Главное - информация

Клиенты доверяют банкам, но испытывают недостаток нужных сведений Национальный банк Республики Башкортостан (НБ РБ) провел в 14 населенных пунктах республики (Белебей, Белорецк, Бирск, Дюртюли, Нефтекамск, Стерлитамак и др.) опрос клиентов кредитных организаций, работающих в этих районах. Цель опроса - выяснить степень доверия к банковской системе, мотивы выбора банка. Поднимались и другие проблемы, в том числе о получении информации о банках. Опрошены 733 человека - преимущественно руководители предприятий реального сектора экономики.

Исследование показало: 93% респондентов доверяют банковской системе. Значительный уровень доверия к республиканским кредитным организациям еще раз подтверждает: они проверены в деле и относятся к категории финансово устойчивых институтов.

Среди наиболее важных аргументов в пользу выбранной кредитной организации около половины опрошенных назвали уровень и культуру обслуживания. Далее следуют надежность и стабильность банка, удобство расположения. Большинство респондентов (90%) отметили удобное расположение банковских офисов, об их достаточном количестве заявили 78%. В то же время 26% опрошенных не смогли назвать причину выбора того или иного банка.

Спектром предоставляемых банковских услуг довольны 90% опрошенных. Среди ответивших на вопросы 81% часто пользуется услугами банка. Основная масса - 82% - не имеют особых претензий к обслуживанию в банках. Претензии есть у 17,3%. Среди основных - наличие очередей и трудности в оформлении документов, например, при получении кредита.

Больше трети опрошенных клиентов (38%) когда-либо теряли свои сбережения в банках. Среди них треть доверяют банковской системе республики, 31% часто пользуется услугами банков, а 29% имеют претензии к обслуживанию в кредитной организации.

Таким образом, люди, пережившие банковский кризис 1998 года, частично восстановили доверие к кредитным организациям и, соответственно, к государству. Часть респондентов отметила, что больше доверяет банкам с государственной долей собственности.

Один из наиболее актуальных вопросов - информирование клиентов, как существующих, так и потенциальных. Основным каналом информирования являются средства массовой информации: 60% респондентов узнают о деятельности банковской системы республики из сообщений телевидения, газет, радио. Низкий показатель использования интернета как источника информации (2,2% ответивших) говорит о том, что в районах республики пока слабо развита инфраструктура этой сети. Треть ответивших доверяет информации, полученной непосредственно в банках. Значима роль рекламы: пятая часть опрошенных обращается к ней как к источнику информации.

Тем не менее около 40% респондентов высказали мнение, что информации о деятельности банков недостаточно. В основном требуется информация об условиях предоставления банковских услуг (в том числе о получении кредитов), о надежности и финансовом состоянии банков.

Скандальные события с рядом банков Москвы (отзыв лицензии у Содбизнесбанка, приведший к кризису доверия на рынке межбанковских кредитов и приостановлению операций в нескольких банках) не повлияли на отношение граждан, доверивших свои деньги кредитным организациям. К тому же система страхования вкладов, которая скоро начнет работать, укрепляет доверие людей.

Полученные результаты еще раз говорят о том, что банковскому сообществу республики необходимо активнее информировать широкие слои общественности и целевые группы клиентов о своей деятельности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Создана Ассоциация кредитных организаций Республики Башкортостан, призванная объединить усилия коммерческих банков. Реализован совместный проект информационного агентства "Башинформ" с НБ РБ по разработке финансового интернет-портала "Финансы Башкортостана" (//finance.bashinform.ru). Здесь представлен широкий спектр информации о финансовых рынках республики и России, ежедневно актуализируются сведения об услугах банков, есть специальный раздел "Ликбез".