Предприниматели о своих командах

16 августа 2004, 00:00
  Урал

Виктор Рашников , генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината(ММК содержит команду по хоккею с шайбой "Металлург") :

- Содержание команды имеет целью экономический эффект?

- Прежде всего это, конечно, имиджевый проект. Но он оказывает влияние и на бизнес компании. Многие деловые встречи, особенно с зарубежными партнерами, начинаются с хоккейной темы. После крупных побед "Металлурга" в мой, как президента хоккейного клуба, адрес поступает огромное количество поздравлений от коллег. Успехи "Металлурга" не только способствуют повышению производительности труда и укреплению корпоративного духа на предприятии, но и вовлекают металлургов, их детей в занятия спортом. Мы не просто взяли на содержание профессиональную хоккейную команду, а занялись развитием хоккейной инфраструктуры в городе. Еще более десяти лет назад большие вложения были сделаны в детскую хоккейную школу, где сегодня занимается около тысячи ребят. В 1997 году специально для юных хоккеистов открыли ледовый дворец. Массовость рождает мастерство. Только за последние годы несколько наших воспитанников стали чемпионами мира среди юниоров, двое - чемпионами мира среди молодежных команд.

- Почему вы выбрали именно этот вид спорта и именно эту команду?

- Мы выбрали не только хоккей. Комбинат финансирует подготовку профессиональных спортсменов по многим видам спорта, просто в хоккее мы достигли наибольших успехов. У нас есть и другие крупные проекты, например баскетбольная команда "Металлург-Университет", выступающая в суперлиге Б. Спортсмены Магнитогорского металлургического комбината участвовали во всех последних Олимпийских играх.

- Кто руководит клубом - менеджеры компании, спортивные руководители или специально приглашенный менеджер?

- Все менеджеры, работающие в хоккейном клубе, - выходцы с ММК. Мы доказали: если человек прошел школу ММК, он способен эффективно руководить и в любой другой сфере, будь то политика или спорт.

Дмитрий Пумпянский , генеральный директор ЗАО "Трубная металлургическая компания" (ТМК содержит футбольный клуб второго дивизиона "Урал"):

- Финансирование ФК "Урал" не является для нас бизнес-проектом. Это проект в рамках нашего социального партнерства со Свердловской областью. В каждом регионе, где присутствует ТМК, мы имеем такое соглашение. Для нас это, безусловно, затратный проект. Руководством команды мы не занимаемся - цели "Уралу" ставит правительство Свердловской области. Мы только помогаем финан-сово.

Первоуральск

Мелик Мори , генеральный директор Первоуральского новотрубного завода(ПНТЗ финансирует команду высшей лиги по хоккею с мячом "Уральский трубник") :

- Содержание команды для вас - бизнес или имиджевый проект?

- Не бизнес, потому что из тех денег, что мы отпускаем на содержание команды, ни копейки не компенсируем. Это скорее дань сложившимся в городе традициям. В Первоуральске исторически лучше всего развит именно этот вид спорта, и всегда основную нагрузку в поддержке команды нес наш завод.

- Планируете ли приглашать для управления клубом профессиональных менеджеров?

- Пока такую задачу мы не ставили. Командой руководят спортсмены-профессионалы с большим опытом. Они формируют спортивную политику команды, подбирают игроков. Говорить о приглашении профессиональных менеджеров, по-моему, рано. Для этого нужно создать определенную инфраструктуру, чтобы можно было всем этим комплексом управлять и получать какие-то результаты.

- Какую инфраструктуру?

- Способную принести какую-то доходную часть. Это хорошая спортивная база, которую можно использовать и с коммерческой точки зрения, хороший стадион с искусственным льдом. Причем мы решили сделать не только лед, но и создать современную досуговую зону вокруг стадиона, например, построить хороший спортивный магазин, открыть спорт-бар. Нашу базу отдыха тоже можно раскручивать с коммерческой точки зрения. Все это позволит снизить затраты.

- Вы можете назвать бюджет команды?

- Для нас это достаточно чувствительная сумма. Я бы не хотел говорить подробнее: это коммерческая тайна, причем даже не наша, а команды.

- Кто кроме завода участвует в финансировании команды?

- Муниципалитет, областной спорткомитет, иногда другие предприятия города. Но 90% расходов несет ПНТЗ.

