Мир напрокат

Общество
Москва, 05.07.2004
«Эксперт Урал» №25 (152)

Подробнее о перипетиях авторства наш разговор с директором Агентства юридической безопасности "ИНТЕЛЛЕКТ-С" Евгением Шестаковым. Фирма участвует примерно в 10 - 15 "интеллектуальных" делах в год, и ее руководитель отмечает тенденцию к увеличению их количества

- Для начала давайте посмотрим на взаимоотношения Гарри Поттера и его русской сестренки Тани Гроттер с точки зрения авторского права.

- С этой точки зрения нарушений со стороны писателя, создавшего серию книг про Таню Гроттер, нет. Джоан Ролинг не обладает авторским правом на историю о детях-волшебниках. Она обладает авторским правом на свои книги, их части, главы и другие лексические единицы, с точки зрения стиля и языка, то есть формы. Здесь же прямого цитирования, насколько я знаю, нет.

- Но ведь ею создан особый, прежде не существовавший мир. Разве это не эксклюзив?

- В ее произведениях нет практически ничего, не существующего уже в виде мифов, верований, литературных источников. Другой случай - мир Толкиена, там есть оригинальные персонажи, названия; хоббитов придумал именно он.

- С житейской точки зрения подобная градация выглядит странно. Так что же, можно брать любое произведение и продолжать его на свой манер, лишь бы не передирать один к одному?

- Ни на идеи, ни на сюжеты авторского права нет. Но есть такое понятие, как защита от недобросовестной конкуренции. И если книга выходит на рынок, откровенно подделываясь под уже известную и раскрученную, и паразитирует на ее популярности, - тогда в действие вступает антимонопольное законодательство. Впрочем, его карающая сила будет направлена не на автора, а на издателя.


Евгениий Шестаков

- В нашей культурной истории немало куда более прямых заимствований образов, сюжетов, персонажей у зарубежных писателей. Алексей Толстой, Александр Волков если не перевели, то пересказали произведения других авторов, обозначив их как собственные. Что говорит по этому поводу современное понятие об авторском праве?

- Деревянный человечек с длинным носом, действительно, был придуман не Алексеем Толстым. И если бы в свое время создатель Пиноккио захотел, он, думаю, доказал бы свое авторство. В "Волшебнике Изумрудного города" тоже есть оригинальные персонажи, пришедшие из "Мудреца из страны Оз": Страшила, Железный дровосек. Но чтобы сделать корректные выводы о нарушении или не нарушении авторского права, требуется конкретный текстовой, литературоведческий, стилистический анализ.

В ситуации, где есть чистый эксклюзив (хоббиты, страна Средиземье, деревянный человек), определение авторства несколько проще. Но вот как охранить, например, Хемингуэя, не ясно, - его творческие приемы неочевидны. Подобные произведения можно охранять лишь от прямого копирования. Хотя под них и не подделываются, так как они не имеют явных признаков принадлежности известному автору.

- Лет десять назад на российских книжных прилавках появилось продолжение романа "Унесенные ветром". Читатели не хотели расставаться с полюбившейся им Скарлетт, желали счастливого конца, а автора давно нет в живых. Пришлось за перо браться нашим предприимчивым современникам...

- В законе есть понятие "национальное достояние". Некоторые творцы и их работы становятся достоянием национальной культуры. Например, на использование в качестве имени-фамилии героя сочетания "Евгений Онегин" должно быть получено согласие у России. Подобным образом можно оценить произведение Маргарет Митчелл. Но это та декларативная норма, которая провозглашена, но не воплощена. Отсутствует прецедент, нет органа, который бы отслеживал такие вещи. Если конкретные люди начинают следить за соблюдением их собственного права как автора, то государства здесь пока пассивны.

- Итак, идея, какой оригинальной бы она ни была, не принадлежит отдельному человеку. Писатель создает мир и отдает его другим, в том числе другим писателям: делайте что хотите. А информация? Существует ли авторское право на информацию?

- События, факты и информация о них не охраняются авторским правом. Использование информации из разных источников, по нашему законодательству, не нарушает ничьих прав. Однако если в подаче информации СМИ использует конкретную форму, которая уже была использована другим агентством, газетой, телеканалом, оно обязано дать ссылку на источник.


Новости партнеров

    Реклама