В день повторного избрания на пост президента РФ Владимир Путин заявил, что первыми шагами в реформировании газовой отрасли должны стать создание внутрироссийского рынка газа и обеспечение свободного доступа независимых производителей к транспортной системе Газпрома. "Правда, нужно, чтобы они поняли, что это не будет означать для них свободный выход на внешний рынок", - добавил глава государства. Правительство РФ в свою очередь пообещало, что уже в июне этого года приступит к рассмотрению концепции реформирования газовой отрасли. Участники рынка менее оптимистичны: до стратегически важного документа руки у государства не доходили более двух лет.
Тем временем монополист Газпром форсирует события. Председатель правления компании Алексей Миллер сообщил, что концерн приступил ко второму этапу самореформирования. И заявил, что разделения по видам операций не будет (что, собственно, и ставилось изначально во главу угла реформы), а независимые производители получат доступ к газотранспортной системе (ГТС) только при условии их участия в расходах на обслуживание нынешней транспортной инфраструктуры и строительство новой.
Между тем основные для отрасли вопросы - образования тарифов на транспортировку и возврата средств, которые независимым производителям предлагается вложить в содержание и строительство инфраструктуры, - остаются открыты. И пока они не решены на государственном уровне, независимые газодобытчики сами определяют, как им жить дальше.
Газа много не бывает
По мнению руководителя департамента топливно-энергетических ресурсов недр и морских работ МПР России Рината Мурзина, объем добычи газа в России при благоприятных условиях социально-экономического развития может составить в 2010 году 645 - 665 млрд кубометров, а к 2020 году возрасти до 710 - 730 млрд кубов. "Умеренный" вариант предусматривает существенно меньшие объемы: до 635 миллиардов в 2010 году и 682 - к 2020 году. Газодобывающие компании, независимые от Газпрома, считает Ринат Мурзин, должны существенно нарастить добычу (по крайней мере, до 170 млрд кубов в 2020 году), так как уровень Газпрома, по последним оценкам его специалистов, не превысит планку в 530 - 545 млрд куб. м в год.
Независимые производители газа неоднократно заявляли, что готовы увеличить добычу. В 2003 году они продемонстрировали рост, выдав более 76 млрд куб. м газа (в том числе нефтяные компании - 40,4 млрд кубов). По оценке президента союза независимых производителей " Союзгаз" Виктора Баранова, к 2020 году частные компании способны довести совокупный объем добычи газа до 350 млрд кубометров.
Однако перед производителями встает проблема реализации: Газпром заявляет, что мощностей газотранспортной системы не хватает.
Труба не по размеру
Гендиректор ООО "Тюменьтрансгаз", крупнейшей транспортной "дочки" Газпрома, Павел Завальный утверждает, что у концерна-монополиста нет технических возможностей принимать в свою трубопроводную систему значимые объемы "независимого" газа: "Пропускные возможности газотранспортной системы ограничены, ее проектная производительность - 500 млрд кубометров, техническая возможность - 475 млрд кубов. В этом году от предприятий Газпрома поступит 472 млрд куб. м газа. Мы не можем в ущерб себе брать газ независимых компаний".
Начальник департамента газа и газопереработки компании " Сибнефть" Александр Березиков говорит, что проверить информацию о состоянии ГТС невозможно, она закрыта. Газпрому приходится верить на слово. "Надо исходить из того, что в ближайшей перспективе магистральные трубопроводы будут контролироваться Газпромом. То есть без его доброй воли решение проблемы доступа в ГТС с места не сдвинется", - полагает топ-менеджер Сибнефти.
Вице-президент компании " Нортгаз" Вячеслав Сотников возмущен тем, что в результате "независимые производители, располагая 30% запасов, вынуждены постепенно сокращать добычу, несмотря на все возможности для ее увеличения":
- Причина в том, что у нас нет гарантий своевременной транспортировки и переработки газа в полном объеме. Неудивительно, что многие компании нашли "промежуточные", компромиссные варианты работы в рыночных условиях.
Секреты фирм
Большую часть своего газа независимые производители продают на входе в единую систему газоснабжения (ЕСГ). "Нортгаз продает газ на скважине, устраняя тем самым риски, связанные с получением разрешения на транспортировку", - говорит Вячеслав Сотников. Нефтяная компания " ЛУКойл" в октябре 2003 года также подписала договор с Газпромом на продажу концерну газа с Находкинского месторождения (Ямало-Ненецкий АО) на входе в ЕСГ. Согласно документу, в IV квартале 2005 года ЛУКойл продаст Газпрому до 0,75 млрд куб. м, а в 2006 году - до 8 млрд куб. м природного газа, при этом цена на газ устанавливается не ниже 22,5 доллара за 1 тыс. куб. м без учета НДС.
