Союз трех китов

Уникальные знания, инновации и сетевая организация - три базовых принципа, которые могут обеспечить не только стабильность, но и экономический рывок нашему бизнесу

Мы живем в непонятом мире. Все меняется кардинально, быстро и зачастую неизвестно по какой причине. Всемирно знаменитый социолог Мануэль Кастельс в недавней беседе с журналистами "Эксперт-Урала" (интервью с Кастельсом будет опубликовано в одном из ближайших номеров) на просьбу дать самый общий прогноз относительно весьма несложной проблемы категорически отказал, заметив, что если кто-то из его коллег возьмется в нынешние времена предсказывать, его можно смело считать шарлатаном. Это, конечно, тоже крайность. Но прогнозы, действительно, дают все, только мало кто угадывает. И проблема не в компетенции прогнозистов. Просто мы дожили до тех времен, когда материализуется школьный пример теории катастроф: взмах крыльев бабочки на берегах Амазонки при определенных обстоятельствах может вызвать тайфун в Северной Америке. Для экономического тайфуна таким взмахом может послужить любая непроверенная новость, непродуманное или не к месту сказанное слово влиятельной персоны, плохое настроение ключевого рыночного игрока, да что угодно. Хотя тайфун - тоже крайность. Гораздо характернее небольшие экономические волнения и непогоды, которые неотлучно сопровождают в наши времена даже самый малый бизнес. Наступило неспокойное время, и это нужно принять. Никому не отсидеться в тихой гавани.

Отчего так сложилось - другая тема (ей, к слову, была посвящена конференция по вопросам геополитики и геоэкономики, организованная журналом "Эксперт-Урал" в апреле). Сейчас мы должны продумать те фундаментальные принципы, которые обеспечат бизнесу устойчивость и стабильное плавание по бурным водам современности. Таких принципов довольно много, среди них есть и старые, но всегда актуальные (скажем, контроль за издержками), без которых просто нельзя выходить в открытое море экономики. О них мы не будем упоминать, хотя всегда следует держать в памяти их исключительную важность. В этой статье мы выделим только те принципы, которые позволят выйти победителем в среде, описываемой теорией катастроф.

Инновации

Современный бизнес - бизнес инновационный. К сожалению, мы сильно замутили само понятие инновации. Глядишь, скоро создадим министерство "по инновациям", что равносильно созданию министерства "по воздуху", ибо инновации - это дыхание бизнеса, среда, в которой он должен существовать.

Нынешний образ инновационной сферы - совокупность случайно сохранившихся шукшинских чудиков-изобретателей, которые навязывают свои идеи людям, занятым делом. Люди, занятые делом, приличия для и сохранения передового имиджа ради, радушно хлопают научных непосед по плечу и выдают авансы все больше словесного свойства.

Почему-то считается, что нововведения в бизнесе касаются почти исключительно техники и технологий. Между тем известный западный философ управления Питер Друкер относил новые знания и технологии к числу последних по конечной пользе от освоения и первых по риску. По-настоящему значительные эффекты достигаются от изменений в методах работы и управления, а также в организационной и социальной сфере.

Так, современные информационные технологии сами по себе, как набор технологий электронной обработки и транспорта информации, особой эффективности бизнесу не добавили. Но созданные на их базе радикально новые деловые модели, основанные на сетевом принципе организации взаимодействия как внутри компании, так и в цепи поставок, привели к подлинной революции корпоративного управления. О сетевом принципе мы скажем отдельно, а сейчас отметим, что наибольшие эффекты нововведений достигаются, как правило, в сферах почти нематериальных: в новой организации рабочего и управленческого процесса, создании оригинальной кооперационной схемы, изменении образа компании, улучшении ее коллективного духа и т.д.

В чем бы ни состояла суть инноваций, главное в них то, что они должны быть постоянными. Сегодня к ним отношение как к тяжелой обузе, которая нарушает сермяжный мир наших не склонных к суете натур. К требованию поддержания постоянства изменений, действительно, отношение неоднозначное. С одной стороны, все внутри компании должно двигаться и меняться, хотя бы потому, что вне ее ничего не осталось постоянного - это факт. С другой - и это тоже факт, особо отмеченный в докладах экспертов на весенней конференции, - инновационная активность последних десятилетий в развитых странах носит отпечаток некоторой суетливости: нового очень много, да все как-то неглубоко.

Поэтому, не отвергая очевидный принцип постоянности инноваций, необходимо особо отметить чрезвычайную важность их содержания и качества. Мы сегодня находимся в нижней точке инновационного цикла: все, что создано нашими отцами-дедами, благополучно проедено, изношено, украдено. Очень важно, как мы пойдем с этого нижнего плато в гору, какие технологические, управленческие, организационные принципы положим в основание подъема.