- Что-то может заставить вас отказаться от финансирования?

- Мы над этим не задумывались. Наверное, ухудшение на продолжительный период экономической ситуации в стране, что не позволит заводу работать стабильно. Нынешние собственники пришли на завод в 1999 году. Никто не заставлял их поддерживать команду. Тем более после кризиса завод лежал на боку, были долги по зарплате, по налогам. Но акционеры решили поддерживать команду и дальше.

- Собираетесь ли вы ставить перед клубом задачу зарабатывать самостоятельно?

- Для этого клубом должны управлять люди, которые могут зарабатывать. Ставить такую задачу перед нынешним руководством бессмысленно и нецелесообразно. Люди ориентированы на спортивные результаты. Конечно, ни у одного предприятия, несущего социальную нагрузку, лишних денег нет. Поэтому мы будем искать пути снижения затрат на содержание клуба.

Первоуральск

Подборку подготовил Дмитрий Носков

Валерий Чупраков , генеральный директор пермского ОАО "Минеральные удобрения"(компания содержит футбольную команду премьер-лиги "Амкар") :

- Вы взяли команду на содержание по своему желанию или по другим причинам?

- По своему. Содержание "Амкара" можно рассматривать как инвестиции в нематериальные активы. Если не будет команды такого класса, молодежь не пойдет в спорт.

- Кто руководит клубом?

- В руководстве "Амкара" есть представители завода, есть незаводские работники. Я категорически против того, чтобы привлекались менеджеры со стороны, потому что приглашенный человек приезжает отрабатывать деньги. У него нет ни чувства патриотизма, ни чувства ответственности перед горожанами.

- Каков бюджет команды?

- Он в несколько раз меньше, чем бюджет ЦСКА, "Локомотива", "Сатурна", "Спартака". (По данным СМИ, бюджет "Амкара" в 2004 году составил порядка 200 млн рублей. - Ред. )

- Как формируются источники финансирования?

- На 60% "Амкар" финансируют "Минеральные удобрения", на 25% - бюджет Пермской области, 15% - городской бюджет.

- Стоит ли перед командой задача выйти на самоокупаемость или минимизировать расходы?

- Такой задачи не стоит. Когда в стране появятся новые законы, касающиеся спорта, можно будет выстраивать систему самоокупаемости. Пока спортивный бизнес в России делает первые шаги - мы начали продавать футбольное зрелище. Раньше было наоборот: хочешь, чтобы тебя по телевизору показали, плати. На продаже билетов можно "отбить" максимум 5%.

- Что может вас заставить отказаться от финансирования команды?

- Форс-мажорные обстоятельства.

- Достижения команды увеличат ее финансирование?

- Это зависит от заинтересованности рекламодателей. Мы приглашаем всех как к спонсорству, так и к совместному владению клубом.

- Во сколько "шарфов" вы оцениваете армию своих болельщиков?

- Где-то порядка 20 тысяч, но это не говорит, что у каждого на шее шарф. В первом дивизионе матч посещали 8 - 10 тысяч зрителей. Повышение в классе дает приток болельщиков.

- Какая работа проводится с болельщиками?

- У нас есть телевизионный и радиопроекты, посвященные "Амкару". Большая часть пермских СМИ - наши информационные партнеры. Под эгидой футбольного клуба мы провели уже несколько турниров любительских команд, и взрослых, и детских. Пытаемся сделать фанатское движение цивилизованным. Предлагаем фанатам готовить стадион к началу сезона, чистить поле от снега. За это вручаем абонементы на домашние матчи.

- Сколько, по-вашему, готовы тратить болельщики на атрибутику, билеты? Проводились ли маркетинговые исследования на этот счет?

- С выходом "Амкара" в премьер-лигу мы увеличили производство клубной атрибутики более чем втрое. В этом году намерены проанализировать, какая атрибутика пользуется большим спросом, чтобы в следующем году запланировать увеличение производства этого ее вида. Реализацией атрибутики занимаются спортивные магазины, с которыми у нас подписаны договоры.

- Какие решения необходимы для появления в стране и на Урале спортивной индустрии?

- Нужны хорошие федеральные законы, которые были бы направлены на развитие как массового, так и профессионального спорта.

Интервью взяла Оксана Клиницкая, Пермь