Искусство принимать гостей

Анна Никитина
20 сентября 2004, 00:00
  Урал

Участники рынка поворачиваются лицом к внутреннему и въездному туризму: он превращается в полноценную сферу специализации. Однако создание конкурентоспособного продукта требует объединения усилий бизнеса и власти

Уральский рынок внутреннего и въездного туризма переживает относительный подъем. По оценкам екатеринбургских компаний, количество обслуженных ими внутренних (наших соотечественников) и въездных (иностранцев) туристов увеличилось в этом сезоне вдвое. Среди общефедеральных причин - устойчивый рост накоплений граждан (в среднем на 7 - 10% за последние годы) и такая тенденция развития отечественного туристического бизнеса, как перенос центра тяжести из столиц и с югов в центральные регионы России, в том числе на Урал. Есть и причины сугубо региональные: активизация деловой активности за счет проведения брэндовых выставок, организации конференций, форумов общероссийского и международного значения, открытие прямых рейсов из Екатеринбурга чешских и британских авиалиний.

Однако говорить о формировании туристского потока пока нельзя. Удвоение числа обслуженных туристов - во многом результат того, что санатории, пансионаты и базы отдыха начали переходить от самостоятельной деятельности к сотрудничеству с турфирмами. Основные тормоза для развития внутреннего и въездного туризма - низкое качество инфраструктуры, отсутствие региональных брэндов, декларативное отношение власти к проблемам развития туризма - типичны для всего региона.

Тюменская область: административный ресурс и сила одиночек

Из почти двухсот туристических компаний Тюмени ни одна не специализируется на въездном туризме: заявки иностранцев единичны, и компании предпочитают работать под заказ. Ситуация на рынке внутреннего туризма аналогична. Даже в раскрученный Тобольск группы уже практически не собираются. Ничего не изменилось и после визита в город Владимира Путина и его заявления о выделении дополнительных средств на развитие туризма.

Поднять внутренний и въездной туризм в Тюмени пытаются лишь отдельные компании. Они делают ставку на аттрактивность (привлекательность) маршрутов и создание "положительных" историй. "Положительные" истории нарабатываются тюменскими компаниями для иностранных туристов, а также для малоприбыльной, но самой массовой категории - школьников и пенсионеров, которые обеспечивают эффект "сарафанного радио".

Аттрактивность повышают за счет включения в программу дополнительных объектов показа и разработки полноценных туров. Так, выйти за рамки стандартной программы выходного дня с посещением Тобольска удалось компании Тюменьзарубежтур: как комментирует ее менеджер Наталья Серских, заключен договор с семинарией Тобольска, и туристов непременно приводят в Абалакский монастырь. Семинаристы демонстрируют классы, рассказывают о жизни семинарии, поднимаются вместе с туристами на колокольню. Второй вариант - составление многодневных путешествий. Фирмы с северов, например "Югория", в последние два года предлагают туры по Оби на несколько дней. Правда, это дорогое удовольствие - от 25 тыс. рублей. Руководство Тюменьзарубежтура считает перспективной разработку общероссийского маршрута "Русская Голгофа" по святым местам, связанным с династией Романовых: Санкт-Петербург - Екатеринбург - Тобольск.

Еще одно направление - разработка "визитных карточек" области: того, на что поедет турист. Доходит до мифов: в этом году на официальном уровне прошла информация о том, что в Тюмени и Тобольске был когда-то Робинзон Крузо. Тюменский краевед Владимир Полищук даже предлагал назвать в его честь мост через Туру, однако власти не оценили юмора, а мост стал Мостом влюбленных.

Несмотря на пока пессимистичную оценку перспектив развития внутреннего и въездного туризма, тюменцы видят в нем будущие прибыли. Идея руководства кволити-отеля "Тюмень" самостоятельно организовывать экскурсии, без обращения к турфирмам, поддержана заявками клиентов гостиницы на экскурсии по Тюмени и в Тобольск: обращаются как иностранцы, так и соотечественники. Специально под этот проект в кволити-отель "Тюмень" принят специалист, который занимается разработкой программ внутреннего туризма.