Большинство предприятий действует просто: есть возможность - берут приглянувшуюся технологию за рубежом, априори полагая, что это высшее достижение человечества. Может и так, только самое лучшее потенциальным конкурентам мало кто продаст (если только в совсем уж традиционных отраслях). А главное - "самое лучшее" объективно зачастую оказывается приростной инновацией, то есть незначительным, непринципиальным улучшением старых технологий: такие изменения составляли основное содержание процесса в последние годы за рубежом. Многие эксперты между тем сходятся в том, что обществу требуется серия фундаментальных технологических и организационно-управленческих нововведений, которые помогли бы решить ряд острейших экономических и социальных проблем. Не отвергая как неизбежность путь массового заимствования зарубежных технологий, отметим, что у России есть уникальный шанс начать свой цикл масштабной модернизации с учетом необходимости нестандартных инновационных шагов.

Сосредоточение

Чтобы выжить и развиваться в этой буре изменений, нужно научиться концентрироваться на главном и развивать сумму компетенций: любая компания, велика она или мала, должна найти ту сумму уникальных способностей, которые обеспечили бы ей лидирующее положение. Необходимость лидирующего положения - исходное требование. Концентрация на главном - условие обеспечения лидерства. Питер Друкер подтверждает: "Компания, которая хочет добиться экономических результатов, должна занимать лидирующее положение. Только превосходство дает прибыль". Лидерство - не награда за оригинальные и смелые деловые ходы, а условие получения экономических результатов. Подчеркиваем: обычных экономических результатов - выручки, прибыли, заработной платы и т.д. Если компания - не лидер, она не только не получает сверхприбыли как награды за лидирующее положение, она ничего не получает: ни продаж, ни прибыли.

Но лидером нельзя быть во всем. Значит, нужны концентрация, сосредоточение на главном. Это как с человеком: только уникум одновременно лучший чтец и жнец и на дуде игрец. Каждый, кто желает добиться чего-то в жизни, старается развить в себе сумму уникальных способностей. Три главных направления концентрации: знания и ресурсы компании; ее товары и услуги; рынки, на которых она работает. При этом нежелательно одновременно сосредоточиваться более чем на одном направлении. Например, компания лучше других делает мебель (то есть она сконцентрировалась и обеспечила лидирующее положение в области технологии и ресурсов). Тогда она может смело диверсифицироваться (рассредоточиться) на других векторах: скажем, выйти с первоклассным продуктом (следствием уникальных технологических способностей) на разные географические и товарные рынки мебели. Если компания выбрала рыночную, а не ресурсную стратегию, тогда при соблюдении средних способностей в области производства, которые обеспечивают просто добротный уровень качества и приемлемые цены, она может сосредоточиться на умении осваивать и развивать рынки. При этом направления концентрации могут со временем меняться. Не меняется, а только усиливается само требование сосредоточения на главном.

Эта идея воспринимается в России особенно подозрительно. Во-первых, история последнего десятилетия с его хаотичной и дешевой раздачей добра привела к тому, что каждый брал без всякого осмысления реальной нужды, а тем более стратегии, по принципу "надо взять - потом разберемся". И если бы не вихрь августовского кризиса и не возрастающая конкуренция, многие собиратели собственности, кажется, так бы и зарабатывали одновременно на валенках, колбасе и кредитах: много-мало, а копеечка идет, да и запас карман не тянет, к чему мудрствовать?

Вторая причина более глубокая - это объективные российские условия. И прежде всего неразвитость инфраструктур различного вида (судебно-правовой, транспортной, торговой и т.д.) - того, что обеспечило бы эффективное сотрудничество специализированных бизнесов. Если инфраструктуры нет или она дорога и неэффективна, любая компания должна принять меры для минимизации транзакционных затрат. Вбирая предприятия по отраслевой цепи или осуществляя горизонтальную экспансию, компания обеспечивает единое "правовое корпоративное пространство", создает и контролирует коммуникации и т.д. Кроме того, есть просто недоверие между бизнесами: это следствие не человеческой подозрительности руководителей, а как раз неуверенности в том, что партнер, компетенция которого разбросана по многим направлениям, способен выполнить обязательства.

Сеть

Про сетевую экономику за последние годы сказано, кажется, все. Наиболее продвинутые мировые деятели вполне преуспели в создании, раскрутке и продаже публике целой серии мифов на эту красивую тему (сегодня и это бизнес: снимать с действительно важной инновации еще и мифическую ренту). Будем считать, что рента снята, фондовые рынки пришли в спокойствие, теперь можно посмотреть в корень сетевой концепции.

В общем смысле сеть - это совокупность функциональных узлов, соединенных в определенном порядке коммуникационными каналами. С этих позиций, вне зависимости от времени и места, любая экономическая система - сеть. Какие перемены случились за последние годы, что для описания экономической реальности потребовались новые категории: "посткапитализм", "новая экономика", "информационная эра" и т.д.?

