В поисках жилищно-коммунального рая

Москва, 27.09.2004
«Эксперт Урал» №36 (161)
Инновационный бизнес на рынке ЖКХ оживет, когда региональная власть, создав условия для его развития, перестанет ковыряться в экономических механизмах заработавшей машины

Инновационная деятельность частных предприятий на рынке жилищно-коммунальных услуг Тюменской области напоминает действия слепого, который стучит палкой впереди себя: туда ткнется - уже можно, сюда - еще нельзя. В качестве поводыря его крепко держит администрация области. В то же время именно Тюменская область на недавнем отраслевом совещании названа пионером в сфере коммунальных реформ. В привлечении частного капитала в ЖКХ тюменцы действительно впереди прочих. Почему - понятно: в регионе, добывающем 65% общероссийской нефти и 92% природного газа, больше денег. Тюменский бюджет этого года, например, вдвое богаче бюджета небедной Свердловской области - 24,6 млрд рублей. На нужды ЖКХ выделено 3 млрд рублей.

Областная программа перевода коммуналки на рыночные принципы и привлечения частного бизнеса в эту сферу стартовала в 2002 году и финиширует в 2005-м. Она включает реформирование систем управления, оплаты жилья и коммуналки, эксплуатации и контроля; переход на договорные отношения; развитие конкурентной среды и конкурсный выбор подрядчиков. В итоге власти надеются сократить расходы бюджета и повысить качество услуг. При этом они понимают, как утверждает директор департамента ЖКХ области Виталий Терентьев, что двигаться в рынок в принципе можно только развивая этот бизнес инновационным путем.

Есть субъект

Основой реформирования стало создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Это - субъект рыночных отношений, эффективный собственник жилья, потребитель жилищно-коммунальных услуг. С него, покупателя, способного предъявлять спрос и заключать контракты с конкурирующими сервисными компаниями, рынок и начинается. Это почва, на которой должна вырасти жилищно-коммунальная идиллия. Как говорит директор Высшей школы экономики профессор Евгений Ясин, уговорить множество разных квартировладельцев организоваться, чтобы совместно выходить на рынок услуг ЖКХ в качестве покупателя, - задача сложная. Но решаемая.

К 1 июля в Тюменской области (без автономных округов) зарегистрировано 244 ТСЖ, в том числе 199 - в Тюмени. В их ведении более 2 млн кв. метров жилой площади. Идеальной видится форма товарищества из десяти домов и более. Председатель ТСЖ "На Ямской" Александр Леготин аргументирует это так: "Крупная материально-техническая база позволит приобрести и снегоуборочную технику, и машину для вывоза отходов, значит, не зависеть от спецавтохозяйства. Уж очень нерегулярно вывозит оно мусор". Чтобы координировать деятельность ТСЖ, 25 июня создана Ассоциация товариществ собственников жилья и обслуживающих организаций Тюменской области.

Новый и важный момент: в Тюмени ТСЖ управляют не только домами и подъездами, но и дворовой территорией. Ассоциации домовладельцев берут под опеку целые кварталы и микрорайоны. За муниципалитетом остается только управление и содержание общегородских коммуникаций. Таким образом, на смену муниципалитету приходит новый крупный частный собственник жилья, который будет основным потребителем и заказчиком коммунальных услуг. Их в ТСЖ оплачивают по договорам с предприятиями этого профиля по городским тарифам, а за квартиры платят на основании сложившейся сметы затрат, то есть 100%.

Однако крупные собственники жилья полноценными игроками на рынке ЖКХ не являются: все решения в этой сфере по-прежнему принимают администрации. И потребитель услуг, и их поставщик - фигуры зависимые. Рост ТСЖ сдерживается пробелами в законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне: не урегулирована передача земельных участков в собственность, процедура регистрации. Есть сложности в содержании самих ТСЖ. Большой проблемой остается и качество коммунальных услуг.