Стороны долго торговались: нефтяники хотели 30 долларов за тысячу кубов, а Газпром пытался сбить цену до 22 долларов и почти добился своего. Как признаются в ЛУКойле, там вынуждены были согласиться с Газпромом, так как добыча газа растет и его нужно реализовывать.
Предполагалось, что выработанная формула расчета цены газа (в ней учтены такие параметры, как текущая рыночная цена, тариф на транспортировку, ставка акциза и курс валюты) станет базовой для Газпрома в отношениях с остальными производителями, однако переговоры с другими компаниями пока ни к чему не привели.
Сибнефть, например, развивает собственную розничную торговлю газом в Омской области. "Мы работаем с мелкими потребителями (от 500 тыс. до 1,5 млн куб. м в год) и идем в те сферы, от которых Межрегионгаз (дочернее предприятие Газпрома. - Ред. ) и Газпром отказываются", - рассказывает Александр Березиков.
Сургутнефтегаз, который добывает 13,9 млрд куб. м газа в год, 97% топлива поставляет на Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Кроме того, компания несколько лет назад приобрела у СИБУРа Сургутский газоперерабатывающий завод, производительность которого планируется увеличить к 2006 году до 7 млрд куб. м газа.
Стройки века
Сургутнефтегаз готов пойти и дальше. Гендиректор компании Владимир Богданов заявил, что ведет переговоры с японскими трейдерскими компаниями Mitsubishi Corp., Mitsui & Co и Itochu Corp. о строительстве в Сургуте завода по производству полиэтилена стоимостью в 600 -800 млн долларов. В качестве сырья будет использоваться газ, извлекаемый на месторождениях Сургутнефтегаза и переработанный на Сургутском ГПЗ. Продукцию нового предприятия ориентируют на экспорт.
НОВАТЭК в прошлом году начал строить завод переработки газового конденсата в Пуровске (Ямало-Ненецкий АО), ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на 2005 год. На строительство компания намерена потратить 130 млн долларов. Ежегодно на завод будет поставляться до 2 млн тонн конденсата и производиться до 1,6 млн тонн стабильного конденсата, 190 тыс. тонн сжиженных углеводородных газов, 195 тыс. тонн бутановой фракции. Планируется строительство второй очереди, что увеличит проектную мощность на 2,5 млн тонн конденсата. Соинвестором строительства выступит Нортгаз, который намеревался строить собственный комплекс деэтанизации и стабилизации конденсата, но счел, что целесообразней кооперироваться с коллегами. В планах НОВАТЭКа - замкнуть цепочку от добычи до переработки, для этого компания планирует построить нефтехимический комбинат и химзавод пропиленовой пленки в Новокуйбышевске (Самарская область).
Ставка на ноу-хау
Сложнее всего приходится "Итере". Еще в мае прошлого года компания пустила в эксплуатацию Береговое месторождение в Ямало-Ненецком АО, на котором планируется добывать 11 млрд куб. м газа в год. Газ с Берегового до сих пор не поступает к потребителям - Газпром не дает разрешения на прокачку (подробнее см. "Газпром играет на трубе" в "Э-У" 3 от 26.01.04). В концерне это объясняют отсутствием свободных мощностей ГТС на данном участке: недалеко расположено самое крупное газпромовское месторождение Заполярное, на котором к концу 2004 года планируется добывать 110 млрд куб. м. Поэтому "Итере" предложили строить свой газопровод от Берегового до магистрального газопровода в Уренгое.
По словам первого заместителя председателя правления " Итеры" Геннадия Скиданова, газопровод строить компания пока не намерена. Она нашла высокотехнологичную альтернативу: "Итера" рассматривает возможность строительства на базе Берегового месторождения завода синтетического топлива, в частности диметилового эфира, применяемого для производства электроэнергии, для бытовых нужд, в качестве наполнителя аэрозольных баллонов. В России аналогов таких производств пока нет: диметиловый эфир успешно выпускают только японцы.
По расчетам "Итеры", на организацию производства синтетического топлива ей необходимо порядка 500 млн долларов: компании придется покупать недешевые новые технологии. Однако, по словам Геннадия Скиданова, проект может стать выгодным объектом инвестиций. И освободит компанию от монопольной зависимости: продукцию можно транспортировать по железной дороге.