Бес бумаги

Что ищут московские банки на уральском фондовом рынке

Публичные инструменты заимствований (корпоративные и субфедеральные займы) стали для российских предприятий распространенным способом привлечения финансовых ресурсов. Причем если пару лет назад их использовали в основном очень крупные компании федерального значения (такие как Газпром, ТНК), то сейчас на рынок выходят средние региональные предприятия "второго эшелона".

В начале 2004 года выпуски разместили акционерные общества "Свердловэнерго", "Башкирэнерго", готовит заем ханты-мансийская авиакомпания " ЮТэйр". Как считает директор ИК "РФЦ" (Магнитогорск) Анатолий Яременко, крупные компании уже сформировали позитивную кредитную историю и могут привлекать за счет этого деньги по низким ставкам, но инвесторов чаще интересуют ценные бумаги с более высокой доходностью, хотя и с повышенным риском. Поэтому московские банки, специализирующиеся на организации выпусков, начали активную экспансию в регионы. Так, " Банк Москвы" собрал в Екатеринбурге семинар с целью продемонстрировать возможности и преимущества публичных инструментов для средних предприятий.

В то же время банки сами выступают в роли эмитентов и хотят видеть в качестве инвесторов региональных участников рынка. За этим на Урал приезжал Пробизнесбанк.

Знать и доверять

Большая часть предприятий среднего уровня в регионах к публичному рынку капиталов лишь присматривается. По мнению начальника отдела клиентского бизнеса Уральского филиала " Аккорд-инвест" Александра Бобкова, часто это связано с тем, что не решены вопросы собственности, продолжается борьба за власть среди акционеров. Между тем раскрытие информации о структуре капитала, прозрачность бизнеса - первое и наиболее важное условие успешного размещения займа. Кроме того, эмитентам важно убедить рынок в своей надежности и платежеспособности, показать, насколько эффективно будут использоваться привлеченные средства.

Финансовый директор группы компаний " Исеть" (Екатеринбург) Владимир Лапин считает, что облигации - это прежде всего длинные деньги, как раз то, чего не могут дать банки: "Пока наши предприятия находятся в сложном финансовом положении, и мы только-только разрабатываем инвестиционные проекты. Вот будем делать вездеходную технику, фактически новый автомобиль, нам понадобятся именно такие инвестиции".

- Потребность в финансировании продиктована прежде всего модернизацией производства в связи с устаревшими основными фондами. Усиление интеграционных процессов в отраслях требует дополнительных финансовых ресурсов. В настоящее время финансирование через размещение облигаций является наиболее эффективным и менее дорогим способом в сравнении с банковским кредитованием, - говорит Анатолий Яременко.

Безусловно, многих пугают затраты на организацию займа, которые окупаются только при больших объемах. Анатолий Яременко считает основным препятствием привлечения средств на долговом рынке высокие расходы компаний, связанные с подготовкой выпуска, в частности оплату услуг финансового консультанта, которая составляет значительную долю в структуре затрат. Правда, законодательство в этой сфере совершенствуется: в этом году существенно, с 0,8 до 0,2%, снижен сбор при регистрации эмиссий.

Начальник отдела управления организации выпуска ценных бумаг ММБ "Банк Москвы" Александр Хранеко называет другую причину осторожности предприятий - средние компании сталкиваются с тем, что их просто не знают на финансовом рынке: "Успешное размещение займов связано с доверием инвесторов, с узнаваемостью той или иной компании, потому что финансовый рынок - это огромное информационное пространство".

Двойной удар

Между тем грамотно организованный публичный заем как раз позволяет решить обе эти задачи. Анатолий Яременко: "Для компании представляется замечательный случай одновременно привлечь средства и сформировать позитивную кредитную историю, которая позволит в дальнейшем снижать ставки привлечения". Пример такого подхода продемонстрировал концерн "Калина". Разместив в 2001 году два выпуска облигационных займов, компания заработала рейтинг, успешно вышла с акциями на биржевой отечественный рынок, а теперь прицеливается к еврозаймам.

