Доверие на возвратной основе

Иностранный капитал активнее пойдет в Россию при условии реализации двух реформ - судебной и административной

В деле привлечения иностранных инвестиций 2003 год стал для России переломным: достигнут рекордный объем - 29,7 млрд долларов. Объем вложений в областях УрФО вырос в 2,2 раза до 5,5 млрд долларов, а доля округа в общем объеме иностранных инвестиций в Россию увеличилась с 8,7% в 1999 году до 18,7% в 2003-м.

В некоторых регионах изменилась структура вложений по странам-участникам. На первое место, по словам министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктора Кокшарова, вышла Германия, тогда как еще в 2002-м больше всего в экономику области вкладывал Кипр.

- Инвестиции оффшорной юрисдикции (из Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Люксембурга), преобладавшие в страновой структуре в 2002 году, с большой долей вероятности можно отнести к репатриационным. Это финансовые средства, ранее вывезенные из России, - считает министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева. - Значительная доля такого инвестирования говорит о том, что инвестиционный потенциал Свердловской области до конца не реализован.

По мнению Галины Ковалевой, инвесторы Германии признали привлекательность вложений средств в экономику Свердловской области. Этому во многом способствовали российско-германские межправительственные консультации на высшем уровне, прошедшие в Екатеринбурге в октябре 2003 года.

- Нас очень радует, что изменился состав инвесторов, - говорит Виктор Кокшаров. - Благодаря этому на крупных металлургических предприятиях идет масштабная реконструкция производства с участием серьезных немецких компаний. На НТМК, например, будет построена самая современная в Европе печь. Очень важно, что на наш рынок приходят и известные компании потребительского сектора: IKEA, торговая сеть Metro Cash & Carry, Redisson SAS, Novatel и другие.

О том, что последние полтора года стали для региона переломными, говорят и другие факторы: в Свердловской области открылось прямое сообщение с мировыми центрами бизнеса - Лондоном, Прагой, Будапештом. "Это признаки того, что Запад поворачивается к нам лицом", - уверен Виктор Кокшаров.

Другой характеристикой улучшения инвестиционного климата можно считать рост официальных представительств ведущих зарубежных стран: помимо уже действующих американского, британского, итальянского, чешского, болгарского консульств, принято решение об открытии в Екатеринбурге немецкого и китайского представительств. "Как только сюда приходят иностранные дипломаты, объем бизнеса увеличивается, поскольку есть защита, есть информация, которую бизнесмены могут получить из первых рук", - продолжает Виктор Кокшаров.

Эти изменения большинство экспертов связывают со стабилизацией политической ситуации в России, с ростом ее экономики. Кроме того, определенное влияние имеет внешний макроэкономический фактор: доходность вложений в экономики развитых стран падает, западный капитал ищет ниши на растущих рынках.

Государственный контакт

Иностранный капитал России, безусловно, нужен. Внутренних, к тому же дешевых ресурсов для резкого роста экономики недостаточно. Особенно это актуально для традиционных индустриальных регионов. "Наша промышленность заложена еще в 30-е годы прошлого века и сегодня ее техническая база настолько устарела, что без кардинального обновления движение вперед невозможно, - говорит Виктор Кокшаров. - Поэтому рост инвестиций должен превышать темпы роста в промышленности".

В долгосрочном плане развития Свердловской области (Схеме развития и размещения производительных сил на период до 2015 года) закладывается рост инвестиций в шесть-семь раз. "Для реализации запланированных мероприятий необходимо привлекать в экономику области 4 - 5 млрд долларов ежегодно, - считает Галина Ковалева. - Важная роль в этом отводится иностранным инвесторам. Пока же основными источниками инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий и российские заемные средства".

Для привлечения инвестиций в регионы органы власти субъектов федерации используют опробованную схему - презентации предприятий в разных странах. Кроме того, чрезвычайно высокую активность в установлении деловых контактов с предпринимателями за рубежом проявляют полпредства президента. Почему - понятно: чтобы выполнить амбициозную задачу "удвоения ВВП", стране нужны деньги, и чиновники заняты тем, что содействуют их поиску.

За последние годы полпредство в УрФО вывозило уральских бизнесменов в Германию, Австрию, Великобританию, Францию.

- В результате за девять месяцев 2003 года объем инвестиций Великобритании вырос в 3,5 раза, Германии - в 8,5 раза, Австрии - в 43 раза, Франции - в 87 раз. На страны, куда ездили наши делегации, приходится 72% всех иностранных инвестиций в экономику УрФО, а в 2000 году их доля составляла всего 16%. Естественно, эффект от поездок есть, и такая работа будет продолжаться, - комментирует посредническую деятельность своего ведомства заместитель полномочного представителя президента в УрФО Виктор Басаргин.

Мэр города Надыма (ЯНАО) Владимир Ковальчук подтверждает: контакты с Францией активизировались после его визита в эту страну в составе делегации. В результате предприятия Надыма получили инвестиций на 90 млн долларов.

- С ответным визитом к нам приезжали представители французской Ассоциации производителей нефтегазового оборудования, - рассказывает мэр, - в результате в Надыме создана совместная компания "Евротек". Она намерена развивать сотрудничество и привлекать инвестиции. Благодаря кредитным линиям французских банков Natexis и Paribas мы привлекли Французский институт нефти, он создал геологическую модель разработки месторождения и в качестве генподрядчика привел французскую фирму Schlumberger. Это позволило нам уже в июне этого года принять в эксплуатацию первую горизонтальную скважину и в несколько раз увеличить добычу нефти.