Наиболее активный региональный игрок на рынке внутреннего и въездного туризма - компания "Югорская долина", созданная при поддержке администрации Ханты-Мансийского автономного округа. Это единственная в Тюменской области фирма, реализующая комплексные мероприятия продвижения региона и привлечения туристов, она фактический монополист на рынке туристических услуг Югории. Один из основных ресурсов "Югорской долины" - административный. Компания выступает соорганизатором многих мероприятий, инициированных властями ХМАО. Здесь активно развивают событийный туризм: проводят ежегодный кинофестиваль "Дух огня", музыкальный фестиваль "Югра", международный фестиваль телевизионных программ и фильмов "Золотой бубен". Привлекаются для развития внутреннего и въездного туризма иностранцы. Так, в начале сентября в Ханты-Мансийск с деловым визитом прибыли австрийские бизнесмены, в том числе представители компаний Oberee Consult, Potrmann Consult. На переговорах, в частности, обсуждалось возможное сотрудничество в сфере туризма: австрийские компании заявили о готовности разработать комплексный план развития в регионе въездного туризма.

Свердловская область: ставка на иностранцев и бизнес

Полноценного потока туристов на Среднем Урале нет. Попытки сотрудничать с московскими компаниями с целью привлечения туристов, прибывающих с экскурсионными, познавательными намерениями, результатов пока не дают. Директор туристической компании " ПрофСервис" Наталья Бучинская объясняет: "Мы зондировали почву на московской выставке: если вы возите группы по Москве, Золотому Кольцу, то стоит показать еще и Урал. Но начинали считать: гостиница - 100 долларов в день, перелет по цене, как до Майами... И все становилось понятно без слов". Однако местные туроператоры не оставляют попыток "расколоть" рынок.

Туристская активность сконцентрировалась в областном центре - Екатеринбурге, позиционирующемся не столько как туристический, но прежде всего как бизнес-центр. Неудивительно, что интерес к внутреннему и въездному туризму растет именно со стороны бизнеса. Кроме того, здесь начал пробиваться и "ручеек" иностранных экскурсантов: в последние годы в Екатеринбурге останавливается знаменитый "Восточный экспресс", следующий через Санкт-Петербург, Москву, Новосибирск, Красноярск в Улан-Батор и Пекин. Как отмечает руководитель регионального отдела туристической компании " Спутник" Алла Галактионова, если в прошлом году компания обслужила около 700 пассажиров, то в этом - уже более 900. В общем, если два года назад направлением внутреннего и въездного туризма как профильным занимались единичные фирмы, то сейчас их в Екатеринбурге порядка тридцати. И всем приходится сталкиваться с одинаковыми проблемами.

Первая - низкий уровень развития туристической инфраструктуры. Остро не хватает трехзвездочных гостиниц с уровнем цен 40 - 50 долларов, отсутствуют точки питания на экскурсионных маршрутах и кэмпинги. Турфирмы ищут выходы из ситуации по-разному. В наиболее выигрышном положении находятся те, кто обладает собственной инфраструктурой. Так, туристическая компания "Форсаж плюс" входит в состав холдинга ASV-Group наряду с авиакомпанией, гостиницей, рестораном и другими объектами. За счет этого компания может гибко реагировать на требования клиентов. По словам менеджера по внутреннему и въездному туризму "Форсажа плюс" Кристины Главатских, в настоящее время холдинг просчитывает возможность строительства стилизованной русской деревни, в которой можно посмотреть на работу кузнеца, старинный быт. Однако проект начнут воплощать, только если образуется достаточный поток туристов.

Остро стоит проблема и с приемом бизнес-туристов: у наших гостиниц нет конференц-залов на 200 мест и более. В результате, как отмечает директор ТК " Променад" Екатерина Першина, "мы вынуждены договариваться с домами культуры, которые не привыкли работать на рынке и только недавно выучили, что такое кофе-брэйк".

Вторая принципиальная проблема - недостаточная "продвинутость" города и региона в целом. Частично функцию создания положительного туристического имиджа города взяло на себя муниципальное предприятие "Столица Урала", находящееся под патронажем администрации Екатеринбурга. Однако, сделав шаг вперед, муниципальные власти тут же оступились. "Второй год подряд администрация города выдает разрешения на работу летних кафе возле опорной стены плотины в историческом центре города. В итоге мы его потеряли: памятник не виден, посетители тира сидят на гербе XVIII века, - рассказывает Алла Галактионова. - Но самые серьезные неприятности у нас с гостями из Германии. Компании в кафе, услышав немецкую речь, начинают выкрикивать оскорбления в их адрес. Нам приходится приносить извинения на самом высоком уровне. Ни о каком положительном имидже говорить не приходится".

