Ты записался добровольцем?

Реализация пенсионной реформы в России зависит от желания граждан "копить" на старость

Основной "жертвой" налоговых нововведений станет пенсионная реформа: по прогнозу Минфина, в результате снижения ЕСН государственный бюджет недосчитается 280 млрд руб., из них 165 придутся на долю Пенсионного фонда РФ (ПФР). Текущий дефицит бюджета ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии составит, по расчетам, более 80 млрд руб. Для компенсации выпадающих доходов понадобятся государственные дотации до 2012 года. Потери от нововведений понесут и частные организации, работающие в области дополнительного и обязательного пенсионного обеспечения.

Нет худа без добра

Для компенсации выпадающих доходов правительство предлагает граждан с 1953 (мужчин)/1957(женщин) до 1967 годов рождения лишить накопительной части пенсии, а для граждан старше 1967 года рождения пролонгировать обязательства по ее формированию. Напомним, взносы на накопительную часть пенсии для этой группы должны были составить 6% в 2006 году. В соответствии с предложениями правительства, 6% будут перечисляться только к 2008 году, а в 2006 году взносы составят 5%. Это приведет к уменьшению рынка накопительной части пенсии в 2 - 2,5 раза, или на 40 - 50 млрд руб. в год. Многие фонды и управляющие компании из числа тех, что специально куплены или накачаны ресурсами в преддверии допуска к пенсионным накоплениям граждан, окажутся в сложной ситуации. Некоторые, возможно, перестанут существовать.

Впрочем, у этой медали есть и оборотная сторона. Снижение ЕСН приведет, по расчетам, к росту официальных зарплат в среднем на 5,28%. Это положительно скажется на развитии негосударственного дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО): взносы на финансирование программ ДПО начисляются зачастую как проценты от зарплат. Таким образом, увеличение официальных доходов граждан вызовет рост пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

Второй источник более интенсивного развития ДПО связан со снижением налогов с пенсионных взносов. Дело в том, что сейчас на пенсионные взносы по ДПО от предприятий начисляется ЕСН. При снижении ЕСН с 35,6 до 26% работодатели более охотно пойдут на создание программ ДПО работников, так как это будет экономить их затраты.

Есть свой вариант "компенсации" лишения накопительной части и у Минфина. Чиновники предлагают ввести систему добровольного пенсионного страхования (ДПС). В настоящее время за каждого работника указанного возраста работодатель уплачивает взносы по накопительной части пенсии в размере 2%. После снижения ЕСН до 26% правительство планирует эти взносы отменить. Взамен гражданам предлагается добровольно и самостоятельно вносить 4% от зарплаты. За это государство обязуется добавлять 2% от зарплаты работника. Кроме того, на взносы гражданина в размере 4% будет распространяться социальный вычет по налогу на доходы с физических лиц. Таким образом, и образуется система дополнительного пенсионного страхования 4 + 2. Если предположить, что все граждане 1953/1957 - 1967 годов рождения примут в ней участие, сумма поступлений по ДПС превысит потерянные управляющими компаниями и НПФ пенсионные накопления. Таким образом, НПФ смогут не только компенсировать убытки от накопительной части, но и перекрыть их втрое.

Третьим источником восполнения убытков станут профессиональные пенсионные системы (ППС). Законопроекты о ППС предусматривают самостоятельное финансирование работодателями досрочного выхода на пенсию работников, занятых на вредных производствах с тяжелыми условиями труда. Эти законопроекты вот уже два года не могут пройти второе чтение в Госдуме, но со снижением ЕСН имеют шанс быть принятыми. В настоящее время льготные пенсии финансируются из бюджета ПФР, и платят взносы за них все предприятия, а не только те, где есть "вредные" рабочие места. ППС будут создаваться с участием негосударственных пенсионных фондов. Сумма средств, поступающих по ним, будет сопоставима со средствами пенсионных накоплений.

В результате положительного воздействия интенсивного развития ДПО и введения ДПС и ППС, убытки негосударственных пенсионных фондов, по нашим расчетам, будут полностью компенсированы, а то и перекрыты.

Положительное воздействие этих дополнительных источников испытают не только НПФ. Они размещают средства через управляющие компании, значит, и те получат свою "долю счастья". Перенос центра тяжести с накопительной части пенсии на различные виды пенсионных программ, предполагающих обязательное участие в них НПФ, вероятно, приведет к смене целей управляющих компаний: они должны будут переориентироваться в работе с гражданами, владельцами накопительной части пенсии, на негосударственные пенсионные фонды.

