Паи местного значения

Экономика и финансы
Москва, 12.07.2004
«Эксперт Урал» №26 (153)
Наиболее прогрессивная часть банковских вкладчиков в надежде на больший доход перешла на фондовый рынок - в категорию коллективных инвесторов

Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) в России демонстрируют бурный рост. На рынке работают 180 фондов, чистые активы которых в совокупности превышают 90 млрд рублей. И если еще год назад основные центры развития этого вида коллективных форм инвестиций находились в Москве и Санкт-Петербурге, то сегодня многие управляющие компании (УК) начали активно осваивать регионы: в Свердловской области представлены ПИФы семи УК. Недавно мощную региональную экспансию декларировала санкт-петербургская компания "КИТ (Креативные инвестиционные технологии)", дочерняя структура "Вэб-инвест-банка". К реализации масштабного проекта создания всероссийского супермаркета паев приступила московская ИК "Алор".

Большинство экспертов объясняют рост интереса к ПИФам объективной макроэкономической ситуацией в стране.

- Финансы стабильные, ВВП растет, рубль прогнозируемый, - говорит Василий Татьянников, вице-президент " Гута-банка", - поэтому крупные финансовые институты решили, что пора идти за деньгами населения с новыми предложениями.

В свою очередь, экономически активные граждане оказались готовы принять новый инвестиционный продукт. Константин Селянин, директор Уральского филиала " Аккорд-Инвест", продает в Екатеринбурге паи семейства фондов УралСиб. Он считает, что причина популярности ПИФов - низкая доходность банковских депозитов:

- Сегодня ставки по рублевым вкладам в банках составляют 10 - 12%, по нашим прогнозам, на следующий год они будут не выше 10 - 11%, а через год спустятся до 7 - 8%. В этой ситуации клиенты иначе оценивают риски, присущие фондовому рынку, на котором можно много приобрести и также много потерять. Они готовы немного поволноваться, но заработать 20% годовых.

Именно форма ПИФ для инвесторов среднего достатка в мировой практике считается удобнее, чем классическое брокерское обслуживание или доверительное управление: она не требует больших профессиональных знаний и временных трат. И человек приобретает часть общего фонда акций или облигаций или оба инструмента вместе. Управляют частью (паем) профессионалы. При этом пайщик всегда имеет возможность продать пай, то есть погасить его в УК.

Профессиональные фондовики отмечают, что общий уровень финансовой культуры за последние годы серьезно вырос. Василий Татьянников подводит итоги работы с фондами УК "Монтес-Аури":

- Изменился подход не только молодых людей, но и традиционных клиентов российских банков гораздо более солидного возраста. Они просят почитать литературу, стремятся оценить экономическую ситуацию в обществе. Я всегда напоминаю им, что на фондовом рынке есть рискованные стратегии, например ПИФы акций, где можно не только не выиграть, но и потерять большую часть вложений. И даже при таком откровенном разговоре не было пока клиентов, которые бы развернулись и ушли совсем. Они просто выбирают более консервативные продукты: фонды облигаций или смешанных инвестиций. То есть наши инвесторы осознанно принимают на себя риски.

Пай-игроки

Как правило, реализация паев в регионах идет через филиалы московских банков или инвестиционных компаний, которые и создавали собственные УК. Менеджеры таких структур говорят, что за последний год продажи выросли существенно. "Для этого рынка важна динамика первого года и "критичная цифра" - сто пайщиков. За этот период можно оценить, насколько затраты на рекламу сопоставимы с доходами. У нас первые продажи пошли в марте 2003 года и сейчас мы приблизились к уровню клиентов в 300 человек",- говорит Константин Селянин. Василий Татьянников подтверждает, что и ему удалось набрать первую сотню клиентов в Екатеринбурге, хотя в целом по УК - это уже почти две тысячи.

В основном, однако, стратегия освоения региональных рынков большинства столичных компаний остается взвешенной и спокойной: "Это не такой доходный бизнес, чтобы вкладывать в него огромные деньги. Он окупается только при больших объемах продаж", - говорит Константин Селянин.

Принципиально иную тактику избрала питерская УК "КИТ". Она решила резко увеличить объемы бизнеса за счет агрессивной рекламы ПИФов и охвата региональных рынков: сегодня офисы компании открыты в девяти городах России, в том числе и на Урале (в Перми).

- По нашим оценкам, работа с регионами может оказаться намного перспективнее и интереснее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В конечном итоге мы планируем охватить нашей сетью масштаб, сравнимый с сетями крупнейших операторов мобильной связи, - прогнозирует генеральный директор УК "КИТ" Владимир Кириллов.

С начала года число пайщиков компании выросло втрое и превысило 4500. Владимир Кириллов считает, что "это высокая оценка результатов управления фондами на фоне недавнего падения на рынке акций. Услуги ПИФов "КИТ" стали по-настоящему превращаться в массовые".

В Екатеринбург "КИТ" решил зайти по иной схеме - через заключение агентских соглашений с региональными инвестиционными компаниями "Уником Партнер" и "Вариант-инвест".

- Работа через агента позволяет выйти на рынок в наиболее короткий срок и с наименьшими затратами, - говорит Владимир Кириллов. - Кроме того, все зависит от "качества" агента, а в Екатеринбурге нам удалось найти партнеров требуемого уровня. В ходе работы с агентами мы получим более точную оценку местного рынка.

Коллеги по цеху встретили "КИТов" настороженно.