Челябинская область: подтянуть инфраструктуру

Красоты челябинских озер и южной гряды Уральских гор давно привлекают отдыхающих и туристов со всего региона. Неслучайно одна из крупнейших областных компаний "Спутник" (Челябинск) наряду с отдыхом на Черноморском побережье России, на Азовском море и в Крыму предлагает отдых на базах и в санаториях Челябинской области, разрабатывает и проводит экскурсионные и пешеходные маршруты по Южному Уралу, сплавы по реке Ай. Весьма популярны местные горнолыжные курорты: Абзаково, Завьялиха, Солнечная долина. По словам директора компании Людмилы Мосиной, практически на каждом направлении соблюдается специализация по социально-возрастным группам: школьники, студенты, семейный отдых. Различаются также экологические, образовательные, бизнес-туры и так далее.

Набор инструментов, которые применяются местными туристическими компаниями для стимулирования спроса населения, довольно широк. Это не только рекламные кампании в СМИ с учетом особенностей той или иной социальной категории населения, но и продажа путевок в кредит, бронирование туров. Тот же "Спутник" предлагает собственные услуги в одном пакете с услугами партнеров - страховой компанией " Росно" и Тюменьэнергобанком.

Несмотря на устойчивый туристический имидж Южного Урала, Людмила Мосина высказывает мнение, которое нам приходилось слышать от доброго десятка руководителей турфирм, работающих в регионе: в области нет концепции развития туризма. Даже на бумаге она не отвечает условиям рынка и возможностям его участников. По мнению специалистов, сначала необходимо определиться с объектами, которые представляют интерес с экологической, научной, туристической точек зрения, и только после этого целенаправленно и комплексно развивать инфраструктуру, причем совместными с властью усилиями.

Серьезные недостатки имеет областная автодорожная сеть. При наличии на трассах значительного количества развлекательных центров и точек питания там практически отсутствуют комфортные туалеты. Смотровые площадки на объектах неухожены, а отношение к туристам - весьма настороженное, особенно к детским группам. Есть и сезонная проблема: летом хороших баз не хватает, а зимой они не загружены. В общем, улучшать сервис на туробъектах в Челябинской области есть куда.

Но главное, в чем сходятся участники рынка, - в регионе немало очень перспективных объектов. Тот же Аркаим - овеянное легендами древнее поселение индоевропейцев. Это первое. А во-вторых, туроператоры полагают, что эффективный туристический бизнес можно наладить, лишь отдав объекты в аренду, под гарантии арендаторов сохранять и развивать их. Благо, "частники" демонстрируют заинтересованность. Скажем, стоило на частной базе отдыха "Дольче Вита" (озеро Большой Сунукуль) смонтировать пятиметровую надувную водяную горку и надувной же огромный бассейн, как поток отдыхающих увеличился.

Пермская область: преимущества холдинга

Ведущая роль в продвижении территории и создании качественного продукта принадлежит компании Пермтурист, в которую входит сеть гостиниц, расположенных в Перми и по области, а также собственное бюро туризма и экскурсий, занимающееся привлечением туристов в регион. Эффективность работы компании во многом объясняется именно ее холдинговой структурой, которая позволяет выполнять две принципиальные задачи: формировать туристские потоки и рационально направлять их через собственную гостиничную сеть, а также гибко распределять финансовые средства на развитие инфраструктуры. Так, в прошлом году Пермтурист вложил порядка 3 млн рублей в обустройство знаменитой Кунгурской пещеры.