"Дочка" РАО чинит сети

Жилищно-коммунальные услуги в Тюменской области оказывают 716 предприятий: треть - муниципальной формы собственности, остальные - смешанной (АО) и частной. Основными инвесторами выступают областной бюджет и ОАО "Тюменьэнерго" - дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". С ноября 2002 года все муниципальные электрические сети переданы ему на техническое обслуживание. В 2003 году энергетики вложили в реконструкцию сетей 300 млн рублей. Менеджмент полагает, что когда территорию централизованно обслуживает одна компания, это удобно не только ей, но и потребителям. Иначе, например, энергокомпании нет толку готовиться к зиме: все равно 90% аварий, а значит, отключений света в домах, происходит в муниципальных сетях, где не проводится качественный ремонт.

С 1 августа этого года "Тюменские тепловые сети" Тюменьэнерго, расширяя присутствие в коммуналке, приступили к техническому обслуживанию всех внутридомовых сетей в городе. По соглашению с администрацией области энергетики взяли на себя эксплуатацию объектов жилищно-коммунальной сферы, включающих тепло- и водоснабжение, канализацию, электричество. Это 87% жилищного фонда Тюмени. Необычайно активная "дочка" РАО в Тюмени пытается доказать, что проблемы ЖКХ можно решить с помощью грамотного управления, используя опыт энергетического менеджмента.

Энергетики заключили договор субподряда с десятью муниципальными управляющими компаниями, выполняющими ремонт и обслуживание объектов, в том числе с ООО "Тюменьжилкомсервис". По словам директора "Тюменьжилкомсервиса" Сергея Бусоргина, руководство компании выдвигает на первый план ответственность за качество выполняемых работ и вежливость по отношению к клиентам. Организована телефонная "горячая линия": каждый четверг директор сам отвечает на вопросы и жалобы жильцов. Чтобы оперативно обслуживать заявки населения, в августе во всех ЖЭУ выданы мобильные телефоны. Закуплены новые инструменты, отвечающие требованиям безопасности.

Смотрите, кто пришел

На смену муниципальным предприятиям постепенно приходят частные компании. Они готовы вкладывать средства в ремонт и эксплуатацию коммунальных сетей, добиваясь качественного предоставления услуг. В городах Ишим, Заводоуковск, Тобольск, Тюмень стали практикой конкурсы для подрядных организаций на проведение капитального ремонта жилья. В Ишиме на конкурсной основе обслуживается уже 100% муниципального жилищного фонда.

С начала года администрация области вела открытый конкурс на право реформирования водопроводно-канализационного хозяйства Тюмени. Из пяти претендентов выбрали Сибирско-Уральскую энергетическую компанию. Дочернее предприятие Тюменьэнерго получило право распоряжаться имуществом тюменского управляющего муниципального предприятия водопроводного хозяйства "Водоканал". Новый оператор должен создать безубыточный бизнес, привлекательный для инвестиций, для чего разрабатывает комплексную программу реформирования. Между тем антимонопольное управление составило записку с претензиями по поводу проведения конкурса и в начале сентября передало ее в администрацию Тюмени. В записке говорится о нарушении принципов местного самоуправления. Мэр Тюмени Степан Киричук приостановил подписание любых бумаг, связанных с конкурсом.

Наиболее конкурентными оказались услуги по вывозу мусора: их в Тюмени оказывают уже семь организаций, самая крупная - частная компания "Ваш выбор". В начале лета на одной из городских свалок заработала система контроля за вывозом мусора и взимаемой за это платы (приобретенная за счет местного бюджета и обслуживаемая ООО "Экотех"): мусоровоз заезжает на весы, на табло появляется информация о его массе, через несколько минут можно получить платежный лист. Процедура проще и легче той, когда плата за вывозимый мусор бралась по объему, да и организациям не надо переплачивать. Кроме того, опыт работы комплексов в Ростове-на-Дону и Иркутске подтверждает: жесткий контроль за сдачей отходов приводит к исчезновению несанкционированных свалок.

