2004, 25 (152)

19 июля 2004, 00:00
  Урал

Рано радоваться

В своей статье Александр Задорожный в качестве главных причин, почему уральский ОПК дает так мало современной конкурентоспособной гражданской продукции, называет закрепощение производственных связей путем директивного строительства оборонных холдингов, хроническое недофинансирование государством системы образования и академической науки. Ничуть не умаляя значения этих аргументов, отмечу еще один, на мой взгляд, самый важный.

Дело в том, что нашим оборонным предприятиям так и не удалось в полной мере распознать и пустить в ход новые источники ценностного потенциала, содержавшегося в их прежних технологических достижениях. Отчасти это произошло из-за (по-прежнему) излишней засекреченности российских оборонных технологий, отчасти из-за природной неспособности технологов ОПК приспособить свою корпоративную культуру к новым для них условиям гражданской промышленности. В самом деле, сумел ли Уральский оптико-механический завод продемонстрировать весь свой научный потенциал, начав производить кювезы для новорожденных, которые губернатор Россель без особых успехов пытается сбыть в третьеразрядные страны Средней Азии и Закавказья? Чем трамваи Уралтрансмаша смогли поразить мировой рынок транспортной техники? Что уж такого фундаментально нового предложил Уральский приборостроительный завод, чтоб производители лазерной и цифровой техники забились в истерике? Все дело в том, что главные достижения научной мысли отечественной оборонки, как и раньше, недоступны для гражданского населения. Теперь посмотрим за океан. Там тоже с исчезновением в 1989 году "советской угрозы" резко сократились объемы финансирования оборонного комплекса, массовые увольнения стали нормой, а реструктуризация продолжается и по сей день. Но в США ведущие поставщики вооружений (не все, конечно, но многие) сумели выстроить прямые цепочки от достижений в области военной техники к достижениям в производстве гражданской продукции.

Например, корпорация Lockheed, обладая прекрасными разработками в сфере компьютерного управления большими объемами данных (они были нужны для наблюдения за полетами ракет "Trident"), направила их для решения более мирных задач. В Lockheed разработали систему, позволяющую отслеживать неоплаченные счета за парковку автомобилей, бороться с невыплатой алиментов и т.д. Новыми клиентами корпорации стали муниципальные органы власти и администрации штатов. Они же обозначили очередной круг задач - в сфере коммунальных услуг. Кроме того, той же Lockheed была разработана технологическая база "быстрые хайвэи", позволяющая водителям платить дорожные пошлины, не сбавляя скорости, при помощи передатчиков, установленных на автомобилях, компьютеров на обочинах и кредитных карт.

Еще один пример - компания Raytheon, которая обладала технологиями слежения за ракетами "Patriot". Теперь она использует свои разработки в глобальной сети персональных коммуникаций Motorola, а также для наблюдения за полетами в аэропортах. Кроме того, сотрудниками Raytheon была создана новая система дистанционной диагностики. Вместе с оборонщиками над проектом работал выдающийся кардиохирург, ныне, к сожалению, уже покойный, Майкл Дебейки. Система дистанционной диагностики позволяет специалистам ставить диагнозы, осматривать и даже лечить пациентов, находящихся от них на огромном расстоянии. А вы говорите трамваи, инкубаторы для новорожденных, уродливые пластмассовые игрушки, пылесосы, портящие ковры, и неподъемная кухонная утварь. Слышал, что на Уральском оптико-механическом заводе успешно внедряют в производство суперсовременные тепловизоры. Понятно, что они нужны нашей армии, но если бы хоть часть по-настоящему ценных разработок УОМЗ использовать для производства мирной продукции, пафос статьи Александра Задорожного был бы иным.

Критикъ

Уважаемый Критикъ!

Согласимся с вами, но лишь отчасти. Успех конверсионных (двойных) технологий обеспечивается профессионализмом базовых маркетинговых исследований (а это предполагает свободный доступ к рынкам, не требующий государственных санкций, сопровождающихся у нас, как правило, бюрократической волокитой: кабы чего лишнего не вышло), эластичностью кооперационных связей. А именно этого, как указывалось в нашем материале, и недостает российским оборонщикам. И по объективным, не зависящим от них обстоятельствам (вполне понятное засилье государственных контрольных структур), и по субъективным (гвоздем засевшая в сознании менеджмента привычка к этому самому государственному контролю-покровительству). Не будем также забывать, что два из трех упомянутых вами отечественных предприятий являются ФГУПами, а иностранные компании - акционерными обществами. Кому из них доступен рынок заимствований? То-то.

Попутно приведем неоднократно, в том числе и в задевшем вас тексте, пропагандируемые нами примеры достойных подражания программ перевода военного производства на мирные рельсы (отсылаем вас также к материалу "Русские возвращаются", "Э-У", 16 (143) от 26.04.2004). Уральский оптико-механический завод исполняет контракт о поставке гражданской системы оптического наблюдения СОН-112 австрийской компании Diamond Aircraft Industries, занимающей третье место в мире по объему выпускаемых легких самолетов. В ближайшей перспективе - совместная разработка более совершенной оптико-электронной системы для обеспечения посадки легких самолетов в условиях пониженной видимости и горной местности. Кроме того, УОМЗ теснит зарубежных конкурентов на рынках сложной геодезической аппаратуры в США, Европе, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке. Уральский приборостроительный завод приступил к лицензионной сборке медицинских ультразвуковых сканеров итальянской фирмы ESAOTE. Да, пока - сборка, но дальше - перенос на Урал производства деталей и узлов. Челябинский "Метран" в кооперации с мировым лидером компанией Emerson Process Management выпускает уникальный интеллектуальный датчик "Метран-100", базирующийся на цифровых технологиях.

Екатеринбургское НПО автоматики производит целую гамму гражданской продукции, основанной на двойных технологиях. Его автоматическая система проводки речных судов по фарватеру рек была удостоена золотой медали Брюссельской машиностроительной выставки-2002. А в 2003 году серебряную медаль выставки и сертификаты качества от США и Чехии получила разработанная НПО система дозирования хлора для очистки воды. Стоит упомянуть и анализаторы оптико-волоконных систем, и систему управления для Московской монорельсовой дороги.

Перечисленная продукция в разы дешевле импортной и не уступает ей в надежности.

Вы станете парировать: маловато примеров. Да, не густо. Но в справедливо воспеваемой вами Америке с окончанием "холодной войны" была принята и профинансирована государственная конверсионная программа, предусматривавшая и переподготовку кадров (как рабочих, так и управленческих), и приватизацию интеллектуальной собственности, и диверсификацию производства, и еще много чего. У нас же, в условиях микроскопического гособоронзаказа, "оборонка" предоставлена самой себе. И тут уж выживает наиболее смекалистый. Что до остальных - советуем перечитать рецензируемую вами статью.

Александр Задорожный, зам. главного редактора "Э-У"