Школа жизни

Москва, 27.09.2004
«Эксперт Урал» №36 (161)
Экономический подъем увеличивает количество клиентов аудиторских компаний. В отсутствии рынка квалифицированных кадров аудиторы могут не справиться с работой. Решение проблемы - в концентрации усилий на сфере обучения

Основные экономические показатели по итогам I полугодия 2004 года свидетельствуют: экономика Уральского региона развивается, не снижая темпов. Объем промышленного производства по сравнению с первым полугодием 2003 года вырос на 35%, розничный товарооборот - на 23%, инвестиции в основной капитал - на 20%. Еще быстрее идут процессы реорганизации компаний: приведение в порядок финансовой отчетности, выстраивание бизнес-процессов, подготовка к выходу на публичный рынок капитала. Именно они толкают вперед спрос на аудиторские услуги. Так, по итогам прошедшего полугодия выручка от оказания аудиторских услуг компаниями рейтинга выросла на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 272 млрд рублей. Смогут ли аудиторы ответить на растущий спрос?

Угрожая ростом

В первом полугодии 2004 года соотношение аудита и консалтинга в структуре услуг компаний Уральского региона не изменилось. Доля выручки от консалтинга, как и в первом полугодии-2003, составляет около 65%. Доля аудиторской выручки снизилась с 37 до 34%. Прирост выручки от консалтинга достиг 70%, результаты аудита скромнее - 48%. Как и в предыдущие периоды, доминирует общий аудит. Его доля за отчетный период практически не изменилась и составила 88% совокупной выручки. Для подавляющего большинства компаний это основной вид деятельности. Лидеры по общему аудиту являются и лидерами основного рейтинга.

За общим следует банковский аудит, его доля снизилась с 10 до 8%. Лидером по динамике стал аудит инвестиционных институтов: выручка выросла на 137%. По словам генерального директора аудиторской компании " Светаудит" (АКГ "Руфаудит Альянс") Светланы Нугаевой, "рост объема аудиторских услуг на этом рынке связан с общим экономическим подъемом. Рынок ценных бумаг отражает увеличение деловой активности. Количество и разнообразие услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг растет, в том числе и в секторе физических лиц, которые активно занимаются этими операциями. На рынке Башкортостана помимо региональных компаний стали появляться инвестиционные компании из других регионов, в том числе из Москвы, что позволяет увеличить объем и стоимость услуг аудиторских компаний".

Наибольшую долю выручки аудиторским компаниям Уральского региона приносят предприятия торговой сферы (12,2%), машиностроения (11,6%), банковские структуры (10,3%), стройиндустрия (8,2%), а также химическая и нефтехимическая промышленность. Строительство, машиностроение и торговля - наиболее привлекательны для аудиторов, они и показали существенный прирост: 250%, 227% и 118% соответственно. Это сформировавшиеся отрасли экономики и клиентские сегменты аудиторского рынка. Здесь спрос на услуги аудиторов определяется потребностями оптимизации финансовых и управленческих процессов.

Самыми активными поставщиками клиентов, первый раз обращающихся к услугам аудиторов, стали, во-первых, относительно молодые и высокодинамичные отрасли экономики - телекоммуникации (прирост 172%), транспорт (133%); а во-вторых, сегменты, переживающие период трансформации, - сельское хозяйство (227%), государственные структуры (196%). Яркий пример в этом смысле - компания "Налоговые экспертизы": ее серьезными клиентами в первом полугодии стали предприятия стройиндустрии, связи и информационных технологий.

Большая часть московских компаний входит в двадцатку наиболее эффективных. Список возглавляет компания ВнешПаккУниверс (Москва), выручка на одного аудитора от оказания соответствующих услуг в которой составляет 1,7 млн рублей.

Столичные компании держат 36% совокупной выручки от аудита. По сравнению с региональными компаниями их рост в первом полугодии 2004 года был гораздо значительнее: при численном меньшинстве вклад в прирост выручки достиг 58%.

Итак, спрос на рынке аудиторских услуг растет высокими темпами который год подряд. Сможет ли предложение угнаться за спросом? На этом рынке уже сейчас наблюдается острый дефицит кадров, ведь только практический период подготовки профессионального аудитора занимает несколько лет. Если растущий спрос будет покрываться за счет снижения качества услуг, как происходит сейчас, рынок столкнется с системным кризисом. Следствием его станет массовое перераспределение клиентуры.

Больше практики

Данные нашего исследования подтверждают потенциальную угрозу: прирост общей выручки от аудита по компаниям рейтинга за первое полугодие-2004 по сравнению с аналогичным периодом 2003-го составил 41%, а увеличение средней численности специалистов-аудиторов - всего 4%.