Аналогично действует "ЮТэйр". Региональное предприятие готовится стать одним из ведущих мировых вертолетных перевозчиков и надеется "раскрутить" имя, в том числе и через выпуск облигационного займа, причем на достаточно крупную сумму - 1 млрд рублей. Игорь Петров, финансовый директор "ЮТэйр-Финанс":

- Российский рынок хорошо реагирует на новых заемщиков, а мы понимаем, что дальнейшее развитие не может идти без заемных средств. Далее возможен выход на рынки европейского заимствования.

Цена вопроса

По мнению Александра Бобкова, у "ЮТэйр" есть все шансы успешно разместить заем не только по субъективным причинам, но и в силу развития ситуации в экономике: "Рублевых средств у банков как основных участников этого рынка достаточно много, они ищут им применение".

Именно поэтому на рынке по-прежнему нет "неразмещенных" займов, есть только проблема доходности, которую готовы обеспечить инвесторы. Например, некоторые эксперты высказывали опасения в успешной реализации проекта Свердловэнерго: предприятие выпускало облигации до завершения реорганизации компании в рамках проводимой реформы РАО "ЕЭС России". Так, Ираклий Кирия, директор Екатеринбургского филиала ИК "Тройка Диалог", считает, что с точки зрения формальной истории можно было подождать завершения реструктуризации (правопреемником Свердловэнерго по облигациям будет выступать сетевая компания). Несмотря на это, спрос оказался достаточно высоким, и доходность по итогам аукциона сложилась даже несколько ниже (ставка первого купона 11,5%), чем рассчитывал эмитент (12,5%).

Заместитель генерального директора Свердловэнерго Владимир Белоусов говорит, что делали ставку на благоприятную рыночную конъюнктуру и не ошиблись. Ираклий Кирия согласен с этим и объясняет успех займа все той же избыточной ликвидностью, которую испытывают московские банки.

Банки - организаторы займов - идут в регионы за новыми эмитентами. "Наша основная задача, - говорит Александр Хранеко, - познакомить рынок с этими компаниями, рассказать о них и показать, что риски инвестирования в долговые ценные бумаги таких компаний очень низки. По своим качествам они зачастую лучше, чем наши "голубые фишки"".

При этом банки проявляют интерес даже не столько к традиционным для региона предприятиям металлургии и машиностроения, сколько к представителям нераскрученных сегментов рынка. Например, к строителям. Так, Банк Москвы уже вывел на рынок облигаций четырех московских застройщиков и теперь пытается продвинуть подобные проекты в регионах.

Уральским застройщикам денег действительно не хватает и они готовы к публичному заимствованию, подтвердил начальник территориального управления Госстроя России в УрФО Александр Лощенко: "Сегодня в новых домах нет свободных квартир, все продается еще на стадии начала строительства. Нужно дополнительно привлекать инвестиции, которые позволили бы строительным организациям расширить площадки".

Еще одна группа потенциальных заемщиков - государственные унитарные предприятия. Пока законодательство, регулирующее деятельность ГУПов, во многом противоречит интересам рынка, однако Банк Москвы считает, что корректировка его - дело времени. "Пилотный" проект уже готовится для авиапредприятия МиГ. Возможность выхода на публичный рынок капитала всерьез рассматривает Уральский оптико-механический завод.

Узок круг наших инвесторов

Московским банкам уральский фондовый рынок интересен и по другой причине: многие сами выступают в роли эмитентов и заинтересованы в расширении круга инвесторов. Так, Пробизнесбанк, который владеет контрольным пакетом акций ВУЗ-банка, провел в Екатеринбурге road show выпуска облигаций (объем эмиссии - 800 млн рублей).

Заместитель руководителя департамента финансовых операций банка Андрей Веденков говорит, что это возможность привлечь достаточно длинные деньги по приемлемым для России ставкам. Кроме того, облигации позволяют упростить технологии управления ликвидностью, они обращаются на организованном рынке, где их всегда можно продать, а потом снова купить.

