Сошлись брокеры и дилеры в одном: чтобы их профсоюз стал сильным, он должен быть многочисленным. Пока в партнерстве 18 брокерских и дилерских компаний, в то время как на территории УрФО их зарегистрировано 140.

- Сейчас нужно ускорить прием в соответствии с уставом, и затем провести организационное собрание партнерства уже в качестве СРО, - завершил дискуссию генеральный директор ООО "Брокерско-дилерская компания УРВБ" Сергей Шустов.

Впрочем, участники рынка не склонны переоценивать значимость региональной СРО. Все понимают, что сегодня в России столько свободы, сколько позволит президент страны. Соответственно, судьба их инициативы во многом зависит от того, сколько полномочий дадут участникам рынка правительство и новый регулятор.

Екатеринбург