Пенсионная реформа в России стартовала неуверенно: частным управляющим компаниям доверили долю будущей пенсии только 2% населения. На наш взгляд, пассивность связана с двумя факторами: во-первых, люди не верят "частникам", а во-вторых, просто не хотят думать о будущем. Справедливости ради заметим: многие мужчины при нашей демографической ситуации действительно, простите за каламбур, могут быть покойны: на пенсию они должны выходить в возрасте 60 лет, при том что живут в среднем 59 лет.
Вследствие подобного нигилизма большинство управляющих компаний получили значительно меньше средств, чем предполагали. Нетрудно понять, что сложившаяся ситуация будет длиться еще не менее 10 лет, пока первые пенсионеры не начнут получать пенсию из двух источников (страховую и накопительную) и не оценят, приобрели они что-то или потеряли.
Если сегодня не придумать нестандартный аргументированный ход и не предложить населению нечто, способное его взбудоражить простотой и эффективностью, эдакую "конфетку", то вступающие в 2004 году в пенсионную реформу негосударственные пенсионные фонды (если они, конечно, не кэптивные: те заранее потирают руки в "административном восторге") испытают такой же шок, как и управляющие компании. Отличительной особенностью "конфетки" должно стать то, что съесть ее можно уже сейчас, а не через 10 - 20 - 30 лет, когда выйдешь на пенсию. Применение подобных разработок поможет воплотить пенсионную реформу в жизнь, сделает людей социально ответственными и принесет участникам схем серьезные доходы.
Тратим деньги
Одна из таких схем - инвестирование пенсионных средств в сферу торговли с предоставлением гражданам, участникам НПФ, торговых скидок по универсальной дисконтной карте. Отметим, что при разработке схемы мы отталкивались от следующих обязательных условий реализации подобных программ:
1. Пенсионные деньги должны остаться в Уральском регионе.
2. Инвестиции за счет пенсионных денег должны быть прямыми (не портфельными) и направляться в реальную экономику.
3. Люди, участвующие в таких программах, должны ощутить пенсионные деньги своими и работающими на них уже сейчас, а не в отдаленном будущем.
Суть предлагаемой схемы в следующем. Гражданин, переводя накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд, получает универсальную дисконтную карту, дающую право на скидки от нескольких торговых сетей (продуктовой, электроники, АЗС, сотовых компаний и пр.). При этом человек остается и с будущей пенсией и серьезно экономит на скидках по дисконтным картам.
Нами разработаны несколько вариантов подобных схем. В нашей статье мы обсудим два.
Принцип действия схемы 1 таков:
1. Гражданин Иванов И.И., владелец (распорядитель) средств накопительной части пенсии, направляет заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе ее в негосударственный пенсионный фонд НПФ "Речка".
2. Одновременно с отправкой заявления о переводе накопительной части пенсии гражданин Иванов заключает договор с НПФ "Речка" о пенсионном страховании и - в этом вся соль! - получает от торговой (продуктовой, электроники, АЗС, сотовой) компании "Урал" и НПФ "Речка" дисконтную карту, которая предоставляет право на скидку в сети "Урал".
3. НПФ "Речка" направляет пенсионные накопления в управляющую компанию "Доход" для инвестирования их путем размещения на депозите в банке "Баксы".
4. Банк "Баксы" предоставляет компании "Урал" кредит на условиях возмездности и возвратности, исходя из сумм депозита, направленного управляющей компанией из средств НПФ "Речка".
5. Гражданин Иванов, приобретая товары (услуги) в торговой компании "Урал", экономит на скидках.
6. Компания "Урал" возвращает кредит с процентами.
7. Инвестиционный доход зачисляется на пенсионный счет гражданина Иванова И.И.
Наиболее важной частью предложенной схемы является участие в ней именно предприятий торговли: они до сих пор не имели никакого практического интереса к системе НПФ. За счет сотрудничества с НПФ торговая компания не только увеличивает объемы оборота, но и получает дополнительное целевое кредитование из средств пенсионных накоплений, переведенных гражданами в НПФ.
Мы прекрасно осознаем: этот вариант в максимальной степени отражает интересы торговой компании, поэтому может быть признан полярным.
Второй вариант также полярен, но уже в пользу негосударственного пенсионного фонда.
Принцип действия схемы 2 подобен. Отличие заключается в следующем: переведенные пенсионные накопления инвестируются целевым образом не в торговую сеть "Урал" путем выдачи ей кредита, а размещаются на основе установленных инвестиционных параметров в государственные, субфедеральные и муниципальные ценные бумаги, корпоративные акции и облигации. Интересы торговой компании в схеме 2 также отражены: за счет широкого распространения дисконтных карт торговля наращивает объемы и соответственно увеличивает прибыль. В этом варианте торговая сеть, не получая кредит от банка "Баксы", зарабатывает дополнительные доходы только за счет роста объемов реализации.
