15 сентября Свердловский областной суд отменил июльское решение суда Слободотуринского района о дисквалификации председателя правления ООО " Стройлес" Михаила Коржавина. Он на год лишился права занимать руководящую должность за задержку заработной платы работникам. Этот факт особенным на фоне развернувшейся на Урале кампании по борьбе с задержками зарплаты (см. ст. "Следствие без следствия", "Э-У" 34 от 13.09.04) не выглядит, однако история Коржавина подчеркивает ее абсурдность.
Слободотуринский район - один из самых бедных в Свердловской области: бюджет дотационный, промышленности мало и та на ладан дышит. В марте прошлого года в районе появилось ООО "Стройлес", ставшее преемником слободотуринского подразделения областного треста "Агропромстрой". В ходе регистрации общества владельцами долей стали члены трудового коллектива. "Стройлес" сразу приступил к исполнению заказа Управления капитального строительства (УКС) области на возведение 27-квартирного дома в Туринской Слободе: заказ был выдан еще "Агропромстрою". Однако когда работы уже начались, чиновники заявили: согласно областному законодательству, в целях экономии бюджетных средств правительственные заказы и подряды должны распределяться только на конкурсной основе. "Нас заставили пройти тендер фактически по нашему же объекту, - рассказывает Михаил Коржавин. - Причем мы сами нашли себе конкурента - филиал того же "Агропромстроя" в соседнем Талицком районе".
"Стройлес" тендер выиграл. Однако пока шла подготовка к конкурсу денег от УКСа не поступало и летний строительный сезон был упущен. Коржавин пытался пристроить рабочих хоть куда-нибудь: на заготовку леса (вопреки правилам, потому что из-за сильной заболоченности района лес удобнее и безопаснее валить зимой), на ремонт квартир. И все же, чтобы сводить концы с концами, вырученных средств не хватало.
В конце сентября прошлого года "Стройлес" заключил-таки договор с УКСом. Поначалу деньги пошли. "Мы делили их всем коллективом - на ГСМ, зарплату, закупку материалов", - вспоминает Коржавин. Но в начале 2004 года снова начались перебои, теперь уже из-за проволочек с началом исполнения областного бюджета на очередной финансовый год. Вновь появились задержки по зарплате. И тут они совпали с началом кампании по борьбе с бедностью, в том числе с невыплатами заработанного.
В январе прокуратура района приняла в отношении руководителя "Стройлеса" постановление об административном правонарушении. В феврале государственная трудовая инспекция оштрафовала Коржавина за задержку зарплаты на 500 рублей. В связи с ростом расходов на строительство долги сразу погасить не удалось, и в июле за повторное нарушение (ст. 27 Кодекса об административных нарушениях) районный суд дисквалифицировал Коржавина на год. Дали минимальный срок (максимум - три года): суд учел "смягчающие вину обстоятельства" - на момент вынесения решения долгов по зарплате уже не было, УКС стабилизировало расчеты.
На защиту директора встал коллектив предприятия: в областной суд поступила жалоба на решение районного суда, под которой подписались практически все работники.
Защита строилась на формальных признаках отсутствия вины Коржавина как руководителя предприятия - как в форме умысла, так и по неосторожности. Суду были представлены более 30 командировочных удостоверений, свидетельствующих о том, что директор регулярно ездил в УКС и добивался своевременного финансирования. Суду была также представлена справка из муниципалитета, в которой сказано, что районный бюджет не предусмотрел средств на капитальное строительство: то есть "Стройлес" в принципе не мог заработать деньги в Туринской Слободе, имея лицензию только на строительную деятельность. Решение о дисквалификации Коржавина отменили и дело направили на новое рассмотрение в тот же районный суд. Не исключено, новый состав суда укажет Коржавину способы, которыми он мог воспользоваться, чтобы погасить долги перед рабочими. Один из них - банкротство фирмы.