Современные луддиты

Монополия на рынке фиксированной связи несмотря на усилия Минсвязи разрушается - медленно, но верно. Однако высокая капиталоемкость рынка позволит занять заметное место на нем только игрокам, связанным с крупнейшими ФПГ или естественными монополиями

Данные по Уралу, как и в целом по России, свидетельствуют: связь сегодня - одна из самых быстроразвивающихся отраслей. По итогам 2002 и 2003 годов рост доходов операторов рынка составил 40%, на конец первого полугодия 2004 года - 41%. На Урале ситуация еще лучше. Это во многом результат удачной стратегии крупнейшего игрока - Уралсвязьинформа, одного из самых успешных во всей системе Связьинвеста. Однако при внешнем благополучии в отрасли продолжают накапливаться проблемы. Со временем они способны ввергнуть ее в серьезный системный кризис. Ключевое противоречие - несоответствие монополистической модели регулирования отрасли де-юре и ситуации де-факто.

Странная конкуренция

Внешне картина такова. Основные магистральные сети, соединяющие крупнейшие областные центры, практически монопольно контролируются Ростелекомом. На его долю приходится 81% междугородной связи и 62% международной (по оценке инвестбанка Merrill Lynch). Кроме того, альтернативные магистрали есть у Транстелекома, дочки МПС (ныне РЖД), в свое время проложившей на деньги министерства сеть вдоль железной дороги, а также у Газпрома, РАО ЕЭС, ряда крупных общероссийских компаний (см. "Кто есть кто на рынке фиксированной связи"). Но их доля существенно меньше.

Региональные сети контролируются в основном межрегиональными компаниями Связьинвеста (на Урале это Уралсвязьинформ, ВолгаТелеком и Башинформсвязь). Здесь конкуренция (опять же внешне) чуть выше. Наиболее заметный альтернативный оператор - компания "Уральские мобильные сети" (входит в холдинг Транстелекома). Она присутствует в нескольких областях на Урале и оказывает услуги в разных сегментах: операторам, корпоративным клиентам. Работает она и на "последней миле" - участке, идущем от телефонной станции непосредственно к потребителю. (На "последней миле", к слову, количество альтернативных операторов всегда выше. Обусловлено это прежде всего тем, что для строительства собственных магистральных сетей требуются огромные инвестиции: не случайно прокладывать магистральные кабели взялись гиганты отечественной экономики, имеющие к тому же инфраструктуру, вдоль которой можно создавать сеть без лишних согласований, да и то преуспел в этом лишь Транстелеком. А затраты на "последней миле" значительно ниже: компании прокладывают (или арендуют) кабель от АТС до абонента и предоставляют услуги по каналу.)

Конкуренция на "последней миле", а также внутри крупных городов присутствует. Но в зачаточном состоянии. Так, по данным опроса абонентов, проведенного Маркетинг-бюро, в Свердловской области на долю Уралсвязьинформа приходится 64% абонентов фиксированной связи; 15% рынка держит Уральская телефонная компания, по 5% - телефонная компания " Урал" и ГУП "Нижнетагильский институт испытания металлов". В ЯНАО на УСИ приходится 51%, на "МИГ-связь" - 21% (правда, многие абоненты просто не знают, какой оператор телефонизировал их квартиру). В ХМАО альтернативу Уралсвязьинформу составляет Сургуттел (8%), в Челябинской - Южно-Уральская телефонная компания (5%). В этих субъектах федерации доля УСИ составляет 81 - 84%. В Курганской, Тюменской, Пермской областях монополия Уралсвязьинформа практически полная - 87 - 93%.

УСИ доминирует как на рынке фиксированной связи для частных лиц, так и в корпоративном сегменте. Причем доходность в секторе физлиц у него ниже (доходы 90% при объеме услуг 86%), чем в бизнес-сегменте (52 и 82% соответственно). Объясняется это тем, что УСИ несет социальную нагрузку, возникающую из-за регулирования стоимости установки телефона и тарифов. Для альтернативных операторов частный сектор непривлекателен и они предпочитают работать на корпоративном. Массовый рынок остается традиционным игрокам.

Впрочем, даже эта незначительная конкуренция носит странный характер. Дело в том, что в капитале ряда альтернативных операторов участвует все тот же Уралсвязьинформ. Причина проста: в свое время, при создании этих компаний, единственной гарантией их долгосрочного существования был стабильный доступ в региональную сеть. А она находилась в собственности АО-электросвязей, позднее влившихся в Уралсвязьинформ. Роль гарантии и выполняла доля в капитале. Это касается Уральской телефонной компании и ТК "Урал", в которых Уралсвязьинформу принадлежит 23 и 24,8% акций соответственно.

