На живца

Заказать музыкальную пьесу - подобную роскошь впервые позволил себе Свердловский театр музыкальной комедии

Компания сидит за столиками, какие заполняют летние кафе, и поет. Молодежь умудряется сидя пританцовывать. Постарше и позаслуженнее ведут себя спокойнее, но поют "крепче". Во главе "застолья", как и положено, лидер. День - солнечный, атмосфера - приподнятая. Так и хочется добавить в стилистике трудового оптимизма: работа - в удовольствие. И добавлю. Эти люди ходят на работу петь. Сейчас идет читка новой музыкальной пьесы - "Три призрака для скряги".

"Готовь зимнюю сказку летом" - это про театр. Сезон завершается освоением "свежего" текста. Минувший год стал для екатеринбургской оперетты периодом открытия старого, что, по мнению ректора гуманитарного университета Льва Закса, в искусстве не менее важно, чем создание нового. Получена премия областного фестиваля "Браво!" за спектакль "Парк советского периода", представляющий точное попадание в общественное сознание, ностальгирующее по мелодиям прошлого. Реанимирована мало известная оперетта Штрауса "Калиостро". 2004 год отметился интересом к новому.

Музыкальные театры частенько жалуются на узость репертуара, ведь количество оперетт ограничено. Однако заказать пьесу современным авторам не было возможности, прежде всего в силу экономических причин (Кальману и Оффенбаху гонорары уже не выплачиваются). Впервые один из самых известных из 66 музыкальных театров страны, считающийся всероссийской лабораторией музыкальной комедии, Свердловский театр музкомедии осуществляет постановку пьесы, созданной именно для него, под его сцену, актеров, режиссера и зрителя. Либретто написано Константином Рубинским, музыку сочинил челябинский композитор Евгений Кармазин.

Спектакль делается "вживую". "По-моему, завершение третьей картины должно быть сильнее, драматичнее, иначе нет перехода к следующей", - высказывает мнение актер. Режиссер соглашается: "Да, попросим автора доработать текст". Спектакль - живая субстанция: дышит, меняется, совершенствуется.

В практике музыкальных театров подобный опыт попадает в разряд экспериментов. А эксперимент в искусстве - категория хоть и почетная, но опасная. Режиссер свердловской музкомедии Кирилл Стрежнев по этому поводу говорит так: "Я бы внес эксперимент в должностные обязанности руководителя. Да, в эксперименте есть риск, опасность быть не понятым зрителем. Но рисковать нужно - только делать это взвешенно". Важен баланс нового и старого. Пьеса оригинальная, но литературная основа проверена временем - Чарльз Диккенс, история дядюшки Скруджа.

И еще обязательное условие успешности эксперимента: он должен учитывать интересы и тех, кто творит, и тех, для кого творят. По наблюдению Кирилла Савельевича, у оперетты есть две основные категории зрителей, не зависимые от возраста (времена меняются, а процент любителей оперетты в обществе примерно постоянен). Одни любят ее за душевность и легкость, другие исповедуют более жесткие принципы искусства и ищут за внешней приятностью особый смысл. Удача, когда спектакль удовлетворяет обе категории. Новый спектакль рассчитан на семейное посещение, что в российском театре пока редкость.

Екатеринбург