Всех сосчитали

Администрация Тюменской области пытается создать трехуровневую систему управления ЖКХ: собственник - управляющая компания - предприятия и подрядчики. В Тобольске и Ишиме созданы службы заказчика - посредники между собственниками и предприятиями ЖКХ. В Тюмени функции заказчика раньше выполняли десять управляющих компаний, действующих по территориальному принципу, а с этого года все функции переданы Тюменскому имущественному казначейству. Это структурное подразделение администрации города, и жилье поставлено на его баланс. Оно принимает решения, связанные с обслуживанием и ремонтом жилья, и курирует работу жилищно-коммунальных предприятий. Управляющие компании от функций заказчика освобождены, теперь они просто подрядчики. Они обслуживают жилой фонд, ищут субподрядчиков, а функции заказчика от имени администрации осуществляет имущественное казначейство. Такой вот департамент имущественных отношений.

В передовом Ишиме создано МУП "Дирекция единого заказчика" с единым расчетно-кассовым центром и службой субсидий и льгот. По словам директора МУП Владимира Завьялова, главная цель предприятия - защита интересов квартиросъемщиков в получении качественных жилищно-коммунальных услуг. Работает МУП с предприятиями-поставщиками по муниципальному заказу, причем 90% жилищного фонда обслуживают частные предприниматели. В итоге стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения снизилась на 5%, а бюджетное финансирование - на 3,5%. Экономический эффект только в этом году составит около 1 млн рублей.

Одно из основных направлений работы созданных структур - совершенствование финансовых отношений. Теперь финансовые потоки концентрируются в управляющих компаниях (имеющих в составе расчетно-кассовые центры) или в отдельно созданном расчетно-кассовом центре. Это способствует формированию прозрачных механизмов сбора платежей с населения и распределения финансов в городском ЖКХ.

Осенью прошлого года создано ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" (ТРИЦ). Учредителями коммерческой структуры выступили Тюменьэнерго (49%), администрации Тюменской области (25,5% акций) и города Тюмени (25,5%). Основная деятельность ТРИЦ - расчет платежей, учет льгот и субсидий, паспортная служба. В дальнейшем предполагается передача ему функции приватизации, будет создана единая база данных по ЖКХ Тюмени.

По мнению директора ТРИЦ Сергея Скобелева, взаимоотношения расчетного центра и ТСЖ могут строиться только на договорной основе. Одна из главных целей создания ТРИЦ - освобождение коммунальщиков от несвойственных им функций. Раньше управляющие компании занимались не только обслуживанием жилого фонда, но и начислением платы, сбором средств, паспортными проблемами. В случае задолженности для расчетов с поставщиками услуг компании отвлекали средства, которые должны были идти на содержание, капитальный и текущий ремонты. Сейчас управляющие компании заключили договоры с ТРИЦ, который и занялся начислением платежей, доставкой квитанций населению. За это он получает 3% начислений. С 1 января этого года к оплате коммунальных услуг принимаются только счета ТРИЦ. Для удобства создан принцип "одного окна", введена единая квитанция на оплату услуг. Принимают плату от населения 26 коммерческих банков и все отделения связи Тюменского почтамта. С одной стороны, ТРИЦ - искусственно созданная усилиями администрации монополия на сбор платы за услуги ЖКХ. С другой - попытка внедрить в коммунхозе прозрачный финансовый механизм.