Представленные варианты имеют цель привлечь пенсионные деньги в сферу торговли и заставить их работать и на владельцев накопительной части пенсии, и на торговые сети. В этой статье мы сознательно обсуждаем полярные варианты, максимально учитывающие интересы одной стороны (НПФ или торговой сети), соответственно распределяя доход. На практике, скорее всего, может быть реализована схема, сочетающая оба варианта и учитывающая интересы сторон в равной степени: часть переведенных пенсионных накоплений для диверсификации рисков будет инвестироваться по стандартным схемам в государственные ценные бумаги, акции и облигации корпораций (см. схему 2), а часть - направляться в виде кредитов в торговую сеть. При этом, вероятно, НПФ "Речка" и, соответственно, люди, переведшие в него накопительную часть пенсий, смогут получать долю доходов от роста объемов реализации торговой сети "Урал".
Считаем доходы
Эффективность схем для всех участников можно просчитать уже сейчас. Гражданин сохраняет право на накопительную часть пенсии и не теряет в ее размере, при этом уже сейчас серьезно экономит при покупке различных товаров и услуг. Действие дисконтных карт будет начинаться со дня заключения договора с НПФ, в то время как сами пенсионные накопления будут переведены Пенсионным фондом России в НПФ не ранее чем через полгода. По нашим расчетам, ежегодная сумма экономии будет сопоставима с размером ежегодно переводимой в НПФ накопительной части пенсии.
Например, гражданин со средней зарплатой в 8 тыс. рублей в месяц, имеющий пенсионные накопления за 2002 и 2003 годы в сумме 5760 рублей и переведший их в НПФ "Речка", получит: 1) инвестиционный доход по среднерыночным условиям (предположительно для 2004 года в размере 12%, или 691,2 руб.); 2) экономию при покупке товаров и услуг в сумме 2016 рублей. Таким образом, совокупная экономическая выгода гражданина от участия в такой схеме составит 2707,2 рубля, или 47% годовых.
Особенно актуально применение такой схемы в работе с бюджетниками: при малых уровнях дохода пенсионные накопления этой части населения будут весьма невелики, и получение торговых скидок может стать для них стимулом для работы с НПФ.
Торговая (продуктовая, электроники, АЗС, сотовая и пр.) сеть "Урал" за счет сотрудничества с НПФ "Речка" расширит круг держателей дисконтных карт, что приведет к росту объемов продаж и, как следствие, прибыли. Кроме того, "Урал" может получить дополнительные кредитные ресурсы за счет пенсионных накоплений граждан, участвующих в схеме. Мы уже не говорим о прочих приятных мелочах: например, льготных условиях со стороны НПФ "Речка" при организации негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников "Урала".
Нами проведены расчеты в отношении одной из крупнейших торговых сетей Екатеринбурга. Расчеты производились на основе данных, предоставленных компанией. Принято условие: торговая сеть дает гражданам, переводящим свою накопительную часть пенсии в НПФ "Речка", дисконтные карты со скидкой 3%. Вот что получилось. Торговая сеть увеличит объем реализации на 20 тыс. руб. в год за счет каждого (!) человека, вовлеченного в схему. Кроме того, сеть может привлечь дополнительно кредитные ресурсы в размере до 4 тыс. руб. с каждого человека, участвующего в схеме. Потенциальные возможности для торговой сети читатели могут определить сами: владельцев накопительной части пенсии только в Екатеринбурге более 400 тысяч. А если схему распространить на область, эффективность будет еще выше.
Мы понимаем, что у участников цепочки возникнут технические вопросы и готовы на них ответить. Торговые сети, например, усмотрят угрозу брэнду: выдаваемые участникам схемы дисконтные карты, скорее всего, будут носить двойной лейбл - торговой сети "Урал" и НПФ "Речка". Однако опасаться смешивания с брэндом НПФ - все равно что опасаться этого при сотрудничестве с банком. Когда требуется кредит или открытие счета, ни у кого не возникает мысли о воздействии брэнда банка на брэнд торговой компании: кредит просто идут и берут. Работая с НПФ, торговая сеть увеличивает объем реализации и получает доступ к дополнительным кредитным ресурсам. Брэнды НПФ и торговой сети работают в параллельных областях, не пересекаясь. Торговая компания может только улучшить положение, позиционируясь в связке с негосударственными пенсионными фондами - солидными организациями, наделенными общественно значимыми функциями и имеющими опыт. А наши торговые сети пока только приближаются к уровню социально ответственного бизнеса.
Особо отметим важность подобных программ для негосударственных пенсионных фондов, которые очень скоро вступят в жесткую конкурентную борьбу с управляющими компаниями за пенсионные накопления граждан. Только такие схемы смогут вытащить некэптивные НПФ в этой борьбе, позволят им занять существенную долю рынка.
Претворение в жизнь таких программ имеет важное значение и для общества. Оно позволит привлечь дополнительные прямые инвестиции в регион, а значит, создать новые рабочие места, обеспечить налоговые поступления, выполнить социально значимые программы.