"9/11 по Фаренгейту": кино о России?

Евгений Ланкин
4 октября 2004, 00:00
  Урал

Фильм Майка Мура одни называют прорывом в политической журналистике, другие - стандартным образцом "черного" PR: он появился перед президентскими выборами. Между тем сам выход на экраны документальной ленты, способной всколыхнуть общественность, уже событие.

Картина анализирует политические и социальные реалии, что ворвались в нашу жизнь вместе с взрывами домов, захватами школ и больниц, воздушными атаками. Но "9/11 по Фаренгейту" - не о террористах. Он о людях, находящихся у властных рычагов и использующих ситуацию в своих интересах, политических и экономических.

Мур рассказывает о тесных связях семей Бен Ладена и Буша, о совместном нефтяном бизнесе. Об упорном нежелании слушать предупреждения спецслужб до терактов и параноидальной реакции на их последствия. Об удивительном проворстве властьпредержащих в принятии решений, ограничивающих права и свободы граждан.

Эксперты, представители разведки и психологи, дают полный расклад того, как в стране, некогда гордившейся свободами, создается атмосфера общей угрозы. Манипулировать запуганными гражданами так легко... Подобные сценарии режиссируются на самом высоком уровне. Все это до боли знакомо в России. Растет уровень стукачества, его благословляют высокими словами о патриотизме. Люди живут в постоянном напряжении. Огромные бюджетные деньги идут в бездонную копилку спецслужб и корпораций, производящих оружие.

Войне на Ближнем Востоке посвящена отдельная часть фильма. Боль матерей, потерявших в Ираке своих мальчиков. Шок и ярость жителей страны, подвергшейся нежданной агрессии. И лицемерная реакция представителей власти, занятой одним: достаточно пафосны ли лозунги и фуршеты. Ложь порождает страх, боль, кровь. Война ведется против своего народа.

Фильм мог бы остаться мрачной сказкой из-за океана... Но "9/11 по Фаренгейту" - не в меньшей степени и о том, что творится сейчас в России: природа власти не зависит от страны, культуры и вероисповедания.