Клиента надо брать тепленьким

Российским оружейникам есть что предложить миру. Осталось научиться предлагать

На полигоне "Старатель", в угодьях ФГУП "Нижнетагильский институт испытания металлов", отгрохотала четвертая выставка вооружений и военной техники Russian Expo Arms. Ее организаторы, предъявляя статистические данные, говорят о небывалом успехе. Подвергнем реляции критическому анализу.

Товар лицом

В выставке приняли участие 304 предприятия из 32 регионов (в том числе из всех 29, где расположены российские военно-промышленные производства): это более чем в полтора раза превышает показатели предыдущей ExpoArms-2002. Международный статус, присвоенный REA-2004 незадолго до открытия, подтвердило участие десятка зарубежных фирм. Качество российского оружия оценивали более 350 представителей почти полсотни иностранных государств, как стран-членов НАТО (США, Великобритании, Германии, Италии, Норвегии и т.д.), так и традиционных импортеров (Китая, Индии, ОАЭ, Ирана, Египта, Саудовской Аравии и других). Судя по официальным отчетам, ход выставки освещали без малого 500 журналистов, в том числе из десяти иностранных СМИ: американских, европейских, японских. Всего, по подсчетам оргкомитета, REA-2004 посетили 50 тысяч человек.

Посмотреть, действительно, было на что. Знаменитый танк Т-90С Уралвагонзавода (УВЗ) откалывал коронные номера: прыгал с трамплина и погружался в 5-метровый вододром. С ним упрямо соперничал Т-80УК - признанное детище Омсктрансмаша. По маневренности им ни в чем не уступал КамАЗ-4911 "Экстрим", птицей преодолевая наземные препятствия. БМП-3 Курганмашзавода (КМЗ) деловито поражал с воды наземные цели. Гусеничный транспортер "Витязь" из Ишимбая буквально раскланивался перед восхищенными зрителями. Всех впечатлений не передашь: в пробеге по полигону участвовали 37 образцов только боевых машин, стрельбы производились из 83 видов оружия.

Особый интерес зарубежных купцов вызвали модернизированный танк Т-72 и не имеющая мировых аналогов боевая машина поддержки танков (оба - УВЗ), БМП-3, усовершенствованная самоходная гаубица 2С3М2 "Акация" и "саушка" "Мста-М1" натовского 155-мм калибра (обе - Уралтрансмаш). Это, кстати, свежее веяние: доведение отечественных образцов военной техники до натовских стандартов. Таковы, например, 120-мм танковая пушка М-393, 155-мм легкая гаубица М-389, самодвижущаяся гаубица 2А45М (все - производства екатеринбургского ФГУП "Завод 9"). Неудивительно, что они задержали внимание американцев, англичан, голландцев. Итогом выставки стали подписанные контракты и переговоры с представителями десяти государств, а ее апофеозом - соглашение между УВЗ и индийской стороной о поставках запчастей для бронетехники и информация о продаже 180 БМП-2 (КМЗ) в арабский регион.

Куда сложнее с гособоронзаказом. Генеральный директор Курганмашзавода Валерий Дородный, комментируя ситуацию, лишь деликатно заметил, что об объемах его (а это в основном поставки не готовых БМП, а запчастей к ним, а также текущий ремонт) и говорить неудобно. Первый заместитель руководителя Федеральной службы по гособоронзаказу Минобороны Сергей Маев сообщил, что в этом году будет закуплено 14 единиц Т-90С и 10 штук Т-72М1, в следующем Минобороны постарается довести эти цифры до 20 - 30. Пока оборонщики связывают надежды с принятием государственной программы вооружения на 2006 - 2016 годы. Для КМЗ неявной порукой этим чаяниям стало введение с прошлого года курса изучения БМП-3 в высших учебных заведениях.

Шампанское, господа!

Из Екатеринбурга к полигону "Старатель" ведет свежеотремонтированная дорога. На входе встречает звенящий медью оркестр: он лихо отчебучивает как "День Победы", так и (с учетом наплыва иностранцев) синатровских "Путников в ночи". Рядом - развалы фирменных сувениров: поделок из бажовских самоцветов, нижнетагильских подносов янтарных расцветок, сабель златоустовской стали. Для гостей попроще - бейсболки и футболки с эмблемами Russian Expo Arms. В раскаленный июльский зной нет недостатка в прохладной минералке (юных разносчиков беспрекословно пропускают даже на VIP-трибуны) и мороженом. В тенистых павильонах - напитки покрепче и разнообразная снедь. А если приблизитесь к экспозиции ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (Свердловская область), обнаружите и "духовную пищу" - барышню топ-лесс с логотипом компании на благоухающей груди.