Ряд других альтернативных компаний также связаны с государством: Уральские мобильные сети, как уже говорилось, принадлежат структурам РЖД, Сургуттел контролируется местной администрацией. В свое время правительство ХМАО вложило серьезные деньги в Хантымансийскокртелеком, который телефонизировал регион. После вхождения компании в состав УСИ контроль над ней и возможность влиять на политику во многом были утеряны. Весьма вероятно, что теперь существенные бюджетные ресурсы нефтяного региона помогут подняться какому-либо оператору, который со временем начнет реально конкурировать с УСИ на локальном рынке.

В целом ситуация получается такая: большинство сколько-нибудь значимых игроков отрасли, представленных на Урале, так или иначе связаны с государством в плане собственности, не говоря уже о том, что государство регулирует тарифы. В развитии конкуренции, казалось бы, никто, кроме Еврокомиссии да МВФ, не заинтересован.

Кто на новенького

Между тем на деле все иначе. Во-первых, большинство не входящих в систему Связьинвеста операторов давно ведут себя как вполне рыночные игроки. Во-вторых, уже сегодня Ростелеком стремительно теряет позиции, уступая рынок сетям передачи данных, в частности IP-телефонии, которая в несколько раз дешевле и практически ни в чем не уступает по качеству. В Москве этот процесс уже пошел, прежде всего в сегменте корпоративных клиентов, в регионах он набирает силу. Аналитики прогнозируют, что со временем развитие сетей передачи данных и альтернативных каналов связи при сохранении перекрестного субсидирования (низкие тарифы на городскую связь компенсируются высокими доходами от международного и междугородного трафика) сильно ударит сначала по Ростелекому, затем - по связьинвестовским межрегиональным компаниям.

Оригинальный вариант решения проблемы недавно предложен Минсвязью. Широкой общественности он стал известен после заявления Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Антимонопольщики подвергли рабочий проект новых правил присоединения сетей связи и их взаимодействия резкой критике, заявив, что проект содержит ряд норм, ущемляющих интересы альтернативных операторов и способствующих консолидации доходов у традиционных операторов связи.

Действительно, некоторые положения вызвали у специалистов, мягко говоря, вопросы. Так, предполагалось заставить операторов, чьи сети охватывают несколько регионов, пропускать межрегиональный трафик через сеть Ростелекома. В этом случае компания вынуждена была бы соединять абонентов в разных регионах не по собственному проложенному уже каналу, а через сеть Ростелекома. Положение о предоставлении услуг доступа к сетям передачи данных только через сети дальней связи (то есть того же Ростелекома), содержащееся в проекте, привело бы к резкому удорожанию IP-телефонии и интернета. Таким образом, подобные нормы усиливали монополию на рынке, консервировали "кормушку" Ростелекома и отбрасывали технологическое развитие связи назад. Впрочем, эта современная форма луддитства со стороны Минсвязи вряд ли остановит развитие отрасли: сюда уже пришел крупный капитал в лице естественных монополий и ведущих ФПГ, обладающих достаточным весом для лоббирования своих интересов. А они заинтересованы в разрушении монополии.

- Конкуренция усиливается как за счет роста Уралсвязьинформа, так и за счет выхода на местный рынок фиксированной связи московских операторов, а также некоторых операторов сотовой связи, - говорит заместитель начальника коммерческого отдела Уральской телефонной компании Дмитрий Вострецов. - Возможно, со временем мы столкнемся с конкуренцией со стороны государственных структур с их ведомственными сетями связи: у них существует проблема недозагрузки каналов.

Высокая капиталоемкость рынка служит естественным ограничителем. Поэтому ждать, что на нем даже в случае полной либерализации появится множество альтернативных операторов, не стоит. Наиболее вероятный сценарий развития - трансформация отрасли в олигополию. Доминировать на рынке будут помимо традиционного Уралсвязьинформа пара-тройка крупных операторов из числа ведомственных компаний и, возможно, компаний, подконтрольных крупным российским группам, обладающим значительным ресурсом для привлечения капитала (Альфа, АФК Система). На "последней миле" количество относительно небольших альтернативных игроков возрастет в разы.

Благодарим за помощь в подготовке материала Маркетинг-Бюро, компанию "Синтера" и холдинг "Форатек"