Удаленная доступность

Экономика и финансы
Москва, 28.06.2004
«Эксперт Урал» №24 (151)
Банки с такой скоростью развивают технологии дистанционного обслуживания, что скоро клиентам просто незачем будет приходить в офис

Технологии дистанционного банковского обслуживания (ДБО) прочно вошли в практику банков Урала. Еще совсем недавно их наличие было своего рода конкурентным преимуществом кредитного учреждения. Сегодня обслуживание клиентов через каналы связи - стандартная услуга.

По словам директора Екатеринбургского филиала " Альфа-банка" Александра Парамонова, почти все крупные клиенты филиала перестали носить в банк платежки, из мелкой и средней клиентуры в банк ходят лишь 20% бухгалтеров. "В 2003 году мы подключали к системам в среднем 90 клиентов в месяц, в 2004-м - 120", - подтверждает динамику заместитель председателя правления ОАО " Челябинвестбанк" Игорь Юдович.

Ведущий специалист управления информационных технологий Уралтрансбанка Артур Новрузов говорит, что дистанционное обслуживание привлекает клиентов возможностью в удобное время и в удобном месте отдавать распоряжения банку о совершении операций по финансовым счетам с персонального компьютера, на котором установлена одна из систем ДБО.

В свою очередь банки при использовании ДБО несут существенно меньшие затраты, чем при бумажных технологиях обработки документов. Поэтому тарифная политика банков направлена на то, чтобы экономически заинтересовать клиента. "Ежемесячная плата за ведение счета с использованием ДБО в нашем банке на 40% меньше, чем при обычном способе, а стоимость одного платежного поручения вдвое ниже", - говорит ведущий специалист отдела корпоративного бизнеса банка " Северная казна" Яков Гершзон.

Классики и современники

Система удаленного доступа для предприятий и организаций "клиент - банк" появилась на российском рынке почти десять лет назад. Ее суть в том, что взаимодействие с банком осуществляется по выделенному каналу связи и с помощью программного обеспечения, установленного на рабочем месте клиента. Несколько позднее появившаяся система "интернет - банк" позволяет управлять счетом с любого компьютера. Несмотря на популярность и дешевизну такого способа передачи информации, как интернет, "клиент - банк" по-прежнему в лидерах. Так, в Челябинвестбанке систему используют 95% клиентов, применяющих удаленные схемы общения с банком. "Но это свидетельствует не о достоинствах или недостатках систем, а только о специфике ведения бизнеса клиентов. Можно сказать, что 5% бизнесменов предпочитают обслуживаться мобильно, через интернет, независимо от местоположения, а 95% устраивают обслуживание в собственном офисе", - считает Игорь Юдович.

По мнению директора по стратегическому развитию Уралвнешторгбанка Даниила Сандлера, предприятия отдают предпочтение схеме "клиент - банк", потому что она не требует постоянного соединения по сети: "Удобство работы через интернет сильно зависит от качества связи". Но у режима on line, считает Артур Новрузов, есть свои преимущества: "В любое время можно отследить состояние счетов, а также пронаблюдать за ходом принятия решения банком по отправленным на исполнение документам". По словам Якова Гершзона, системой "клиент - банк" в основном пользуются очень крупные клиенты, "интернет - банк" - средние и мелкие, хотя в обеих группах есть немало клиентов, работающих и с той, и с другой системой: "Наш банк традиционно ориентирован на мобильный сегмент рынка, но объемы платежей, проходящие с использованием этих систем, практически одинаковы".

Скоростной бизнес

Технологически банки отточили обе системы почти до совершенства и перестали конкурировать в этой сфере: большинство предпочитает закупать программное обеспечение у разработчиков (чаще других называют Bank's Soft Sistems и БИФИТ). Однако борьба за клиента не исчезла, она переместилась в другую плоскость - создание дополнительных сервисов с помощью ДБО. Юрий Трифонов, начальник отдела методологии развития банковских услуг департамента по развитию бизнеса с юридическими лицами Уральского банка реконструкции и развития, говорит, что его банк сосредоточил усилия на разработке продуктов, позволяющих ускорить прохождение платежей: "Для клиентов, которые используют в работе "клиент - банк" или "интернет - банк", операционный день продлен до 20 часов, причем банк не только принимает платежку, но и исполняет ее в течение часа. Для тех, кому нужно срочно отправить платеж, мы расширяем возможности управления счетом: предприятие выбирает, отправить ему деньги обычным путем, быстро и сверхбыстро. Естественно, скорость стоит дороже".