Заметно обновилась и рабочая инфраструктура. Главный инженер Института испытания металлов Александр Запольских рассказывает: "На 600 квадратных метров увеличена экспозиционная площадь павильонов, почти на 1000 метров - площади открытых стоянок, где размещена техника. Обустроен новый конференц-зал на 200 посадочных мест. Подготовлены туалеты, камера хранения. Поскольку мы начинаем проводить выставку "Магистраль", посвященную железнодорожной и автомобильной тематике, появились железнодорожные пути, благодаря которым мы можем принять порядка 30 - 40 локомотивов и вагонов. Пресс-центр и узел связи, в котором раньше было тесно и душно, теперь выделены". Последнее, кстати, позволило устроить интернет-пресс-конференции и "мосты" с Москвой, Челябинском и Омском.

Все эти достижения позволили свердловскому губернатору Эдуарду Росселю заявить о безоговорочной победе уральцев над основными внутрироссийскими конкурентами из подмосковного Красноармейска. "Мы боролись за проведение выставки именно здесь, так как основные производители вооружения расположены на Урале, ближе к Поволжью и в Сибири. Везти же технику в Подмосковье - все равно что за границу. Уралвагонзавод для показа танка в Индии должен был заплатить 1 млн долларов. Сегодня у нас есть площади, которых нет в Подмосковье. Можно показывать военную технику в действии, чего нет там. Борьбу за проведение выставки здесь мы выиграли", - отрубил Россель. Его поддержал и глава федерального оргкомитета нижнетагильской выставки, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор Холстов: "Равной альтернативы этой выставке в России нет".

Заверните, пожалуйста

При ближайшем рассмотрении, однако, выясняется: именно организация и инфраструктура - наиболее узкие места REA. В начале первого дня на глаза попался измазанный жирной краской обитатель VIP-трибуны: гость прислонился светлыми штанами к свежепокрашенным перилам (у нас все делается в последний момент), "поплывшим" на солнцепеке. В душных административных помещениях, истекая потом, выясняют отношения приезжие и организаторы расселения: неразбериха с гостиничными номерами, ценами и т.д. на потоке. Корреспонденту "Э-У" досталась гостиница с удобствами в конце коридора и отсутствием, что совершенно нетерпимо, даже намека на душ. Презентабельные гостиницы и профилактории Нижнего Тагила и Екатеринбурга забиты до отказа. И это при том что экологическое неблагополучие Тагила выдает себя сразу при въезде в город: петушиным хвостом выбросов металлургического комбината и бьющим в нос аммиачным зловонием.

Это наши личные наблюдения. А сейчас слово участникам выставки.

Ольга Гафнер, начальник контрольно-информационного бюро ОАО ФНПЦ "Станкомаш" (Челябинск):

- Мы не могли взять большие площади и привезти достаточно техники, потому что это дорого. За 8 квадратных метров мы отдали 100 тысяч рублей. Если бы выставляли еще и технику, потратили бы 200 тысяч.

Ильдус Валитов, ведущий специалист Торгово-промышленной палаты Башкортостана:

- В целом неплохо. Но выставляется многое, не связанное с военной тематикой: первое, что бросается в глаза, когда заходишь на выставку, - какой-то снегоуборочный аппарат или косилка. В гостиницах одноместных номеров, к каким привыкли наши люди, очень мало.

Дмитрий Попов, директор маркетингового центра ФГУП ПО "Златоустовский машзавод":

- Удобнее стало тем, что в прошлый раз продукция с малыми стендами выставлялась в Ледовом дворце, а теперь все в одном месте. Но когда каталог выставки дают в последний день - это безобразие. Мне он нужен в первый день, а лучше до начала выставки, чтоб заранее выяснить, с кем надо поговорить, где кого найти.

Анатолий Воробьев, департамент внешних экономических связей Ижевского электромеханического завода " Купол":

- Бытовые условия нормальные. Но не нравится организация охраны имущества, которое мы сюда привозим. По идее, оно должно бы сдаваться кому-то. Но делается так: выгнали всех, охрана осталась - а кто дальше ответственность несет? В этом плане организации практически нет.

Моти Паз, начальник отдела маркетинга в странах СНГ и Восточной Европы компании Israel Military Industries:

- Я был в Ле Бурже, там только демонстрация техники и бла-бла-бла. А здесь стреляют, и это здорово! Но если меня нет в Ле Бурже - я не существую. Чтобы вам выйти на международный уровень, нужно больше информации. Я узнал о выставке, можно сказать, случайно. Задействуйте телевидение, интернет. Я до конца не знал программу выставки: кто здесь будет, в каком я буду окружении. Еще одна проблема - как добраться. Я искал прямой рейс в Екатеринбург. Он есть, но только в среду, а мне нужно в субботу - воскресенье. Пришлось лететь через Франкфурт, а это дорого и неудобно: пересадки, ожидание. Потерял целые сутки. Создайте удобные рейсы, хотя бы через Москву.

Организаторы Russian Expo Arms утверждают, что непременно опрашивают участников выставки на предмет усовершенствования ее инфраструктуры. Надеемся, что приведенные наказы будут учтены при подготовке RAE-2006.

Нижний Тагил