Выход в свет

Общество
Москва, 26.04.2004
«Эксперт Урал» №16 (143)
Россияне едут за границу не только за знаниями, но и за образом жизни. Они воспринимают образование за рубежом как стартовую площадку для построения личного "светлого будущего"

"Куда пойти учиться? Конечно, за границу!" - подобный рекламный слоган услышан и допущен к душе и карману немалым количеством россиян. Уральцы - не исключение. Ежегодно в Свердловской области несколько тысяч человек получают образование за рубежом или с участием зарубежных преподавателей. На фоне 150-тысячной студенческой армии, не говоря уже о школьной армаде, казалось бы, немного. Однако эти люди - потенциальные "командиры", будущие лидеры экономики и управления. Во всяком случае, родители, вкладывая средства в "выпас" собственных чад на заграничном образовательном поле, рассчитывают именно на такой результат.

Ученье - свет

Почему едут учиться за границу? С постсоветским мифом о низком качестве продуктов местного производства опыт уже расправился. Увидев "зарубеж" без железного, идеологического, информационного и прочих занавесов, мы поняли, что и там не все гладко. К примеру, по уровню образования, если верить международным рейтингам (а чему еще верить?), Российская Федерация явно обходит излюбленные россиянами Соединенные Штаты Америки, а по некоторым критериям - и европейские государства. Если бы цель учебы за границей состояла исключительно в получении самого качественного образования, следовало бы отправлять детей в Южную Корею и Сингапур. Именно южноазиатское среднее образование в последние годы признается лучшим в мире. Но мы задаем своим детям иной вектор движения: у России традиционная ориентация на Запад. Безусловным лидером по количеству обучающихся россиян стала Великобритания, родина великого и могучего английского языка (седьмая строчка в мировых образовательных рейтингах). Большим спросом пользуются США (17 - 18 позиция). Следом идут Германия, Франция, Австралия, Швейцария, Италия, разворачивается интерес к Испании. А в Сингапур ездят греться.

Образование - по определению не только набор знаний и умений. Это еще (цитирую БЭС) эмоционально-ценностное отношение к миру. Умение общаться, устанавливать контакты, решать не только теоретические, но и реальные задачи. Это "многоотраслевая" подготовка к жизни, создание личностного стартового капитала. И входят в него, наряду с пониманием законов физики, свободное владение иностранными языками, диплом международного образца, умение ориентироваться в современном мире, международные контакты. Учение, как известно, свет. Учение за границей воспринимается как "выход в свет", на старте расширяющий горизонты и возможности. Образно говоря, за границу едут не за таблицей умножения, а за "таблицей умножения капиталов". Верен ли расчет, проанализируем позже. Для начала посмотрим, как выглядит уральский рынок образования за рубежом на примере Свердловской области.

Денег нет - иди в фонд

Если поделить спектр предоставляемых услуг по категориям "платно" и "бесплатно", получим два уровня: обучение для умных и обучение для богатых (понятно, что одно не исключает другое). Первый уровень финансируется международными организациями, второй - из собственного кармана. Российское государство в процессе мало участвует, наверное, не видит "государственного интереса".

Международные образовательные контакты вообще начинались на некоммерческой основе, с обменных программ общекультурного характера между школьниками, студентами, преподавателями. Программы действуют и сегодня, но доля их значительно сократилась. Зато за последнее десятилетие расширилась фондовая образовательная экспансия. И мы наступлению не сопротивлялись.

Некоторые международные фонды имеют представительства в Уральском регионе. Один из самых крупных - IREX (американский совет по научным исследованиям и обменам). При нем действует известная программа "Молодые лидеры России", в рамках которой каждый год проходят обучение и стажировку в США несколько десятков уральцев. Через Американские советы по международному образованию в 2003 году прошло также 60 школьников. Урало-Сибирский центр международных программ отражает динамику образования за рубежом через различные некоммерческие организации на примере США, "фондового" лидера: в 1998 году при посредничестве центра туда отправились 140 человек; в 2001-м - 1500; в 2002-м - только 200 (результат событий 11 сентября и ужесточения визового контроля), в 2003-м - 270 человек.

Помощь в администрировании грантовых программ оказывает Американский информационный центр, существующий при библиотеке главы города в Екатеринбурге. "В этом году мы консультировали по 15 программам, к нам обратилось около 300 человек. Грантовые программы очень популярны, они касаются разных направлений и рассчитаны на разный возраст", - говорит специалист центра Юлия Казанцева.

