Слово начальнику транспортного цеха

Каких только лизинговых сделок нет на уральском рынке: явная специализация компаний встречается редко. Однако практически каждый оператор занимается лизингом автотранспорта - это наиболее ликвидный и доступный предмет сделок

После непрерывной череды закрытия текущих договоров у лизинговых компаний открылось второе дыхание: по данным участников исследования, уральский лизинговый рынок за первое полугодие 2004 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос вдвое. Объем профинансированных средств составляет уже более 100 млн долларов, а общая сумма текущих лизинговых сделок перевалила за отметку 600 млн долларов. Как торгуем

Высокую динамику определили три группы участников рынка. Во-первых, банковские компании, имеющие стабильные партнерские отношения с учредителями. Во-вторых, московский оператор при крупнейшем поставщике грузового автотранспорта на российский рынок "КамАЗ Лизинг". Компания начала реализацию активной региональной стратегии, что помимо финансовых ресурсов потребовало привлечения высококвалифицированных специалистов. Результат не заставил себя ждать: эксперты компании отрапортовали о перевыполнении поставленного плана. Третий двигатель лизинга - окрепнувшие региональные компании, которые пробуют себя в новых сегментах рынка. Вот несколько примеров: в Удмуртской лизинговой компании появились сделки по деревообрабатывающему оборудованию, сельскохозяйственной технике и племенной продукции, значительно увеличилась доля строительной техники. "ЧелПромЛизинг" занялся камнеобрабатывающим оборудованием, " Внешлизинг" - фотоаппаратурой и строительным оборудованием. А лидер рейтинга Уральский лизинговый центр начал заключать сделки, предмет которых - здания и сооружения. Доля необычного для уральского рынка сегмента лизинга недвижимости в портфеле компании составляет порядка 7%. Всего крупнейший оператор Урала в первом полугодии 2004 года профинансировал сделки на сумму более 25 млн долларов.

Второе место в общем зачете занимает "КамАЗ Лизинг", на секрет успеха которого мы уже указали, третье - " УралСиб Уфа" (компания ранее именовалась " Регион-Лизинг": возможно, за сменой названия участник рынка начнет проведение массированной маркетинговой стратегии).

Благодаря лидерам рейтинга изменился и региональный срез рынка Урала: значительно увеличилась доля Башкирии - с 15% в первом полугодии 2003 года до 33% за шесть месяцев 2004-го. Доля Свердловской области уменьшилась, но осталась значительной - 22%. Тюменские и пермские компании также сократили присутствие на рынке в относительном выражении. Зато Челябинская область усилила позиции: здесь появились компании " Титан" и " ЧелИндЛизинг".

Чем торгуем
Места на рынке хватит всем: и лизинговым компаниям поставщиков транспортных средств, и независимым лизингодателям

Спектр предоставляемых лизинговых услуг на уральском рынке широк. Отдав в качестве первого взноса около 20% общей суммы лизинговых платежей, клиент может получить практически все, что пожелает, но только на срок в среднем от года до трех. В зависимости от предмета лизинга средняя стоимость одного договора колеблется от 16 тыс. долларов ( CARCADE) до 20 млн долларов (" КамАЗ Лизинг").

На рынке присутствуют как специализированные компании, например " Геолизинг" (геофизическое оборудование), так и универсальные, у которых доля отдельной группы оборудования не превышает 20% (Промышленная лизинговая компания, " Скания Лизинг"). Кроме того, существуют компании, которые трудно отнести к той или иной группе: предметы их лизинговых договоров разнообразны, но есть ярко выраженная направленность (доля в портфеле более 50%). Таковы "Пумори-лизинг" (металлообрабатывающее оборудование), Югорская лизинговая компания (деревообрабатывающее оборудование), Тюменская агропромышленная компания (сельскохозяйственная техника и племенная продукция).

Из компаний, предоставивших нам данные, почти 93% имеют в лизинговом портфеле сделки по автотранспорту. И неудивительно: это относительно дешевый и высоколиквидный на вторичном рынке предмет лизинга. Многие компании начинали выходить на рынок именно с транспортными средствами. Еще один фактор в пользу того, что компания будет заниматься этим видом лизинга, - здесь легче всего договориться с поставщиками о возврате авто: схема обратного выкупа подразумевает заранее оговоренную стоимость машины по истечении определенного срока времени. Благодаря этому компании не нужно содержать штат оценщиков, продавцов и механиков, она сразу получает живые деньги.

Рынок лизинга автотранспорта состоит из двух основных секторов - грузового и пассажирского. Предмет сделок последнего в свою очередь делится на легковые и коммерческие автомобили. Соотношение секторов в лизинговом портфеле со временем меняется: доля легковушек снижается. Их получатели, как правило, - физические лица, а им подчас проще взять банковский кредит. "Уровень конкуренции в сегменте лизинга автотранспорта очень велик. Сейчас деньги на покупку автомобиля физическое лицо может взять в банке или приобрести автомобиль через автосалон, заплатив первый взнос в размере 30%. Для компаний же более приемлем лизинг, потому как клиент получает ряд преимуществ, которые не может предоставить никто другой, кроме лизингодателя", - комментирует рыночную ситуацию генеральный директор Югорской лизинговой компании Сергей Яковлев . А компаниям, как известно, более всего требуются не легковые, а коммерческие или даже грузовые автомобили. "Нашими основными клиентами в сегменте лизинга автотранспорта являются транспортные и транспортно-логистические компании, выполняющие заказы своих клиентов, а также строительные и торговые предприятия, использующие грузовой автотранспорт для собственных нужд", - рассказывает руководитель группы компаний " Ураллизинг" Андрей Истомин .

Следуя логике вещей, на уральском рынке ожидается усиление позиций компаний, специализирующихся на лизинге автотранспорта. Это будут, во-первых, операторы, учредителями которых являются крупнейшие поставщики транспортных средств, использующие лизинг как один из каналов сбыта. Недостаток и одновременно достоинство таких компаний в том, что они предлагают всю гамму продукции одного брэнда - но для клиента, который точно знает, что ему нужно. Клиенту, который еще не определился в выборе, весь спектр продукции предложат независимые компании. Места на рынке пока достаточно и тем, и другим.