Пироги от сапожника

Юлия Литвиненко
18 октября 2004, 00:00
  Урал

О проблемах подготовки менеджеров для жилкомхоза рассказывает начальник отдела эксплуатации, развития и реформирования ЖКХ министерства строительства и ЖКХ Свердловской области Георгий Резвов

Cложно представить, чтобы врачу доверили учить детей, а инженеру - сеять хлеб. Между тем отрасль, связанная с обеспечением жизнедеятельности, по чудовищному небрежению традиционно отдана на откуп людям без профессиональной подготовки. Подавляющее большинство руководителей жилищно-коммунального хозяйства - самоучки, на практике постигающие тонкости специфики. Высшее профильное образование для ЖКХ представлено двумя вузами на всю страну. На территории Уральского региона нет ни одного.

- Георгий Александрович, где учат управленцев для ЖКХ?

- Долгое время единственной кузницей кадров оставалась московская Академия коммунального хозяйства (теперь - Академия народного хозяйства при правительстве РФ). Затем аналогичное учебное заведение открылось в Санкт-Петербурге. Сказать, что выпускников двух вузов для работы по всей России не хватало, - ничего не сказать. Третий вуз в масштабах страны сотрудники Уральского государственного технического университета и правительство области пытаются создать сейчас в Екатеринбурге.


Георгий Резвов

На руководящих постах в ЖКХ работает кто угодно. А менеджер должен быть по минимуму "два в одном" - строитель и энергетик (коробка дома - это зона ответственности строителей, а услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению и прочее - зона ответственности энергетиков). Новому менеджменту в коммунхозе необходимы управленческие навыки, знания об экономическом устройстве отрасли.

В советское время на должности экономистов к нам приходили выпускники Свердловского института народного хозяйства, который готовил плановиков и работников торговли. Они были очень далеки от специфики отрасли, их приходилось доучивать на местах. Более или менее подготовленными считались выпускники инженерно-экономического факультета УПИ со специализацией в экономике строительства или энергетики.

Парадокс: до сих пор в ЖКХ как планово-убыточной отрасли надо было не заниматься экономикой с точки зрения эффективности работы, а просто считать убытки. Лучшим экономистом оказывался тот, кто насчитает больше убытков, принесет их директору, тот докажет их обоснованность в исполкоме и получит деньги как компенсацию. То есть лучшим считался тот, кто покажет худшую экономику.

Одна из причин почти полного отсутствия в отрасли менеджеров заключается в том, что ЖКХ до сих пор работает в системе командно-административного управления, когда надо просто выполнять то, что приказывают "сверху". В коммунхозе до последнего времени не существовало даже внятных договорных отношений. Например, случалось такое: только администрация города подписывала с муниципальным унитарным предприятием договор, как продвинутый директор МУПа тут же подавал на администрацию в арбитражный суд за то, что она не перечисляет предприятию бюджетные средства в полном объеме. Администрация города увольняла этого директора, и так происходило до тех пор, пока не находился сговорчивый.

Профессиональный менеджмент в ЖКХ востребован как ни в каких других отраслях: начинается разрушение монополии муниципалитетов в предоставлении жилищно-коммунальных услуг, создание рыночных структур. Поэтому нужны управленцы, способные вытащить деградирующую отрасль, превратить ее в нормальную, прибыльную систему. Вместо ожидавшегося притока менеджеров-профессионалов в коммуналку хлынули компании и частные предприниматели, которые не имеют представления о специфике отрасли.

- Кто занимается переподготовкой и обучением кадров?

- Мы завершаем разработку этой системы. Пока у нас три направления работы с руководящими кадрами. Первое: мы ежеквартально проводим выездные семинары-совещания на базе передового в организации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Например, в Каменске-Уральском рассматривали проблематику создания системы управления ЖКХ в условиях рыночной экономики. В Первоуральске руководители ОАО "Свердловские коммунальные системы" рассказывали коллегам, как они вышли на рынок жилищно-коммунальных услуг города.

Второе направление - 72-часовые курсы в институтах повышения квалификации Уральского государственного экономического университета и УГТУ-УПИ. С УрГЭУ мы работаем с 2003 года, экономике отрасли посвящены несколько программ. С УГТУ - с 2004-го: акцент сделан на ознакомлении с техническими вопросами. Чтобы не было отрыва от реалий, на курсах преподают и специалисты министерства. В этом году мы попали в программу правительства области, и оно оплатило подготовку муниципальных служащих в этих вузах.

Третье направление обусловлено тем, что в ЖКХ начали создаваться частные предприятия (в области уже около сотни), руководители которых понятия не имеют о специфике отрасли. Для них мы организовали обучение на одно- и двухдневных семинарах. Это результат соглашения нашего министерства и центра обучения и консультирования при Свердловском агентстве поддержки малого бизнеса, организованном Екатеринбургской палатой товаропроизводителей.

- Какие основные проблемы вы видите в организации переподготовки специалистов для ЖКХ?

- Сложность заключается в одном - непонятно, кто будет платить за обучение. Правительство области c 2005 года предоставило это право муниципалитетам, но у них нет ни денег, ни кадров, чтобы заменить выбывающих для учебы.

- Какой должна быть система обучения менеджера для ЖКХ?

- Чтобы построить систему, надо иметь образовательную базу, понимать, откуда будут привлекаться слушатели. Если для 72-часовой программы все готово, то для 500-часовой группы пока не сформированы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы выстроить длинную цепочку: сначала обучение по рабочим специальностям, затем работа в отрасли и одновременное повышение уровня образования до высшего профильного, а хорошо подготовленные кадры смогут занять руководящие посты. Сегодня в УГТУ на базе строительного факультета создается институт строительства и ЖКХ. Там планируется обучать не только инженеров, но и управленцев для отрасли.

- Пользуется ли Свердловская область опытом других регионов?

- Их опыт во многом пересекается с нашими наработками. Разве что в других областях тратится больше денег из бюджета.

- Вы считаете, обучение кадров для ЖКХ должно оставаться делом правительства области?

- Если мы хотим внедрить в ЖКХ рыночные отношения, то подготовка менеджеров для отрасли, конечно, со временем тоже будет частным делом. Задача правительства и муниципалитетов в другом - запускать на рынок компании, которыми руководят сертифицированные профессионалы. Профессионализм может подтверждаться наличием у менеджера не только сертификата соответствия, но и рекомендаций: где работал, что сделал. Но пока государство не должно полностью уходить от вопросов обучения. Когда система будет отработана, нам останется только ходить в вузы и читать лекции о практическом приложении теоретических знаний.