В среднем по рынку сотрудники аудиторских фирм - это люди с высшим профессиональным образованием в возрасте от 25 до 35 лет. Да, треть всех специалистов относятся к возрастной категории 35 - 55 лет, но сам рынок молод, поле деятельности аудиторов оформилось только лет десять назад. К тому же до недавнего времени опыт аудиторов заключался исключительно в совершенствовании схем ухода от налогообложения и заметания следов этого ухода. Основу рынка составляют профессионалы с 5 - 6-летним опытом работы.

Топ-менеджеров в принципе достаточно, причем как на федеральном, так и региональном уровнях. По данным опроса компаний рейтинга, наиболее остро нехватка кадров ощущается на уровне среднего менеджмента и линейных сотрудников. По мнению генерального директора ЗАО АФ "Аудит-Классик" (Челябинск) Татьяны Севастьяновой, причины кроются в историческом развитии рынка: "Десять-двенадцать лет назад, когда зарождался рынок аудиторских услуг, кадры формировались из специалистов финансовых и налоговых органов, бухгалтеров и ревизоров хозяйствующих субъектов. Соответственно и задачи их заключались в основном в предотвращении штрафных санкций налоговых органов. Руководителей аудируемых предприятий и их собственников практически не интересовала достоверность именно бухгалтерской отчетности. Подобное отношение к аудиту стало тормозом притока профессионалов в области анализа финансово-хозяйственной деятельности, обладающих высоким уровнем нестандартного мышления и одновременно опытом практической работы". Проблемой нехватки рядовых сотрудников и начальников отделов обеспокоены крупные компании, ориентированные на географическое расширение, когда часть бизнеса начинает в принципе обособленную жизнь, а также небольшие фирмы, где бизнес практически на 100% зависит от человеческого фактора.

В компаниях, чьи головные офисы находятся в столице, проблема кадрового голода менее остра - хотя бы в силу того, что в Москве рынок кадров значительно шире. Местным игрокам по этой причине вдвойне труднее конкурировать: в промышленности продолжается активный процесс консолидации бизнеса, в результате многие компании меняют аудитора в пользу федералов. Также ситуацию может обострить начавшийся процесс перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) российских компаний, которым придется работать в новых условиях. Это потребует большего профессионализма, знания языков, новых навыков и многих других качеств, которые придется добирать сотрудникам аудиторских фирм. Региональные компании сталкиваются и с необходимостью достижения такого уровня профессионализма сотрудников и работы со штатом, который бы позволил им конкурировать или сотрудничать со столичными компаниями "на местах".

Не секрет, что студенты, закончившие вузы по специальности "Бухгалтерский учет и аудит", обычно имеют в своем багаже только теоретическую базу и совершенно не владеют практическими методами аудита. Но наличие знаний должно подтверждаться опытом работы, как правило, не менее трех-пяти лет. Отсюда возникает необходимость создания учебно-методологических центров по подготовке аудиторов на базе аудиторских компаний, имеющих высокий потенциал квалифицированных специалистов и хорошо поставленную методику.

Персонал аудиторской компании - это основной производственный актив. Его ценность несопоставима со стоимостью материальных активов в этом бизнесе. Для сохранения и приумножения этого актива необходима система мер, связанных с мотивацией. По данным опроса компаний, участниц рейтинга, денежная мотивация играет главную роль в привлечении и удержании квалифицированных кадров (значение, которое придают компании денежному вознаграждению - 60%), но не подавляющую. Подтверждение мы найдем в справочнике "Зарплаты Урала" ("Группа Компаний "АКР""): зарплата екатеринбургского аудитора в первом полугодии 2004 года достигла в среднем 15 тыс. рублей и по сравнению со вторым полугодием 2003-го выросла на 9%. Средневзвешенное увеличение заработных плат за тот же период - 8%. В условиях острой нехватки профессиональных кадров их надо в первую очередь создавать, а не перекупать, увеличивая рыночную стоимость. Если персонал - главная производительная сила, то построение четкой и понятной системы мотивации должно стоять на первом месте в приоритетах руководителей компаний.

Реальное повышение качества выполняемых работ и увеличение рыночной доли могут обеспечить только последовательные меры, направленные на создание и совершенствование непрерывной системы повышения квалификации, переподготовки и профессиональной аттестации кадров аудиторских фирм. Для решения этой задачи представляется целесообразной консолидация усилий руководителей и специалистов компаний, образовательных учреждений, учебно-методологических центров для совершенствования системы практической подготовки квалифицированных кадров.

Компании, оказывающие услуги в области инвестиционного аудита
Компании, оказывающие услуги в области банковского аудита
Компании, оказывающие услуги в области МСФО
Рейтинг аудиторских компаний Урала
20 наиболее эффективных компаний
20 самых динамичных компаний
20 лидеров в общем аудите

Новости партнеров

Реклама