Все ниже, и ниже, и ниже

Тема недели
Москва, 27.09.2004
Реализация инициатив президента, направленных на усиление вертикали власти, придавит местное самоуправление, где власть наиболее тесно смыкается с населением

Мы не станем в этом обзоре касаться Башкортостана, Удмуртии, Челябинской и Пермской областей. На момент сдачи номера в печать президент еще не внес в Госдуму обещанные законопроекты, и будут ли они иметь обратное действие (сможет ли глава государства отзывать действующих губернаторов до истечения текущего срока их полномочий) - неизвестно. Напомним: президент Башкортостана Муртаза Рахимов переизбран в декабре 2003 года, президент Удмуртии Александр Волков - в марте этого года. Очередь челябинского губернатора Петра Сумина должна наступить в декабре 2005 года. Олег Чиркунов, назначенный до того же срока и.о. пермского губернатора в связи с переходом в российское правительство предыдущего главы области Юрия Трутнева, и без того всецело в объятьях федерального центра.

Губернаторы: каждый за себя

Из остальных регионов Большого Урала пока наиболее прозрачная ситуация сложилась в Курганской области. Там губернаторские выборы назначены на 28 ноября и, видимо, состоятся до принятия Госдумой положения об избрании глав регионов региональными парламентами по представлению президента. Таким образом, курганская кампания обещает быть одной из последних (позже в этом году, 5 декабря, губернаторские выборы пройдут только в Астраханской, Камчатской и Ульяновской областях). В этой связи резонно предположить, что в Курган двинутся ряды амбициозных политиков, не рассчитывающих на милость главы государства. Однако пока этого не произошло. Фаворитом кампании остается действующий губернатор Олег Богомолов, благословленный и администрацией президента, и "Единой Россией" (подробнее см. "Спектакль одного актера", "Э-У" 34 от 13.09.04).

Еще в феврале 2000 года, на заре президентства Владимира Путина, Олег Богомолов вместе с губернаторами Белгородской и Новгородской областей Евгением Савченко и Михаилом Прусаком направил президенту так называемое "письмо трех". В нем содержались реакционные для той поры, но вполне востребованные сегодня предложения. Например: продлить срок полномочий президента до семи лет, ввести назначаемость и смещаемость глав субъектов РФ президентом с согласия некоего регионального собрания представителей, наделить губернаторов теми же полномочиями в отношении глав городов и районов, включаемых в государственную вертикаль власти, ограничить местное самоуправление уровнем микрорайонов, поселков и деревень, укрупнить субъекты федерации, провести деприватизацию (особенно в сфере добычи сырья), ввести госмонополию на экспорт стратегических ресурсов. После судьбоносных заявлений главы государства 13 сентября предвыборная команда Олега Богомолова принялась раскручивать этот факт: мол, курганский губернатор с самого начала был в фарватере "президентской повестки". Правда, последние вести с предвыборных "полей" говорят о том, что федеральное руководство, не исключено, подстрахуется кандидатурой начальника регионального управления ФСБ Алексея Мазикова или переносом выборов в Зауралье на следующий год (фактически - их отменой).

Драматичные события могут развернуться в сложносоставной Тюменской области. В период подготовки трехстороннего договора о разграничении полномочий между Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами тюменский губернатор Сергей Собянин настаивал на передаче Тюмени наиболее принципиальных государственных функций и полномочий, закрепленных за регионами, и соответствующих бюджетных потоков, а также на замене окружных органов госвласти представительствами тюменских. Не без помощи президентской администрации "северным" губернаторам Александру Филипенко и Юрию Неелову удалось отстоять независимость (подробнее см. "Каждой матрешке по поварешке", "Э-У" 25 от 05.07.04). Однако инициативы президента могут подтолкнуть Собянина к реваншу. Его позиции в Кремле устойчивы: Сергей Семенович, бывший заместитель президентского полпреда в УрФО и губернатор "путинского призыва", одним из самых первых глав российских регионов высказал одобрение президентских нововведений на Первом канале, а через пару дней лично был принят главой государства.

В марте следующего года Филипенко и Неелову предстоят перевыборы. Если они состоятся, то победа тому и другому практически гарантирована: первый руководит своим АО 15 лет, второй - 10. Но состоятся ли выборы вообще, будет зависеть от скорости одобрения Госдумой президентских предложений. Если не состоятся, судьба обоих губернаторов будет решаться в зависимости от того, насколько их связи в Кремле и аргументы окажутся весомее "козырей" тюменского соседа. Пока "северянам" удается обыграть "южан": по их мнению, негоже дестабилизировать систему управления в регионе, дающем 90% российского газа, 60% нефти, 15% ВВП, 70% валютных поступлений. Концентрация рычагов управления регионом, разделяющим страну с севера на юг, в руках одного, пусть и лояльного Кремлю губернатора, чревато, на их взгляд, серьезными геополитическими и геоэкономическими рисками.

Кажется, тяжелее других глав регионов Большого Урала намерения президента дались свердловскому губернатору Эдуарду Росселю. Несмотря на то, что в преддверии прошлогодних губернаторских выборов Владимир Путин пообещал Эдуарду Эргартовичу беспроблемную победу, вот уже год, то есть с самого переизбрания Росселя на третий губернаторский срок, в политических кругах Екатеринбурга все чаще и увереннее муссируются предположения о скорой отставке губернатора-патриарха. Причина тому - укрепившаяся за Росселем репутация оппозиционера. Достаточно вспомнить такие вехи его политической биографии, как провозглашение Уральской республики, стягивание государственных функций и полномочий путем заключения договора с федеральным правительством, активное противостояние президентскому полпреду Петру Латышеву и "Единой России". Не знаем, как сейчас, а еще в недавнем прошлом Эдуард Эргартович был убежденным федералистом (см. высказывания Росселя, с. 16). Представить, что в 2000 году свердловский губернатор подписался бы под "письмом трех", невозможно.

