Как плыть в потоке информации

Общество
Москва, 28.06.2004
«Эксперт Урал» №24 (151)

Предложив Уралу активнее входить в глобальное информационное пространство, Мануэль Кастельс решил узнать, что по этому поводу думает уральская наука. С этой целью в екатеринбургском Доме кино была организована встреча профессора с представителями региональной общественности - вузов, бизнеса, научных центров. Как выяснилось, в нашем регионе некоторые идеи Кастельса воспринимаются с определенной долей сомнения. Предлагаем основные тезисы дискуссии.

Государство против безопасности

Мнение (Мануэль Кастельс):

- В мире сегодня более 730 млн пользователей интернетом. Проблема в том, что и наше мировоззрение, и поведение государства в этом плане отстают от развития информационных технологий. Да, технология влияет на общество, но верно и обратное: общество влияет на технологию. Россия интегрируется в мировой процесс, однако есть много внутренних препятствий: традиционно сильная власть государства, навязывание им собственной политики. А новое общество - это не просто новые технологии, это креативный подход к ним. Интернет дает свободу в предоставлении и получении информации, но ее необходимо фильтровать, доверяя только собственной оценке. Роль личности возрастает.

Сомнение (Владимир Третьяков, ректор Уральского государственного университета):

- Понятно, что общество фильтрует информацию. Но степень фильтрации зависит от уровня общества и конкретного его члена. Интернет становится средством манипулирования. Без оружия и бомб, посредством одной информации общество можно привести в любое состояние. Пример: Югославия была разрушена информационным путем. Мы стоим на пороге информационных войн, и главной проблемой становится обеспечение информационной безопасности. Здесь нужны коллективные действия. Если страны будут продолжать действовать разрозненно, мы будем взламывать системы друг друга. Не знаю, чтобы кто-то этим занимался в мировом масштабе.

Мнение (Мануэль Кастельс):

- Да, вопросы безопасности стоят остро. В любой сети есть узлы, и сеть не крепче самого слабого ее узла. Можно создать сложную защитную систему, однако если какой-то компьютер на периферии окажется не защищен, через него можно пробраться в сердцевину сети. Именно так осуществлялась атака хакеров на компанию Microsoft - через домашний компьютер одного из инженеров. Простое решение: нужно обеспечить защиту всей сети, включая частные компьютеры. Однако этого не хочет государство, потому что теряет таким образом контроль над происходящим.

Сомнение (Михаил Пермяков, генеральный директор Уральской телефонной компании):

- Одна из самых действенных легенд человечества - о вавилонском столпотворении. Люди говорят, но не слышат друг друга. Если допустить в интернет государство, возникнет так называемый "белый шум", а это смерть любой информационной системы.

Мнение (Мануэль Кастельс):

- 15 февраля 2004 года в Испании состоялась крупнейшая антивоенная демонстрация, поборники мира договорились о ее проведении посредством интернета. Другой пример значимости информации для современного общества: судьба Финляндии, которая в 90-е годы оказалась на грани кризиса, потеряв советский рынок. Сегодня это одна из наиболее конкурентоспособных стран, динамично развивающаяся в информационном отношении. Начальной точкой этого пути послужило всеобщее обсуждение (на уровне отдельных компаний, организаций, частных лиц) вопроса - куда двигаться дальше. Оно стало возможно благодаря новым информационным технологиям.

Информация против духовности

Сомнение (Надежда Цыпина, директор Областной библиотеки имени Белинского):

- Ортега еще задолго до изобретения всеобщей информационной сети сказал: "Когда для заурядного человека мир распахнулся настежь, душа его закрылась наглухо". Мы сегодня "распахиваем" молодому человеку мир и оставляем его с этим миром один на один. На мой взгляд, активное внедрение интернета в жизнь человека отрицательно скажется на российском менталитете, которому больше свойственно личностное общение. Интернет становится "новой религией", что вряд ли положительно влияет на психику молодых, на формирование их взглядов.