Между тем если убытки от "похудания" рынка накопительной части пенсии участники рынка, возможно, и компенсируют, то доверие к государственной политике в пенсионной сфере, проецируемое на эти структуры, вряд ли быстро восстановится.

По ком звонит колокольчик

Пенсионная сфера очень консервативна, любые резкие движения в ней (пусть даже с благими намерениями) имеют пагубные последствия. Особенно это касается России: глобальные изменения, затеваемые правительством в накопительной части пенсии, воспринимаются населением как очередной "кидок".

Мы не утверждаем, что предлагаемые нововведения плохи. Мало того, анализируя немецкую пенсионную реформу (см. "Э-У" 37 от 06.10.03), мы доказывали, что система, при которой государство через субсидии и налоговые льготы стимулирует граждан самостоятельно заботиться о дополнительной пенсии, эффективнее, чем внедряемая система накопительной части. Проблема в том, что через два года после запуска реформы правила менять нельзя.

Под пенсионную реформу, а именно под накопительную часть пенсии в Россию пришли серьезные финансовые структуры - Dresdner Bank, RaiffeisenBank. Еще ряд компаний рассматривают возможность запуска в России пенсионных проектов. Все они рассчитывали бизнес по установленным в законах (sic!) правилам. Даже дети, когда начинают игру, заранее договариваются о правилах. Представьте: все играют в жмурки и задевают того, кто галит, колокольчиками, а один - самый умный - норовит треснуть его дубиной. Реакция УК и НПФ на предложения правительства подобна реакции галящего после удара. Ну и кто теперь пойдет в Россию инвестировать?! А ведь пенсионные фонды на Западе - самый мощный институциональный инвестор, активы некоторых превышают годовой бюджет России.

Тяжело будет восстановить и доверие простых людей, как работающих, так и пенсионеров. Интересы последних реформа затрагивает напрямую: за счет ЕСН (точнее, входящих в его состав взносов на финансирование базовой и страховой частей пенсии) финансируется выплата пенсий нынешним пенсионерам. Снижение ЕСН повлечет падение доходов Пенсионного фонда. Правда, правительство обещает компенсацию. Но если бы ЕСН не снижался, эти средства могли быть направлены на повышение пенсий. По прогнозам Минфина, ПФР необходимо дотировать на 165 млрд руб. до 2012 года. Грубо прикинем, насколько можно было бы поднять пенсии. Доходы ПФР в 2003 году составили 865 млрд руб., а 165 миллиардов - 19,1% от этой суммы. Значит, возможный рост пенсий в случае непринятия предложений правительства составил бы 19,1%. Весьма неплохая прибавка. Непонятно, почему в этой ситуации молчит "могучая партия пенсионеров".

Старость на радость

Пострадать, на первый взгляд, должны и работники "исключенного возраста". Однако только на первый взгляд. Эффективная ставка ЕСН снижается на 5,28% - значит, средний работник может рассчитывать на прирост зарплаты в 5,28%. Эту группу граждан лишают накопительной части пенсии в размере 2% от зарплаты, но у них появляется возможность участвовать в системе ДПС по системе 4 + 2 и получить социальный налоговый вычет на свои взносы из расчета 13% х 4% = 0,52%. Считаем: + 5,28% - 2% - 4% + 2%. (В нашем анализе 4% собственных взносов работника взяты со знаком минус, а это достаточно спорно. Это примерно то же, как если вы делаете вклад в банк, и эту сумму у вас вычитают из доходов.) Таким образом, в итоге работник остается в плюсе - 1,8%.

Осознав, что накопительная часть пенсии не сможет спасти будущих пенсионеров от снижения уровня жизни в результате отрицательного воздействия демографических факторов (подробнее см. "Э-У" 10 от 15.03.04), государство решило кроме введения ДПС повысить возраст выхода на пенсию. Однако, учитывая низкую продолжительность жизни россиян (мужчины просто не доживают до пенсии), эта норма носит добровольный, стимулирующий характер. Если вы выходите на пенсию позже на год, платите взносы в ПФР дополнительно в течение года и пенсию не получаете, то через год будете получать повышенную. Применяя систему добровольного пенсионного страхования (4 + 2) и используя возможность выйти на пенсию позже, работники могут существенно повысить свое будущее содержание и не допустить резкого падения жизненных стандартов.

В целом снижение ЕСН скажется на ходе пенсионной реформы весьма сильно. Поэтому так важны осторожные и последовательные действия. Кавалерийские наскоки в этой сфере крайне опасны: они могут поставить под удар реализацию в целом положительной пенсионной реформы в России.