- Они применяют рискованную рекламную стратегию, - считает Константин Селянин. - Вот в этом мы видим опасность. Для нас сейчас важно не поделить рынок, а внедрить эту услугу. ПИФы еще слишком молоды, большая часть появилась в последние три-пять лет. И любой скандал может подорвать доверие людей. Поэтому я просто вынужден пожелать им успеха.

Сколько вешать в граммах?

Еще более амбициозный проект - "супермаркет паев" - задумала московская компания "Алор". Она одновременно открыла точки продаж сети "паевых супермаркетов" в 13 городах, в том числе Екатеринбурге, Уфе и Челябинске. На данный момент к сети паевых супермаркетов присоединились семь УК. В перспективе в супермаркете можно будет выбрать паи 40 фондов, что составит более 20% всех ПИФов, представленных сегодня на рынке.

- Идея неплохая, но здесь важно избежать конфликта интересов. Все зависит от уровня комиссионных, которые управляющие компании будут платить агенту-супермаркету. Если хотя бы одна предоставит больший процент, ей станут оказывать преференции, поскольку консультанты супермаркета будут не просто продавать паи, но и образовывать население, то есть давать советы и рекомендации, - говорит управляющий екатеринбургским филиалом ИК "Тройка Диалог" Ираклий Кирия.

Интересно, что у "Алора" уже появились последователи. Екатеринбургская компания "Уником Партнер", выступившая агентом "КИТ", также вынашивает планы создания собственного супермаркета. Все это говорит о том, что на фондовом рынке региона появляется новый бизнес - агентский. Помимо собственно зарабатывания на комиссионных от УК (как правило, они составляют 0,5 - 1% от объемов продаж паев), агент имеет и косвенный эффект. Как показывает опыт, один из трех клиентов, покупающих пай, в скором времени переходит на другие виды обслуживания, которые ему может предоставить уже региональная компания.

Агенты коллективных инвестиций

Для региональной компании это выгодно еще и по другой причине: других способов заработать на рынке коллективных инвестиций у нее практически нет. С 1998 года на Урале так и не появилось мощных собственных ПИФов, способных конкурировать со столичными. Единственная область, где эти формы развиваются, - Пермская. Здесь традиционно сильные по сравнению с другими субъектами Урала инвестиционные и брокерские фирмы - Пермская фондовая компания, "Витус", "Ермак". Они продолжают борьбу за частного клиента, стремясь перетянуть его от банков и столичных ПИФов. Однако победить конкурентов непросто: у региональных профучастников меньше возможностей, прежде всего рекламных. "Пока местные компании в отличие от крупных столичных фондов не достигают уровня окупаемости. Однако рынок большой и работы хватит всем. Приход в регионы ПИФов Москвы и Санкт-Петербурга как раз и связан с незаполненностью ниши на региональном рынке. У нас же есть свои преимущества: часть населения с боязнью относится к размещению средств через территориально отдаленные компании, и мы можем на этом позиционироваться. У нас есть профессиональный ресурс управляющих компаний со своими традициями и технологиями управления активами", - говорит специалист по связям с общественностью УК "Парма-менеджмент" Эльвира Буга.

Именно отсутствием профессионалов должного уровня объясняется пассивность региональных финансовых институтов в других областях и республиках Урала. "Нужно иметь опыт продаж таких продуктов, вкладывать деньги в программное обеспечение, кадры. Наконец, налаживать отношение со спецдепозитариями, а они все в Москве", - считает Ираклий Кирия.

Василий Татьянников уверен, что причина - в специфике российского рынка:

- Тяжело профессионально управлять из региона, когда идет недоказуемое манипулирование ценами со стороны крупных операторов. Они могут, к сожалению, сделать с рынком все что угодно: надо поднять - поднимут, надо завалить - завалят, причины для этого всегда найдутся. В этой ситуации оператор (трейдер) из региона просто не успевает принять решение. Так сложилось, что та информация, которая закладывается в цены, сосредоточена исключительно в столице.

Заместитель председателя правления банка " Северная казна" Роман Витковский говорит, что его банк несколько лет назад присматривался к этому рынку, но понял, что в регионе мало клиентов, способных вкладывать деньги в рисковые инструменты. Поэтому решили для начала опробовать схему доверительного управления: "Это бизнес нетривиальный, и если им заниматься, то это надо делать серьезно, на больших объемах. До сих пор мы не видели своей клиентуры. Сейчас она появляется, и возможно мы выйдем на создание своего ПИФа, правда, делать это будем в увязке с бизнесом негосударственного пенсионного фонда".

Единственный региональный банк, который вышел на рынок коллективных инвестиций - Уральский банк реконструкции и развития. Он решил использовать банковский аналог ПИФов - общие фонды банковского управления (ОФБУ): "Инфраструктура ПИФов стоит дороже, законодательство сложнее, кроме того, ОФБУ находится под управлением банка, доверие к которому выше, чем к управляющей компании", - объясняет выбор инструмента директор инвестиционного департамента УБРиР Александр Пластинин. Он также подтверждает общую тенденцию: в период резкого снижения банковских ставок с февраля по апрель объем активов одного из ОФБУ - "Универсального" - вырос на 50%.

Таким образом, можно считать, наиболее продвинутая часть граждан преодолела скептицизм по отношению к фондовому рынку. Остальных удастся привлечь только показателями доходности. Эксперты сходятся во мнении, что если по итогам года цена акций вырастет на 40 - 50% годовых, а фонды смешанных инвестиций принесут владельцам минимум 20 - 30% дохода, то в ближайшие три года можно ожидать существенного роста приверженцев коллективных форм инвестиций.

Екатеринбург

У партнеров

    Реклама