2004, 16 (143)

17 мая 2004, 00:00
  Урал

Путь самурая

Созерцание как практическая необходимость

Чем хорош этот материал - так это авторской концептуальностью, подтвержденной личным успехом. Т.е. это отечественный пример, вариант "успешной истории". Причем, если не вдаваться в формальный поиск "скелетов в шкафу", которые есть в избытке у каждого отечественного предпринимателя родом с начала 90-х, "Горяев + Калина" - пример, безусловно, положительный. Хотя бы честностью бизнеса "в чистом виде". И последовательно декларируемым желанием следовать принципам рациональности, делового прагматизма. Принятому для себя кодексу, если хотите. Тем более что применение этого кодекса так эффективно в организации труда на локального "императора". Критикам же всегда можно с достоинством возразить - "где Вы и где Я. Дальше". Вот оно, приближение к экономическому либерализму в чистом виде. Но существующая категоричность, во многом необходимая для поддержания собственного духа, является и следствием биологической молодости фигуранта. Признаком же неизбежного дрейфа в сторону большей пластичности является уже систематическое участие в политической жизни. Пока, с оттенком юношеского романтизма, в СПС. Ибо самурайство этой партии имеет, мягко говоря, девичий оттенок Ирины Муцуовны. Далее же, с подходом возраста "сэнсэя" - с одной стороны, а с другой - необходимости конвертации нажитого капитала в хеджирование российских политических рисков - будут и более успешные избирательные кампании. С не обязательно открытым личным участием. Просто кодекс бусидо для человека, постигшего вершины самосовершенствования, вполне может позволить и элемент японского лицемерия. Как необходимого условия выживания в российской действительности. Как для самурая, так и для "простого Ходорковского".

Максим

* * *

Автор, наверное, пытался нарисовать честный портрет своего героя, но сам жанр интервью вкупе с рубрикой ("Мастер-класс") привели к тому, что господин Горяев предстал со страниц журнала как некий образец для подражания. На самом деле люди типа Горяева - позор российского предпринимательства. Из-за таких, как он, наше население и считает бизнесменов моральными уродами. В голове только прибыль, а всякие там этические категории - по боку. Было выгодно взять инвалидов на работу - взял (причем платил весьма скромно). Убрали налоговые льготы - уволил. А люди как же? А это их, людей, проблема. Когда одна екатеринбургская газета об этом факте написала, у журналистов начались разного рода неприятности. Например, фотографа, пытавшегося заснять особняк Горяева (расположившийся, кстати, в здании бывшего детского сада), горяевская охрана задержала, фотоаппарат изъяла, и возвращать его потом пришлось с помощью милиции.

Систему отношений, которую он внедрил на своей фабрике, можно назвать "падающего - толкни" (каждый за себя, никому не доверяй, слабого не учат - его увольняют и т.д.). Это типично западная фишка, а чем она для русского человека порочна объяснил в этом же номере Олег Банных (я уж не знаю, специально ли журнал поставил эти статьи одну за другой, но для Горяева такое соседство просто убийственно).

В конце материала Горяев говорит, что ему близко мироощущение средневековых японских самураев. Или врет, или ничего в японской иерархии не понимает. Самурай - это в сущности военный слуга. Абсолютно верный и послушный, готовый отдать своему господину все, включая жизнь. Горяев - хозяин дела и, следовательно, по определению не самурай. Зато он, видимо, очень хочет, чтобы таковыми были его сотрудники.

Чекер

* * *

В корне не соглашусь с "предыдущим оратором". Бизнес, как, например, и наука, в "чистом виде" не имеет отношения к этике. Его задача - зарабатывать деньги на развитие собственного дела и, следовательно, экономики вообще, а не заниматься социальным благоустройством - это скорее задача государства. С точки зрения бизнеса эксплуатация инвалидов верна, пока она экономически выгодна. То же можно сказать о содержании жилого фонда, домов отдыха и т.д. Неэтичным бизнес (как и науку) делает власть, в данном случае изощряющаяся в поиске дешевой популярности в маргинальной среде. До чего просто и изящно - отменить налоговые льготы и обвинить Горяева в безжалостном отношении к калекам! А о том, что их дальнейшее использование приведет к стагнации производства, что обернется сокращением рабочих мест как таковых и разрушением налогооблагаемой базы, власть, понятно, не договаривает. Ибо в противном случае она, а не бизнес, станет мишенью общественной критики. Так вместо восхищения мужеством нашего бизнеса, с младых ногтей ввязавшегося в международную драку за конкурентоспособность, вместо всемерной помощи формируется поголовное отвращение и предательское отношение к нему. А заодно в обществе поощряются удобные власти безынициативность, иждивенчество, покорность внешним обстоятельствам.

Может, именно эти исконные - в силу превосходства государства над личностью, исторически сложившегося на огромных расползающихся территориях, - черты русского обывателя имеет в виду господин Банных, взявшийся разработать национальную "алгебру" управления?

Александр