Боритесь за нас

18 октября 2004, 00:00
  Урал

Банкиры констатируют низкий уровень конкуренции среди операторов связи и потребность в услугах, не предоставляемых пока никем

Начальник управления информационных технологий Уралтрансбанка Леонид Гуляев:

- Все проблемы со связью можно разделить на две части - проблемы магистральных каналов и последней мили. В отношении магистральных каналов есть два предложения. Во-первых, назрела необходимость круглосуточной технической поддержки. Большая часть провайдеров оказывает услугу только в течение 8 - 10 часов в дневное время, а потребность в работе каналов круглосуточная: банкоматы работают 24 часа в сутки, офисы имеют удлиненный режим работы. Провайдерам необходимо организовать техническую службу, которая могла бы мобильно устранять аварии.

Во-вторых, магистральный канал до филиала мы организуем по сетям одного провайдера. Для того чтобы организовать резервный канал, мы обращаемся к другому провайдеру, который чаще всего физически может воспользоваться только теми же магистральными сетями. Необходимо развивать систему магистральных каналов с обязательным резервированием. Проблему можно решить закольцовыванием отдельных веток: если произойдет обрыв, то за счет кольца объект не будет оторван от связи.

Перспективное для банков направление - спутниковая связь. Уже появилось несколько компаний, которые предлагают организацию такой связи, и это хорошая альтернатива обычным каналам, особенно если стоимость поддержки канала связи будет снижаться. Уралтрансбанк рассматривает для себя возможность использования спутниковой связи: в ближайшее время мы опробуем этот канал в работе и определимся по результатам. Еще одно перспективное направление - развитие IP-телефонии. Для таких больших и территориально разбросанных организаций, как Уралтрансбанк, это экономически выгоднее.

Начальник управления информационных технологий ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" Константин Котельников:

- Пропускная способность интернет-каналов не всегда удовлетворяет требованиям банка, часто наблюдается перегрузка серверов. Провайдерам необходимо улучшать производительность оборудования и внедрять новые технологии связи.

Также можно обратить внимание на то, что ни у одного провайдера нет разветвленной всеобъемлющей инфраструктуры, позволяющей получить точку доступа в любом месте области и за пределами Уральского региона.

В ближайшее время мы ждем развития оптических линий связи - уход от медных проводов позволяет в сотни раз увеличить пропускную способность каналов, что дает импульс развитию инфраструктуры банка. Банкам необходимо развитие беспроводных технологий связи - радио- и сотовой связи для банкоматов, терминалов, касс. Каналы для них необязательно должны иметь высокую пропускную способность, но к ним предъявляются требования устойчивой работы при минимальном влиянии погодных факторов.

Есть услуга, которая необходима банкам, но пока не предлагается операторами - организация мультисервисной сети для объединения всех филиалов банка, дополнительных офисов, банкоматов и терминалов с обслуживанием у одного провайдера.

Заместитель генерального директора ОАО "Гранкомбанк" Дмитрий Богдашев:

- Операторы пока слабо борются за право оказывать банкам услуги. Конкуренция на рынке электросвязи настолько низкая, что нам самим иногда приходится выискивать операторов, которые могли бы предоставить ту или иную услугу. Есть районы, где доминирует один оператор и практически нет доступной по цене возможности организовать альтернативный канал, в то время как наша концепция развития территориальной сети рассчитана на подключение дополнительных офисов как минимум через двух операторов (это делается для дублирования и резервирования каналов связи. В большинстве наших точек мы используем каналы Уралсвязьинформа и Уральской телефонной компании). Таким образом, повреждение одной из трасс или возникновение проблем на узлах сети одного оператора, что тоже иногда случается, не влияет на работоспособность банковских офисов.

Проблема в том, что у основного в регионе оператора Уралсвязьинформа пока не завершен процесс внедрения современных АТС. На мой взгляд, он идет слишком медленно. У альтернативных операторов этой проблемы нет, но и сами сети гораздо меньше, далеко не везде есть возможность к ним подключиться. Идеальный для банков вариант - наличие на рынке нескольких крупных операторов. Много небольших - тоже плохо. В некоторых точках нам приходится пользоваться каналами интернета, которые предоставляются небольшими операторами, однако услуги телефонии мы стараемся получать у крупных игроков, даже если небольшие их тоже предлагают. Мелкие операторы, как правило, не могут обеспечить достаточную надежность каналов связи, так как у них нет круглосуточной инфраструктуры сервисного и аварийного сопровождения.

Хотелось бы, чтобы больше операторов предоставляли на условиях аутсорсинга информационные услуги по типу справочных служб на базе собственных call-центров. Пока конкуренции на этом рынке нет. Кроме того, очень не хватает процедуры официальной продажи особых, легко запоминающихся номеров за отдельную плату. Сейчас эта услуга некоторыми операторами предоставляется, но не всегда официально, у многих такого прейскуранта не существует. Как следствие, подобные расходы невозможно планировать.