Дело утопающих стрелочников

13 сентября 2004, 00:00
  Урал

Редакционная статья

В иных государствах считают: задержки зарплаты - это проблемы отдельно взятого работника. Не нравится, что не платят или платят мало? Получай другое образование, учи языки, ищи новую работу, переезжай в другую местность, уйди, наконец, в бизнес. Действуй по схеме "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Взятый же российским государством курс на ликвидацию бедности любой ценой перевел выплату вознаграждения за проделанный труд в плоскость, когда проблема семейного кошелька стала делом всенародным. Тем более на помощь (как всегда своевременно) подоспели прокурорские работники: в одной только Свердловской области дисквалифицированных руководителей, допустивших задержки по выплате заработной платы сотрудникам, набралось аж 11 персон. А двоих менеджеров даже пришлось объявить в розыск.

Во время пресс-конференции, на которой были озвучены эти цифры, от выступавших прокурорских работников и профсоюзного деятеля исходила прямо-таки пролетарская ненависть к "обжорам, что жиреют нашим потом" (цитата из революционной песни). Их, "обжор", предлагалось выявлять с помощью пейджера, куда граждан призвали сбрасывать информацию, клеймить в СМИ, которые будут озабоченно писать о прокурорских успехах. Профсоюзы, цитируем лидера, станут оповещать министров: они "должны знать, на каких предприятиях не платится зарплата". В Свердловской области профсоюзные деятели собирались устраивать пикеты напротив ворот предприятий, чтоб, значит, "обжорам" питаться трудовым потом было невкусно. Как и полагается, пролетарская ненависть распространялась лишь на явление да на стрелочников, оставляя за кадром такие малости, как причины задолженности и возможность выплачивать заработанное вовремя.

Мы выслушали сотрудников предприятий, руководители которых оказались под следствием, попытались проанализировать истоки проблемы долгов по заработной плате. Они оказались банальны, их знают все. Бороться с ними, как водится, несоизмеримо сложнее, чем возбудить уголовное дело или выступить по телевидению. Власти привычно уводят гудок в пар, а проблему - в PR.

О том, что необходимо решать проблемы убыточных государственных предприятий, диспаритета цен на селе, ускорять реформу местного самоуправления и движение судебной машины, не говорил только ленивый. Но все это шаги, предполагающие долгую и системную до нудности работу. Они рассчитаны на скрупулезный и объективный анализ проблем, определение приоритетов промышленного развития регионов и страны, перестройку систем финансирования объектов и целых отраслей.

Меры же прокурорского реагирования (штрафы, дисквалификации, уголовные дела) - это некий кавалерийский наскок. Он дает нехитрую возможность властям и прокуратуре, подрастерявшей лоск независимости в ситуации с ЮКОСом, продемонстрировать заботу о трудящихся и элементы борьбы с бедностью. Эти самые меры прокурорского реагирования свидетельствуют: в нашей стране по-прежнему в моде решение проблем с помощью силового давления на "стрелочников". По-прежнему эффективен PR на бедах людей, которых на самом деле никто не защищает.

В потоке агрессивного словоблудия тонут реальные беды и проблемы нашей страны, ее экономики. Населению ясно дают понять: есть некие враги, которые сознательно не выплачивают вам зарплату. С ними поработают, их накажут. Дайте только срок! И делать ничего не нужно, ни вам, простому люду, ни нам, сидящим под двуглавым орлом: есть люди в погонах, они во всем разберутся и доложат. Успокойтесь, бланков вызовов на допрос и папок под уголовные дела на всех хватит.