Лифт на седьмое небо

15 июня в Тюмени прошел отраслевой семинар-совещание "Новые технологии в ЖКХ". В первую очередь гостям рассказали о внедрении автоматизированной диспетчерской системы контроля над лифтами "Энергия". Авторы и разработчики муниципальной программы - ООО "Лифт-Модерн" и департамент ЖКХ администрации Тюменской области. Срок внедрения - полтора года, средства на монтаж (66,4 млн рублей) выделил областной бюджет. Информации об окупаемости проекта никто предоставить не смог. После внедрения систему предполагается передать на баланс городских властей. Прежде "Энергия" была опробована в Новоуральске Свердловской области (там изготавливается оборудование). Сейчас "Лифт-Модерн" ведет монтаж новых инженерных коммуникаций в жилых домах первого и второго Заречных микрорайонов, Ватутина и Калининского округа Тюмени. По мнению директора ООО "Лифт-Модерн" Олега Сальникова, плата за пользование лифтом уменьшится на 45%. Добиться такой экономии позволит внедрение автоматизированной системы диспетчерского контроля и диагностики лифтов. Если сейчас 1900 лифтов в муниципальных домах Тюмени обслуживают около 585 лифтеров, то новая система предполагает работу всего пяти диспетчеров-операторов. Олег Сальников считает, что вместо 42 млн рублей в год, уходящих на содержание лифтового хозяйства, будет тратиться только 7 миллионов.

Лифтовое хозяйство будет контролироваться во всех районах многоэтажной застройки города посредством специальных линий связи. Эти же линии предполагается использовать и для контроля систем тепло-, водо- и электроснабжения домов. По мнению директора ООО "Сантехремсервис" Дмитрия Шадрина, прежде чем приступить к автоматизации, следует провести коренную реконструкцию сетей с использованием современной арматуры и оборудования, чтобы оптимизировать процессы потребления тепла и воды, исключить потери. Для реализации пилотного проекта системы с учетом пожеланий "Тюменских тепловых сетей" выбран Восточный микрорайон с населением около 16 тысяч человек, наиболее приближенный к источнику тепловой энергии - ТЭЦ. Проектирование программы запланировано на этот год.

Еще одно тюменское достижение этого года - передвижная лаборатория поиска мест утечек воды. Она позволяет с точностью до 50 сантиметров определять место порыва трубы. Эту инновацию на средства областного бюджета внедрил ТУМП ВКХ "Водоканал". Правда, в полумиллионной Тюмени работает пока только одна лаборатория.

Акулы и рыбешки

Тюменский опыт показывает: вариантов перехода коммуналки к рынку без значительной поддержки государства, бюджета, пока нет и быть не может. Слишком значительных инвестиций требует этот сектор экономики. Даже в продвинутых регионах реформирование ЖКХ до сих пор держится на административном ресурсе. При его участии в Тюмени вводятся новые формы управления (ТСЖ, службы заказчика), финансовые механизмы (ТРИЦ), в систему предоставления услуг приходит частный капитал. В том, что реформа пошла "сверху", административным путем, есть своя закономерность, плюсы и минусы. Частные фирмы (типа ОАО) либо создаются с участием администрации, либо привлекаются администрацией. Проведение конкурсов на управление объектами ЖКХ - это попытка построить конкурентную среду, но в системе проведения конкурсов отсутствует прозрачность.

Чиновник создает только такой "рыночный" продукт, как ТРИЦ. Иного он создать и не может. Из-за того, что зарождающийся рынок ЖКХ жестко регулирует государство, бизнес вынужден договариваться с властями и брать в аренду инфраструктуру (воду, свет, тепло и газ), разбираться с долгами потребителей (их всегда в изобилии), вкладываться в ремонт сетей.

По мнению президента фонда "Институт экономики города" Надежды Косаревой, ускорить переход ЖКХ к рынку сможет не приход единичных компаний, а значительный приток частного бизнеса. Причем крупного, имеющего необходимые финансовые и политические рычаги влияния, чтобы противостоять чиновнику. Единственная проблема, которая при этом возникает и в Тюмени уже видна: новая монополизация сектора крупными единичными игроками. Ее нельзя допустить - барьеры для вхождения остальных будут слишком высоки. Лишь 1,4% платных услуг населению в сфере жилищно-коммунальных услуг Тюмени оказывают субъекты малого предпринимательства. Будет создана конкурентная среда, придет и мелкий бизнес. В ЖКХ ему самое место.

Новости партнеров

Реклама