Мнение (Мануэль Кастельс):

- Российская культура действительно самобытна, однако и другие нации обеспокоены тем, как влияет новая информационная реальность на взаимоотношения людей. Два года назад я проводил большое исследование, в котором было задействовано около трех тысяч жителей Каталонии. В этой испанской провинции выражена традиционная ориентация на семейные ценности, общение с друзьями. Исследование выявило такую зависимость: люди, "общающиеся" с интернетом, и в целом более коммуникабельны, у них крепче отношения в семье, прочнее дружеские связи. Конечно, всеобщая сеть хороша не для того, чтобы установить надежные отношения (хотя и подобное бывает), а для того, чтобы их поддерживать. Однако здесь есть ограничение: положительное влияние заканчивается, если человек проводит за компьютером более 50 часов в неделю. Правда, мне представляется, что если человек любым делом занимается столько времени, у него возможны психологические проблемы. Основной вывод исследования: в целом интернет не разрушает связи, а стимулирует их.

Сомнение (Лев Закс, ректор Гуманитарного университета):

- Развитие интернета меняет основы современной цивилизации, некоторые устои оказываются под ударом. Не вырастет ли образ всеобщей компьютерной сети в образ джинна, которого люди имели неосторожность выпустить из бутылки?

Мнение (Мануэль Кастельс):

- На мой взгляд, нам пора адаптироваться к новой реальности, а не пытаться что-то изменить, тем более что эта данность уже мало зависит от нас. Интернет-технологии были созданы как дар человечеству, общество за него ничего не платило. Надо пользоваться им умело и умно.

Профессура против интернета

Мнение (Мануэль Кастельс):

- Современная образовательная система подразумевает обучение в течение всей жизни, так быстро меняется мир. В молодости еще важно общение лицом к лицу, а для продолжения образования много путей, и в основном виртуальные. Появляется новый тип образовательной культуры, где взаимодействие происходит не с человеком, а с компьютером, с системой. 93% всей информации, которая существует в мире, можно найти в цифровом формате.

Сомнение (Валентин Лукьянин, профессор УрГУ):

- Сегодня мы наблюдаем лихорадочное стремление заменить информацией прочие составляющие жизни человека: чувства, умения, практику, наконец. Практика - это насильственный способ перешагивания через информационный барьер: я этого не знаю, но я могу действовать и познать в действии. Все нынешние рассуждения об информационных технологиях игнорируют этот путь познания. То, что есть в компьютере, лишь малая часть того, что должен знать человек, какие бы цифры вы ни приводили.

Мнение (Эмма Киселева-Кастельс, проректор по международным связям Открытого университета Каталонии):

- Открытый университет Каталонии - это на сто процентов дистанционное обучение. И концепция российского образования - исключительно от преподавателя к студенту - себя изживает. Профессорам эмоционально тяжело принять новую реальность, именно профессура становится главным препятствием внедрения новых технологий в университетах Калифорнии. Хотя уже совершенно ясно, что роль преподавателя кардинально меняется: из носителя информации он превращается в тренера, обучающего студента информацию находить, сортировать, оценивать. "Пропускная способность" любого профессора ограничена в сравнении с компьютером.

Сомнение (Владимир Третьяков):

- Согласен, роль профессора как поводыря в мире знаний усиливается. Однако вот уже три столетия профессора в России учат студента мыслить. Никакая интернет-технология не сможет передать мыслительный процесс от учителя к ученику.

Заключение (Лев Закс):

- Когда мне становится страшно, я обращаюсь к спасительному рецепту - смотрю в историю. И оказывается, все уже когда-то было. Адам и Ева были брошены в мир, в поток жизни, в одиночестве и незнании. Они не погибли, а получилась культура человечества. Хотя, говорят, и не лучшая. Я думаю, все проблемы человечество может решить, если не потеряет голову, не откажется от собственного разума.

Новости партнеров

    Реклама