Продажная конкуренция

Технологии ДБО оказались востребованы и в сфере обслуживания частных лиц. Как известно, операции в этом сегменте достаточно затратны, и работа через каналы связи позволяет существенно снизить себестоимость банковских услуг по сравнению со стационарной сетью офисов. В условиях нарастающей конкуренции за частного клиента это чрезвычайно важно. Тем более что количество сервисов, за которые надо платить населению, растет с каждым днем: помимо простого телефона появилась сотовая связь, пейджер, услуги интернет-провайдеров и так далее. Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин говорит, что если бы банки остались на технологическом уровне 90-х годов, мы бы только и делали, что стояли в очередях: "Поэтому тот факт, что банки предлагают различные технологические процедуры приема платежей - хорошо. Возможность заплатить за услугу ведет к тому, что потребитель начинает покупать больше услуг, и это способствует дальнейшему развитию экономики. В этом смысле развитие банковских технологий востребовано нашим обществом".

Однако интернет-банкинг не выступает лидером по сравнению с другими технологиями. Отчасти это связано с тем, что интернет-аудитория и аудитория банковских клиентов пока пересекаются лишь частично: как правило, это служащие и менеджеры, руководители малых предприятий, которые проводят операции со своего рабочего компьютера.

Кроме того, у интернет-банкинга для населения значительно больше "конкурентов": оплатить услуги можно через разные каналы удаленного доступа (пластиковую карту, сотовый телефон) или просто дать поручение банку периодически проводить определенные виды платежей. Поэтому некоторые банки стремятся объединить все способы взаимодействия человека с кредитной организацией. "Года через два мы столкнемся с тем, что большинство клиентов будут предъявлять спрос не на интернет-банкинг, а на многоканальный сервис, и именно поэтому мы начали развивать все способы удаленного обслуживания одновременно", - говорит Даниил Сандлер.

По этой же причине многие банки идут по пути совмещения карточного и интернет-счетов: "Это позволяет нашим клиентам производить безналичные платежи через интернет и владеть полной информацией об остатках и операциях по всем своим счетам и карточкам", - говорит Игорь Юдович.

По иному пути завоевания аудитории пошел Банк24.ру. Не так давно он объявил о выводе на рынок принципиально нового продукта, созданного специально для населения. "Все другие интернет-банкинги создавались для "юриков" и перерабатывались под частного клиента. Мы сделали ставку на максимальную скорость: страницы загружаются мгновенно. Кроме того, в нашей технологии удобная система безопасности: заходить на счет нужно не с дискеты, а с помощью специальной карты с одноразовыми кодами и специальными ключами. Наконец, это сверхпростой и понятный продукт, где все названо человеческим языком", - рассказывает советник председателя правления Банка24.ру Борис Дьяконов.

Правда, его коллеги не расценивают продукт как новое бизнес-решение. Даниил Сандлер: "С точки зрения бизнес-технологий в интернет-банкинге уже ничего нового не скажешь. У кого-то они работают лучше, у кого-то хуже, но через год все выровняется. Это стандарт, без которого клиенту с банком, как минимум, работать нельзя. Поэтому я не вижу здесь новой коммерческий идеи. Сейчас нужно развитие в сторону маркетинговых ходов, увеличения продаж продукта".

Кстати, тот же Банк24.ру для привлечения клиентов на первом этапе установил ставки по остаткам на интернет-счете на уровне 12% годовых при обычной практике 3 - 4%. Председатель совета директоров банка Сергей Лапшин признается, что это достаточно дорогой, но временный ход, позволяющий завлечь клиентов и продемонстрировать им возможности работы с банком "на расстоянии".

В перспективе число сервисов, предоставляемых через интернет, будет расти. "Северная казна" уже в конце этого года намерена запустить новую версию системы: "Можно будет управлять не только интернет-счетом, но всеми своими денежными средствами, открывать депозиты, работать с ценными бумагами. Это позволит еще больше увеличить число клиентов, работающих с банком, не посещая его", - прогнозирует начальник управления розничного бизнеса банка "Северная казна" Игорь Боровский. В результате столь бурного развития технологий удаленного доступа клиентам нужно приходить в банк лишь для того, чтобы заключить договор на услугу. Если банки будут двигаться такими же темпами, скоро необходимость "физически" посещать их офис отпадет совсем.

Екатеринбург

Новости партнеров

Реклама