Частные фонды также финансируют образование россиян за рубежом. Фонд Форда создан еще в 1936 году на средства семьи автомобильных магнатов. Сегодня это крупнейшая благотворительная организация с бюджетом 280 млн долларов на 10 лет. Она помогает поступить в любой университет в любой стране мира. Екатеринбуржец Илья Викторов, например, сейчас изучает успешную шведскую экономическую модель и намерен применить ее на местной почве. Фонд "Новые горизонты" создан по инициативе бостонского миллионера Дональда Соуна и ориентирован на российские регионы. В его рамках действует программа "Экспромтус" - девятимесячная стажировка в США в сфере управления. Иногда и конкретные университеты берут на себя оплату учебы студентов, но это в порядке "гениального" исключения.

Интересно посмотреть, чему нас учат. Все многообразие фондовых программ можно свести к двум вещам: бизнесу и демократии. Тому, что в России до недавнего времени не существовало (и не факт, что уже существует). Потребность страны в менеджерах сегодня оценивается в 250 - 300 тысяч человек. Самим пока не удается справиться с подготовкой этого звена, особенно высшего уровня. Во-первых, потому что учить менеджменту нужно, начиная с "учителей". Во-вторых, потому что признанная сила российского образования - в крепкой теоретической базе. Но "русский фундаментализм", не поддержанный практической составляющей, теряет ценность. Помощь более практического по менталитету Запада уместна. По мнению директора Урало-Сибирского центра международных программ Людмилы Булановой, результатом обучения за рубежом является прежде всего развитие практических навыков управления, навыков работы в команде, а также позитивное мышление, нацеленность на результат.

English plus

В фондовых программах образование выступает как самоценное. В многочисленных коммерческих предложениях, коими в последнее время Запад нас просто атакует, образование, по законам рынка, красиво упаковано, снабжено "сопутствующими товарами": отдых, знакомство с иными странами, освоение навыков верховой езды или игры в гольф. Платим, естественно, за весь пакет: английский язык плюс английская лужайка.

Англичане первыми сделали обучение своему языку выгодным бизнесом. Язык - их природное богатство, "сырьевой ресурс". Большинство школ в летнее время переквалифицируются на работу с иностранцами, создаются и круглогодичные учебные центры. Среди видов деятельности уральских фирм, занимающихся образованием за рубежом, языковые группы составляют от 55 до 70%. "Погружение в языковую среду" - очень популярный и действенный метод обучения языку. Вариантов множество. Можно отправиться с группой (чтобы не комплексовать в чужой стране), можно в одиночку, и местечко выбрать, чтоб ни одного русскоговорящего в округе. Можно жить в гостинице (резиденции), можно в семье, еще лучше (и дороже) - в семье преподавателей. Можно выбрать "English plus": параллельно учебе заниматься приятным делом - большим теннисом, виндсерфингом, футболом. Существуют языковые бизнес-программы, программы для всей семьи, и даже программы "для тех, кому за 60".

В Екатеринбурге на рынке международных образовательных услуг дольше прочих действуют две крупные фирмы: "Обучение за рубежом", первая по времени возникновения (1993 год), и "Образование и бизнес" (1997). В 1998-м появился Урало-Сибирский центр международных программ. С тех пор международные центры начали плодиться и размножаться, чему немало способствовали частые презентации английских школ, которые британцы устраивали на Урале, а также возможность приобрести готовый образовательный пакет в Москве.

Чем берут лидеры, помимо опыта работы и декларируемого упора на образование? Их главный козырь - полный спектр услуг, от разнообразных языковых курсов до академического обучения: в школах, колледжах, университетах. Второй немаловажный плюс - личное, а не заочное знание партнеров, а значит, и условий, в которых предстоит жить детям и взрослым. И партнеров этих много, есть из чего выбрать, например, "Обучение за рубежом" работает с тысячами учебных заведений более чем в 20 странах мира, "Образование и бизнес" имеет партнеров также в 20 государствах и готово разработать индивидуальную программу в любой стране. Третье необходимое условие успеха и конкурентное преимущество - лицензионная поддержка.

С лицензиями связан любопытный момент. Российское законодательство изначально определило место международного образования отнюдь не в сфере образования, а в сфере туризма. Так что правом на комплектацию учебных групп для отправки их за границу обладают лишь те фирмы, которые имеют туристическую лицензию. Если к ней присоединяется еще и образовательный "паспорт", это, конечно, хорошо, но по закону совсем не обязательно. Распространена же обратная ситуация: небольшие образовательные центры имеют документы, подтверждающие их образовательный статус, но без вывоза объектов образования за границу...