Между тем российские регионы по-прежнему информационно закрыты. В УрФО до сих пор нет единого адреса, где можно получить необходимую, достоверную и регулярно обновляемую информацию о динамике региональных рынков, перспективных компаниях и проектах, налоговой системе, объектах недвижимости, земельных участках. По мнению Александра Каленюка, регионального руководителя проекта Международной финансовой корпорации (МФК - член группы Всемирного банка), регион неадекватно подан в самом распространенном информационном ресурсе - интернете: "Не ведется грамотная работа с глобальными поисковыми системами, формат представления информации абсолютно не рассчитан на западного бизнесмена" . Александр Каленюк считает, что усилия властей должны быть прежде всего направлены на создание комфортной инфраструктуры для прямых инвестиций и обеспечение информационной прозрачности региона как на макро- (власть, ресурсы), так и на микроуровне (компании, проекты).

На страже

Практика, однако, показывает, что привести в страну инвестора недостаточно. Необходимо создать условия для эффективной работы его капитала, обеспечить правовую защиту. И именно этот вопрос в большинстве российских регионов решен очень плохо.

По сути, успех или неуспех бизнеса во многом зависит от того, смог предприниматель заручиться поддержкой региональных чиновников или нет. Наилучшее подтверждение этому - история АО "Альстом-СЭМЗ" (ныне ЗАО "AREVA Свердловский электромеханический завод"). Немецкий предприниматель Петер Иэриш приехал в Екатеринбург в 1997 году, чтобы представлять интересы концерна AEG, который купил пакет акций Свердловского электромеханического завода. Но вместо того чтобы поднимать предприятие, ему пришлось бороться с бывшим генеральным директором: пытаясь удержать власть, тот обвинил инвесторов в недобросовестном приобретении акций на том основании, что приватизация завода была проведена с нарушением законодательства. Только вмешательство полпредства не позволило начать процесс деприватизации (инвесторы заплатили государству компенсацию). С тех пор полпредство держит работу иностранных компаний на контроле, и, если их интересы ущемляются, пытается вмешаться в конфликт. А иностранные предприниматели, приезжающие на Урал изучать инвестиционный климат, обязательно берут с собой адвокатов.

Именно отсутствие правовых основ ведения бизнеса заставляет предпринимателей отказываться от прямых и портфельных инвестиций (вложений в капитал предприятий) и предпочитать им возвратные - товарные и коммерческие кредиты. В целом по России из 29,7 млрд долларов инвестиций прямых - только 6,8 млрд долларов.

- То, что кредиты дают, уже хорошо: значит, наши предприятия нарабатывают кредитную историю, - говорит Виктор Кокшаров. - Но все это деньги заемные. Их так или иначе нужно возвращать, пусть даже с меньшими, чем внутри страны, процентами. Нам же нужны вложения в основной капитал действующих предприятий, создание новых производств и рабочих мест, дополнительные налоговые поступления.

Право быть правым

Склонность к кредитным вложениям прослеживается и в работе ведущих мировых финансовых организаций. Так, объем инвестиций Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на территории Большого Урала в 2003 году увеличился почти вдвое и составил 350 млн долларов. И почти все это - кредиты. Наиболее крупные и известные портфельные проекты ЕБРР на Урале - концерн "Калина" и "ВИЗ-сталь".

По словам главы представительства ЕБРР на Урале Татьяны Ембулаевой, этому, помимо непроработанности правовых вопросов, есть несколько объяснений:

- Важно не только зайти в основной капитал предприятия, но и выйти из него. Любой инвестор вкладывает деньги в другую страну не навсегда, поэтому он заранее думает, как будет выходить из бизнеса. Вариантов немного: продажа акций на открытом рынке, выкуп менеджментом или стратегическим инвестором, банальное разорение компании. Прописать "выходы" на перспективу, допустим, лет в семь, очень сложно, равно как и составить инвестиционное соглашение. Кроме того, подходы к роли инвесторов-акционеров в России и других странах пока различаются. В мировой практике вложения в акционерный капитал приносят высокие доходы в виде дивидендов, собственники получают прибыль от увеличения стоимости компании. В России же акционеры зарабатывают на том, что их менеджеры контролируют финансовые потоки предприятий, поэтому здесь миноритарием быть невыгодно. ЕБРР, как известно, стремится приобретать преимущественно блокирующий пакет акций.

По мнению Александра Каленюка, утверждение, что западные финансовые институты в России "предпочитают кредитование", не совсем верно. Правильнее сказать: структуры, специализирующиеся на прямых или портфельных инвестициях, еще не поместили Россию в свою повестку дня. Одна из главных причин этому - низкий уровень корпоративного управления на предприятиях, неясная или конфликтогенная структура собственности, неопределенность отношений между собственниками и менеджментом, непрозрачность активов и денежных потоков, слабое стратегическое управление и внутренний контроль. Международные финансовые институты уделяют особое внимание этой теме и поддерживают масштабные региональные инициативы в этой области. Так, МФК, крупнейший в мире инвестор в частный сектор развивающихся экономик, реализует проект совершенствования уровня корпоративного управления региональных предприятий и, как следствие, повышения их инвестиционной привлекательности. Из 270 компаний-клиентов на Урале в ограниченное число "пилотных" по проекту вошли пока концерн "Калина", Уралсвязьинформ, сеть "Суперстрой", СИЗ-Пумори.

Усилий одних только международных организаций, однако, мало. Иностранного инвестиционного бума в России не будет, пока нет гарантий защиты прав и интересов собственников, отсутствуют законодательно подкрепленные правила ведения бизнеса и взаимодействия его с властью, высоки административные барьеры. Государству, вместо того чтобы охранять иностранные компании от беззакония, необходимо в первую очередь разработать сами законы. По большому счету, для активизации инвестиционного процесса необходимо завершение двух принципиальных реформ - судебной и административной.