Произошло две вещи. Первую мы уже упомянули: компании стали специализироваться и сосредотачиваться. Ранее одна корпорация могла управлять "гроздьями" функциональных узлов производственно-логистической цепи, распыляя свои способности среди множества различных производств. Это ей позволяла неприхотливая внешняя среда, которая требовала, главным образом, стандартного товара по приемлемой (лучше - низкой) цене. Административный контроль за цепочкой создания стоимости жестко собранной производственной системы - основная формула организации такого типа.

Сегодня эта формула работает плохо. Публика требует уникального предложения с лучшим качеством по приемлемой цене. Старая система становится негибкой (из-за жесткой структуры) и не обеспечивает должного качества (из-за распыления компетенции). Логика жизни требует, чтобы крупные структуры "рассыпались" на отдельные специализированные бизнесы, которые впоследствии избирательно привлекались бы неким координирующим центром в рамках конкретного проекта.

Но чтобы осуществлять такую оперативную сборку и координацию деловой сети эффективно, необходимо создать комплекс новых управленческих и коммуникационных технологий. Что касается коммуникаций, все понятно: информационная революция позволила построить техническую основу для развития адекватной системы управления информацией, а бурная эволюция транспортно-логистических сетей радикально улучшила каналы товарного обмена. Таким образом, возможность создания гибких и эффективных связей между узлами деловой сети - это и есть то, что позволило дать новое качество экономическим системам.

С управленческими технологиями все сложнее. Для координации работы сети должен быть субъект, наделенный полномочиями. Прямого административного контроля над партнерами уже нет, но складывается контроль, основанный на технологических и управленческих стандартах. Устанавливает его, как правило, компания, которая стоит "в голове" цепи создания стоимости, то есть формулирующая идею и образ конечного продукта, контролирующая фундаментальные исследования и НИОКР, а также владеющая каналами сбыта и послепродажной поддержки. Она разрабатывает технологические и управленческие правила участия независимых производителей промежуточных продуктов в сети создания стоимости и не только обеспечивает жесткий управленческий контроль за ее сборкой и текущей координацией, но и распределяет совокупную добавленную стоимость между отдельными узлами.

Новая экономика - уже реальность. При этом многие в России обреченно разводят руками: "Мы безнадежно отстали. Для нас это еще долго не будет актуально". Глубокое заблуждение: зависимость человека от пространства, государственных границ и коммуникаций резко снизилась. Каждый из нас имеет примерно равные шансы в новой экономике, и не важно, в какой стране он живет. Виртуальное пространство открыто и доступно. Единственное, о чем нужно помнить: в информационном пространстве придется конкурировать со всем миром. В новой экономике нельзя быть "первым парнем на деревне". Либо ты лучший в мире, либо никто.

Люди

Неопределенность внешней среды и сетевая организация радикально повышают роль в бизнесе человека. Просто потому, что человек - это потенциально самый творческий и гибкий элемент в системе, и только активизация человеческой энергии и повышение качества труда могут обеспечить эффективную сетевую организацию.

Сетевая структура - это "плоская" структура, в которой не только руководитель, но и работник может и должен принимать серьезные управленческие решения, и они будут существенно влиять на конечные результаты. Все это опять же оттого, что каждый узел сети обладает уникальной компетенцией, вносит особый вклад в общий результат, и его неэффективная работа способна поставить под сомнение все совместные усилия.

Еще одна причина возросшей роли людей - главным ресурсом, определяющим процветание страны, служит человеческий ум. Знания стали экономической категорией, а их капитализация - одним из важнейших экономических процессов. Дешевая рабочая сила (есть что-то животное в этом понятии) не является ныне серьезным конкурентным преимуществом. То, что действительно важно, - знания.

Знания - это не информация, а способность применить ее для эффективного решения конкретной проблемы. Уникальные знания, то есть набор навыков для решения деловых проблем, - вот что лежит в основе компетенции и конкурентоспособности бизнеса. Ничем другим он сегодня не может обеспечить себе лидерства, ибо информация, производственные и управленческие технологии, более или менее равнодоступны и не являются ключевым конкурентным фактором. Но ни одна техническая экспертная система не может творчески преобразовать набор информации и ресурсов в эффективное деловое решение, потому что носители знаний - люди.

Все сказанное можно свести к следующему. Ключевая фигура современного бизнеса - человек, ибо он носитель знаний, главного ресурса нашего времени. Только уникальные, специализированные знания обеспечивают бизнесу лидерство - главное условие его выживания и развития. Совместная работа специализированных бизнесов возможна лишь благодаря сетевой организации их сборки и управления в единой производственно-логистической системе. Все эти принципы и должны быть заложены в фундамент организации бизнеса для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс продуктовых, управленческих, технологических и организационных инноваций. Три базовых условия, "три кита" - уникальная компетенция, сетевая организация и атмосфера перманентных нововведений - обеспечат успешное развитие бизнеса в грозной, непредсказуемой, турбулентной среде современности.

Каждый из нас имеет примерно равные шансы в новой экономике, и не важно, в какой стране он живет. Виртуальное пространство открыто и доступно