Другое дело - председатель областного правительства Алексей Воробьев. Один из авторов договора о разграничении полномочий, он сориентировался в политической конъюнктуре раньше шефа. Так, Воробьев давно и активно ратует за борьбу с неэффективными собственниками вплоть до лишения их государственных наград, более того - собственности. Его стараниями нарушена многолетняя традиция: журналистам запрещено присутствовать на заседаниях областного правительства и даже следить за трансляцией по мониторам. В апреле Алексей Петрович избран председателем политсовета регионального отделения "Единой России". Эдуард Россель рассчитывал через доверенное лицо оказывать влияние на президентскую партию, на деле получил конкурента, наделенного немалым административным ресурсом.

Итак, вне зависимости от исхода политической биографии каждого конкретного губернатора федеральное руководство решило принципиальную задачу: некогда влиятельное губернаторское сообщество распалось. Главы регионов не переварили полномочия, выторгованные у федерального центра в период ельцинского федерализма, а в ряде случаев злоупотребили ими. Сегодня, скованные чутким вниманием со стороны силовых ведомств (официально это объясняется активизацией борьбы с терроризмом, причем особое значение приобретает реплика президента, адресованная губернаторам: "У вас появился первый заместитель - офицер внутренних войск") и партийной дисциплиной региональных законодателей - членов "Единой России", они пустятся во все тяжкие, чтоб убедительнее других доказать приверженность президентскому курсу.

Местное самоуправление: на закланье губернаторам

Традиционная отдушина губернаторов - местное самоуправление. Не исключено, что президент воспользуется предложениями Богомолова, Прусака и Савченко и стравит пар перегретого губернаторского котла именно через этот канал. На это указывают и президентские рекомендации главам регионов "оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления".

Означает ли сказанное, что Путин намерен предоставить руководителям субъектов федерации право назначать муниципальных градоначальников (а именно так истолковали слова президента многие губернаторы)? Политолог Сергей Мошкин напоминает:

- В конституции четко записано, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", более того - "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" (статья 12). Чтобы главы регионов на законных основаниях получили право самостоятельно назначать мэров городов и поселков, нужно не просто внести поправки в действующую конституцию, а принять новую, поскольку статья 12 относится к главе 1 "Основы конституционного строя", которая не может быть пересмотрена Федеральным Собранием. Впрочем, президент намекнул: "Консультации со специалистами показывают, что такие возможности в рамках действующей конституции имеются". Не исключено, конституционная "лазейка" найдена в статье 132, согласно которой "органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями" и, что особенно важно в нынешнем контексте, "реализация переданных полномочий подконтрольна государству". Возможно, по этой схеме над муниципалитетами усилится контроль со стороны губернаторов.

Второе, на что, очевидно, пойдут региональные власти, - введение пропорциональной системы выборов муниципальных представительных органов (региональные отделения "Единой России", как правило, контролируются губернаторами или по крайней мере сотрудничают с ними). В этой связи показателен сценарий подготовки выборов екатеринбургской гордумы, которые назначены на март 2005 года. Еще до оглашения инициатив Владимиром Путиным руководство Свердловской области попыталось навязать Екатеринбургу смешанную систему избрания гордумы, тогда как новая редакция муниципального устава предполагает избрание 35 депутатов-одномандатников.

- Мы за усиление персональной ответственности депутатов, а это возможно только если депутаты избираются по одномандатным округам, - утверждает председатель екатеринбургской гордумы Яков Силин. - Те, кто выступают за пропорциональную систему избрания нашей думы, - либо неопытные политики, не набившие "шишек" в работе с избирателями, либо отстаивают корыстные, шкурные интересы. Если в Екатеринбурге все-таки возникнет смешанная или пропорциональная система голосования, то мы получим обезличенную думу.

Региональное отделение "Единой России" настойчиво рекомендовало депутатам-партийцам голосовать за введение смешанной системы, но те отказались и были с треском изгнаны из партии (см. "Сумерки "Единой России"", "Э-У", 29 -30 от 16.08.04). Более того, областное правительство как может затягивает юридическую экспертизу устава, тем временем стараясь сломать депутатский корпус: дошло до создания альтернативной городской избирательной комиссии, которая сможет "скорректировать" перспективы переизбрания непослушных депутатов.

Как говорится, практика, достойная тиражирования и применения. Тем более что помимо Екатеринбурга в течение наступающего политического сезона выборы муниципальных представительных органов должны состояться в ЯНАО и Челябинской области. Там, где мэры всецело определяют позицию гордумы (например, в Кургане и Челябинске), они, выстраивая линию обороны, внедряют институт назначаемых сити-менеджеров и пытаются оградить себя от персональной ответственности перед "верхними" этажами нависающей над ними вертикали власти и населением (см. "Органы местного самоуправства", "Э-У" 33 от 06.09.04). Населению, отторгнутому от системы власти, не остается ничего иного, как массово вступать в "Единую Россию" или массово же "стучать". Круг замыкается.

Новости партнеров

Реклама