Требуется технология общения

Олег Банных
5 июля 2004, 00:00
  Урал

Проблема развития конференций до более оперативных и продуктивных форм

В екатеринбурге, в гостинице "Эрмитаж", 24 и 25 июня прошла конференция уральских предпринимателей, организованная журналом "Эксперт-Урал" и Экономическим комитетом по программам развития Уральского региона. Конференция, третья за девять месяцев, получила название "Формулы бизнеса в новой экономической реальности". Цифра три - сакральное число, как и девять месяцев - сакральный срок. Три - символ полноты, говорящий о том, что нужно подводить более глубокий итог сделанного. А после девяти месяцев - должно рождаться что-то новое.

Поэтому, на наш взгляд, было бы неправильно придавать отчету о конференции повествовательный тон: на ней были поставлены вопросы и сделаны предложения, которые можно отнести к важным итогам, пусть частично и неявным.

Явные итоги

Больше обычного на последней конференции было выступлений приглашенных экспертов. К этому обязывала тема необъятной ширины и глубины - принципы, которые должны быть заложены в основу конкурентоспособности бизнеса в наше время. Глубокий анализ этих вопросов дал эксперт-консультант Института Всемирного банка, директор Российско-Канадского центра корпоративного управления, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента, профессор Высшей школы экономики Геннадий Константинов (тезисы доклада см. в ст. "Союз трех китов", "Э-У" 22 от 14.06.04), эмоциональный доклад о реальных проблемах крупных машиностроительных и военно-промышленных корпораций США сделал американский топ-менеджер и консультант высшего уровня Брюс Маршалл. Запомнилось ироничное выступление Петра Щедровицкого, философа, председателя Попечительского совета университетской корпорации "Школа культурной политики", профессора Высшей школы экономики, по поводу перспектив промышленной политики России. Аккуратен был доклад - как и у всякого человека, имеющего дело с финансами, - заместителя декана бизнес-школы университета Баффало (США, штат Нью-Йорк) Филиппа Перри об управлении этой тонкой экономической материей.

Как и на прошлой, апрельской встрече, где обсуждалась геоэкономика и стратегическая матрица Урала, у бизнеса, участвующего в конференции, была надежда получить на многие вопросы четкие ответы. Но, видимо, такие нынче времена, что даже просто хорошо поставленный вопрос - уже достижение. Лучшее, чего можно было добиться на конференции, - это сформулировать набор принципов, которые бизнесу нужно научиться интерпретировать и применять самостоятельно для решения конкретных задач. Возможно, такой подход вызвал некоторое разочарование (вы решение дайте!). Отметим, однако, важную идеологическую особенность конференций, проводимых журналом "Эксперт-Урал" и Экономическим комитетом по программам развития Уральского региона: они - не очередной тренинговый семинар по управлению, а именно диалог успешных предпринимателей друг с другом . Приглашенные эксперты только начинают и форматируют дискуссию. Заседания в отдельных секциях показали: как только в речах экспертов появлялись учительские нотки, молодые промышленники со всей определенностью уходили в себя. Отсюда первый важный вывод: идея конференций выживет только тогда, когда ход дискуссии будут определять сами предприниматели, а все остальные - способствовать этому общению.

Очень живым оказался второй день. Президент группы "Техноконсалт" Сергей Симаранов с систематичностью доктора наук и эмоциональностью опытного консультанта совместно с участниками конференции вывел стройную формулу конкурентоспособности России в современных условиях. Эта работа плавно переросла в финал конференции, посвященный презентации на уральской земле уже знаменитого фирменного "Конкурса русских инноваций" журнала "Эксперт" (Москва). Проект представил его руководитель Дан Медовников со своей командой. Знакомство с конкурсом стало преамбулой к теме обсуждения: "Время уральских инноваций - пришло ли оно?". Обсудить этот вопрос на конференцию прибыл цвет уральской инновационной сферы. Конкурс русских инноваций - практически единственный работающий в России механизм доступа к частным рынкам рискового капитала, и очень важно было понять, почему уральские инноваторы, в отличие от коллег из других регионов, плохо пользуются этим инструментом. В течение нескольких часов шло бурное обсуждение. Среди прочих выводов отмечено: Урал - это потенциально самый перспективный регион, в котором можно осуществить комплексный проект создания инновационной инфраструктуры.

Среди наиболее приятных моментов конференции - традиционные вечера (если не сказать - ночи) общения участников конференции. Эту важнейшую часть почти невозможно передать в жанре простого репортажа, потому тем, кто не бывал на них, предлагаем просто приехать на очередную встречу в ноябре.

Неявные итоги

Приглашая предпринимателей к новой встрече, отметим и неявные выводы и предложения, прозвучавшие в неформальных беседах и неуловимо витающие в атмосфере конференции.

В докладе профессора Константинова сделано, на наш взгляд, важное, но до конца не оцененное предложение обсудить перспективу создания так называемых сетевых креативных сообществ. Возможно, причиной невнимания к этому призыву была чрезмерно современная формула самого понятия. Суть его вот в чем: одна из главных управленческих концепций, обеспечивающих выживание и развитие бизнеса в современном мире, - сетевая организация взаимодействия внутри компании и между ее партнерами на основе гибких связей специализированных узлов бизнес-сети. Одной из форм сетевой организации может стать создание сетевого сообщества - не только между предприятиями как бизнес-единицами, но и между предпринимателями как личностями. Конференции, проводимые журналом "Эксперт-Урал", - как раз могут послужить первой, требующей развития фазой создания такого сообщества.

Проблема развития конференций до более оперативных и продуктивных форм общения встала еще на апрельской встрече. Тогда был сформулирован простой вопрос: "Кто эти собравшиеся здесь люди? Зачем простому предпринимателю обсуждать глобальные темы? Из простого любопытства? Или можно, образовав более понятное и устойчивое сообщество, реально повлиять на решение поднимаемых проблем?". Тогда же оформилась идея центра коммуникаций, который позволил бы создать поле общения в нескольких векторах: а) между предпринимателями; б) между предпринимателями и экспертным сообществом; в) между предпринимателями и властью. Как осуществить эту важную, но не до конца понятную в плане реализации задумку? В суете жизни идея потухла, но на последней конференции ожила вновь.

Раз сегодня во весь рост стоит задача быстрого развития сетевых технологий взаимодействия бизнеса, почему бы не применить эти технологии для взаимодействия самих предпринимателей? Сетевые сообщества различного характера за рубежом - это бурно развивающиеся формы социального взаимодействия различных групп людей. Они не требуют больших организационных расходов (как, скажем, те же конференции), зато помогают создать реальный коллективный субъект действий. Особенно это важно для предпринимателей. В ходе подготовки конференций многие из них высказывали сожаление о невозможности присутствия из-за занятости, а сетевые технологии помогут решить вопросы оперативности обсуждения вопросов и широты охвата участников.

Три прошедшие конференции показали, таким образом, следующее. Уральские предприниматели имеют большую потребность в систематическом общении, потому встречи, организуемые нашим журналом, - это правильная идея. Но простого обсуждения очень важных тем только пару раз в году, даже если оно организовано на высоком уровне, уже недостаточно. Необходимо сделать, как минимум, две вещи. Первое - создать и поддерживать технологию оперативного общения деловых людей Урала между собой (организовать это можно, только освоив тот или иной вариант сетевой технологии). Второе - обеспечить специализацию тем обсуждения для отдельных групп предпринимателей (что само собой вытекает из характера сетевого общения). Сами же конференции могут превратиться в ежегодные собрания наиболее активной части делового сообщества.

Екатеринбург