Они не утонули

Москва, 28.06.2004
«Эксперт Урал» №24 (151)

Любой бизнес обладает спецификой, однако бизнес в ЖКХ имеет особые "прелести". Во-первых, он ограничен естественным в коммунальном комплексе монополизмом предоставления услуг водоотведения, водоснабжения, электроэнергетики, газоснабжения и т.п. Во-вторых, ЖКХ - социально острый бизнес, и тарифы на его услуги жестко регулируются государством. В-третьих, даже за предоставленные услуги население не платит полностью: уровень оплаты, установленный федеральным правительством, - 90% (власти регионов и муниципалитеты могут его менять, и делают это, как правило, в сторону уменьшения). Остальное доплачивается из бюджетов разных уровней и обычно не в полном объеме. Четвертое: сети водо-, газо-, теплоснабжения, котельные и очистные, жилые дома до сих пор принадлежат государству, а бизнес лишь арендует их на незначительные сроки. Четкой законодательной базы, которая разрешала бы долгосрочные виды аренды, в ЖКХ нет. Пятое: износ основных коммуникаций составляет, по некоторым данным, 90%. Получается, под землей зарыты бочки с порохом, и детонация начнется в любой момент. Шестое: именно из ЖКХ за последние годы шел массовый отток специалистов. Управлять комплексом, где большинство проблем сугубо менеджерскими решениями неразрешимы, где требуется отстраивание прежде всего финансовых взаимоотношений с властью, могут, по-видимому, лишь сверхлюди или сверхбизнесы.

О приходе такого сверхбизнеса в ЖКХ объявили ровно год назад: тогда стартовал проект Российские коммунальные системы (РКС), созданный на паях РАО "ЕЭС России", Газпромбанком, Интерросом, Реновой, Кузбассразрезуглем. На Урале РКС работают в Пермской, Свердловской, Оренбургской, Тюменской областях, изучают возможность работы в Челябинской. За год "дочкам" РКС удалось сделать немного: оформить права на арендованное на короткий срок имущество да попытаться отстроить отношения с населением и властью. Подчеркнем: попытаться, не более. Когда Свердловские коммунальные системы объявили в Качканаре, одном из городов, где ведут бизнес, конкурс на лучшего плательщика среди не имеющих долгов по квартплате, оказалось, что из 16 тысяч квартир, находящихся на балансе предприятия, хозяева лишь 477 своевременно оплачивают коммунальные услуги.

Одновременно с РКС в коммуналку потянулся и другой бизнес - крупный, средний, малый. В Прикамье, например, практически весь коммунальный комплекс передан в руки частных компаний. На Южном Урале активно развивается бизнес в жилищной сфере (обслуживание и ремонт жилья, вывоз мусора и т.п.). В Тюменской области коммуналка вплоть до внутридомовых сетей перешла на баланс Тюменьэнерго. В ЯНАО органы власти создают муниципальную управляющую компанию: по заверениям чиновников, она станет бизнес-оператором и привлечет в коммуналку инвестиции местных нефтяных и газовых компаний. В богатом регионе могут себе это позволить, здесь принципиально иная ситуация с наполнением местных бюджетов. (Так, на содержание ЖКХ в двухсоттысячном Ноябрьске тратят 20% городского бюджета - 900 млн рублей в год. Сравните: консолидированный бюджет полуторамиллионного Екатеринбурга на 2004 год составляет около 6 млрд рублей.) Словом, в Уральском регионе только, пожалуй, в Курганской области нет ростков бизнеса в ЖКХ.

Понятно, что бизнес, управляющий столь специфическим хозяйством, в первую очередь должен иметь внятное представление об отрасли, где собрался работать. Знать, за счет чего, собственных средств или банковских кредитов, будет ликвидировать доставшуюся ему разруху и учитывать при этом, что срок возврата денег в коммуналке 15 - 20 лет, а банки на такие "длинные" кредиты не идут. Осознавать, что население и город платить не будут даже по тем тарифам, которые установлены, а новые тарифы, покрывающие убытки, установить не удастся. Приготовиться к тому, что все время будет происходить что-нибудь катастрофическое: аварии, протечки. Словом, он должен быть готов работать в условиях, когда бикфордов шнур к бочке с порохом уже зажжен.

Опыт первых менеджеров в ЖКХ показывает: коммуналка не представляется им "болотом". Они с честью выходят из парадоксальных ситуаций, готовы и знают, как вести прибыльный бизнес в лишенной до сих пор рыночных отношений отрасли.

Новости партнеров

Реклама