Пермтурист сделал ставку на создание продукта, рассчитанного на разные категории туристов. Для любителей экстрима и экзотики разработаны сплавы на катамаранах по северным рекам Березовой, Вишере, Сылве - с рыбалкой, русской баней, пикниками. Интерес к этому предложению постоянно растет, в том числе и со стороны иностранных туристов. Поэтому группы сопровождает не только проводник-инструктор, но и переводчик. В основе познавательного туризма - экскурсионные маршруты по следам землепроходцев Западного Урала с посещением древней столицы Пермского края Чердыни, старинных купеческих городов Соликамска и Усолья, православной святыни - Белогорского Свято-Николаевского монастыря. По словам генерального директора ОАО "Пермтурист" Павла Галкина, иностранные туристы проявляют повышенный интерес к мемориалу "Пермь-35", созданному на территории бывшего ГУЛАГа. В перспективе - создание интегрированных маршрутов по всему Уралу, например в Верхотурье Свердловской области, где хранятся мощи святого Симеона Верхотурского, или по местам династии Романовых.

Впрочем, наличие гостиничной сети Пермтуриста общей для региона проблемы низкого уровня инфраструктуры не решает. Хотя в последнее время бизнес начал вкладываться и в этот сектор. По словам первого заместителя генерального директора ОАО Инвестиционная компания " Ермак" Константина Подвального, в ближайшее время в реконструкцию принадлежащей компании гостиницы "Полет" в аэропорту Большое Савино будет вложено порядка 1 млн долларов.

Подключается к бизнесу и администрация Пермской области. В июне создана рабочая группа для разработки комплекса мер, развивающих туристическую отрасль. Среди проектов - проведение семинара "Событийный туризм как направление развития региона", организация горнолыжного курорта в районе горы Ослянка и ознакомительных туров по новым маршрутам.

Удмуртия: все на лыжи

По пути специализации регионального туристического продукта пошла Удмуртия: ее профильным направлением постепенно становится горнолыжный отдых.

По оценкам экспертов, в Удмуртии несколько горнолыжных трасс, которые могут привлечь туристов: Чекирил, в селе Шаркан, в деревне Галево, в Боягурах и Бабино. Строится трасса в селе Нечкино. Пока горнолыжный отдых в Удмуртии предлагает только одна турфирма "Интерсервис", работающая на базе горнолыжного комплекса "Чекирил". "Организация внутреннего туризма в зимнее время в Удмуртии - непаханое поле для предпринимателей, - отмечает директор "Интерсервиса" и центра "Чекирил" Дмитрий Могучий. - В это время года людям отдыхать практически негде, но потребность интересно проводить время есть".

Плацдармом нового направления стал горнолыжный комплекс "Чекирил". Сегодня здесь проложено шесть трасс, открыт пункт проката горнолыжного снаряжения, организована школа обучения катанию на горных лыжах на основе французских и австрийских методик. Существенная проблема - позиционирование комплекса. Горные лыжи - элитный вид спорта в силу дороговизны снаряжения, но инфраструктура горнолыжного комплекса требованиям элитного отдыха не отвечает. По словам Дмитрия Могучего, в ближайшее время планируется строительство гостевых домиков, бильярдной и сауны. Низкий уровень инфраструктуры характерен и для базы отдыха "Камские дали" (ЗАО "Аксион-социал"), расположенной на берегу Воткинского водохранилища и также предлагающей горнолыжный отдых.

Главный маркетинговый ход зарождающихся горнолыжных центров в Удмуртии - организация соревнований. Так, узнаваемость комплекса "Чекирил" значительно повысилась после проведения в марте этого года первых соревнований "Звезды Чекирила", на которые прибыли известные республиканские политики. Аналогичный ход применило и руководство базы "Камские дали".

Несмотря на зависимость горнолыжного бизнеса от сезона (всего четыре месяца в году) и необходимости больших первоначальных вложений, специалисты считают его доходным: он полностью окупает себя в течение трех месяцев.

Итак, результаты обзора свидетельствуют: внутренний и въездной туризм в регионе вызывает интерес бизнеса. Однако для успешного привлечения туристов необходимо объединить усилия власти и предпринимательства, особенно в деле возведения современной инфраструктуры и пропаганды привлекательного туристического имиджа, создавать интегрированные программы развития. Причем объединение усилий должно происходить на уровне не отдельных областей, а региона в целом.

В подготовке материала участвовали: Сергей Кузнецов (Тюмень), Игорь Степанов (Челябинск), Сергей Карпов (Пермь), Ольга Евсеева (Ижевск).