Однако, как показывает опыт (для Пробизнесбанка это второй заем), доля уральских инвесторов пока невелика. Андрей Веденков:

- Компании Уральского региона контролируют около 2% обращающихся облигаций, а мы хотели бы, чтобы этот процент был выше. В целом доля региональных участников рынка в наших предыдущих выпусках составляла от четвери до трети.

По мнению Андрея Веденкова, потенциальными инвесторами могли бы стать страховые компании, частные пенсионные фонды, предприятия и региональные банки. Между тем как раз региональные банки на этом рынке проявляют гораздо меньшую активность, чем московские. В Свердловской области в корпоративные облигации размещают деньги не более пяти кредитных организаций. В связи с этим участники рынка сомневаются в целесообразности проведения здесь презентационных мероприятий со стороны банков-эмитентов, считая их скорее элементом имиджевой политики.

- Достаточно посетить пять-шесть офисов, и рынок будет "охвачен", - считает начальник управления инвестиций и ценных бумаг СКБ-банка Евгений Павлов. - Такая ситуация обусловлена, во-первых, структурой банковского бизнеса региона. Московские банки более универсальны, они работают сразу на всех рынках и во всех сегментах. В регионах доля специализированных банков, сосредоточенных на оказании конкретного спектра услуг, более значительна. Во-вторых, для того чтобы собственные вложения в корпоративные облигации были рентабельны, нужно иметь достаточно крупный портфель, порядка 100 - 200 млн рублей, чего многие региональные банки просто не могут себе позволить. Наконец, еще одна причина - кадры. Для проведения эффективных операций в современных условиях нужны высококвалифицированные специалисты, которых крайне мало.

Наиболее перспективная группа инвесторов - частные пенсионные фонды. Уже сейчас они начинают думать над тем, куда размещать накопительную часть пенсий своих участников.

- К сожалению, на рынке мало инструментов с доходностью, превышающей инфляционную. А наша задача - не только эти деньги сберечь от инфляции, но и заработать доход, - считает Алексей Гончаров, директор пенсионного проекта компаний СУАЛ и "Ренова".

По мнению Алексея Гончарова, для пенсионных фондов были бы интересны бумаги субъектов федерации: "На сегодняшний день вынужден констатировать, что надежных бумаг областного уровня очень мало, и мы не можем найти достаточных инструментов для инвестирования по тем нормативам, которые нам устанавливает государство".

В пределах Уральского региона после 1998 года облигации выпускали только Башкирия и ее столица Уфа, Ханты-Мансийский АО и республика Коми. Правительство Свердловской, Челябинской, Пермской областей так и не решилось снова выйти на публичный рынок, предпочитая занимать деньги в банках. Однако ситуация меняется. По мнению Анатолия Яременко, "рынок субфедеральных и муниципальных облигаций начал активизироваться лишь в 2003 году. Крупные субъекты федерации уже разместили выпуски облигаций и вполне успешно. Думаю, в будущем данный сектор будет активнее развиваться. Урал - не исключение".

Так, под напором пенсионных фондов министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева согласилась изучить этот вопрос и подготовить соответствующий закон для рассмотрения в областной думе:

- Когда население узнает, что его средства будут вкладываться в такие ценные бумаги, доверия к НПФам будет больше. Если мы выпустим заем, рынок, безусловно, его разберет. Но нам важно, чтобы деньги работали на экономику области, и держателями наших акций были бы преимущественно пенсионные фонды. Для этого нужно знать потенциальный объем рынка пенсионных ресурсов.

Как видно, в регионах есть все предпосылки для активизации рынков публичного капитала, не исключено, что в ближайшее время все-таки появятся новые "имена". Несмотря на периодические разговоры о большом количестве рискованных бумаг и возможном в связи с этим дефолте, публичные инструменты в России остаются надежным и доходным видом вложений.

Екатеринбург