Язык до моря доведет

Так законодательство предопределило еще одно направление в развитии образования за рубежом, которое становится все более значительным - образовательный туризм. Из 250 туристических фирм, действующих в Екатеринбурге, примерно каждая десятая уже предлагает различные варианты сочетания языковых занятий и морских купаний: на Мальте, в Италии, на южном берегу Франции. Профессиональные образовательные центры свысока смотрят на эти начинания турфирм и "тыкают" некомпетентностью. Однако клиентам, для которых в союзе моря и языка первично море, ничего, нравится. Это сегодня - образование плюс удовольствие. А завтра, может, актуальнее будет обратный порядок: удовольствие плюс образование. И "сопутствующим товаром" станет уже образование. Оно и неплохо, лишь бы почаще сопутствовало.

Другой новомодный "отросток" международного образования - "work and travel". Отношение к образованию - еще более опосредованное. Завлекающие объявления в интернете типа "Осталось несколько свободных мест на стажировку во Францию!" расшифровываются просто: можно поработать в горячий период в отеле. Здесь количество плюсов еще больше: загореть, попрактиковаться в языке, отдохнуть в теплом климате да еще и получить за это деньги. Очень популярны американские варианты сочетания "работы и путешествия": для наиболее удачливых путешественников вложения в размере тысячи долларов увеличиваются в несколько раз. Фирмы, тонко чувствующие конъюнктуру рынка, видят в системе "work and travel" перспективы и уже оформляют лицензии на трудоустройство за рубежом.

Рынок международных образовательных услуг, начавший складываться на Урале лет пять назад, уже успел видоизмениться. Во-первых, он расширился и продолжает расширяться. Во-вторых, меняется его структура. Вырос интерес к языковым программам; несколько уменьшилась потребность в школьном зарубежном образовании. Зато американские и европейские университеты по-прежнему привлекают россиян, а это значит, сохраняется спрос на предвузовскую подготовку, призванную нивелировать разницу в предметах, продолжительности школьного обучения в России и других странах. В-третьих, изменился клиент. Если первые приверженцы образования за рубежом формулировали свой заказ как "хочу туда, не знаю куда", то нынешние сторонники зарубежного обучения конкретны и адресны: "Нужна исключительно Harrow School, основанная в XVI веке по указу королевы Елизаветы, с курсом стрельбы из лука и экскурсиями в Стоунхендж и Виндзорский замок. И чтобы лучшие педагоги!". Директор центра "Обучение за рубежом" Ирина Кочергина подчеркивает, что вырос спрос на качественные, долгосрочные, академические программы. Елена Плеханова, возглавляющая "Образование и бизнес", отмечает, что примерно 40% клиентов - повторные. Некоторые становятся постоянными: начав с двухнедельного пребывания ребенка в частной английской школе, пройдя семейный отдых на Мальте с языковыми уроками, теперь подыскивают подросшему сыну или дочери колледж.

Цель оправдывает средства

Так дает ли образование за рубежом благоприятный жизненный старт, чего и ждет от него большинство потребителей? Образование - пролонгированный процесс. Пять лет - срок, достаточный лишь для первых выводов. Если цель - хорошее трудоустройство, то она оправдывает средства, инвестированные в заграничное обучение. Важным преимуществом при трудоустройстве и карьерном продвижении является владение "чужим" языком в нашей малоразговорчивой по-иностранному державе. Международный диплом также внушает уважение. Вот только нечасто увидишь его на родине. По наблюдениям сотрудников образовательных центров, примерно половина тех уральцев, что за свой (родительский) счет обучалась в Европе или Америке, там и оседает. Половина оставшейся половины прорастает в российских столицах. Уралу остаются патриотические "сливки". Целенаправленно возвращаются к месту прописки те, чьи отцы-матери ведут серьезный бизнес на территории России и видят в них преемников.

Среди ребят, прошедших обучение или стажировку в университетах США и Западной Европы по международным грантам, процент трудоустройства в России выше (некоторые фонды даже отслеживают возвращение бывших студентов на историческую родину). По данным фонда "Новые горизонты", выпускники его программ в основном прекрасно адаптируются в ситуации российского бизнеса и быстро занимают лидерские позиции. Например, Андрей Дашунин стал заместителем гендиректора компании " Стройдормаш". Аза Ахильгова преподавала мировую экономику в Тюмени.

Однако нет правил без исключений. Международное образование - не панацея от бедности во всех смыслах. И ленивые "недоросли" не вырастают в мощное плодоносящее дерево даже усилиями иностранных педагогов-мелиораторов.

Новости партнеров

Реклама