Последний рывок

Юрий Немытых
18 октября 2004, 00:00
  Урал

Региональные рынки электросвязи будут окончательно поделены между игроками в ближайшие два года. Успех операторов зависит от их ориентированности на клиента, быстрого внедрения новейших технологий и сервисов, активности маркетинга

На уральском рынке электросвязи растет конкуренция между естественным монополистом дочерней компанией Связьинвеста ОАО "Уралсвязьинформ" и наиболее крупными альтернативными операторами (подробнее см. "Современные луддиты", "Э-У" 33 от 06.09.04).

Конкурентные возможности альтернативы в ближайшей перспективе резко сократятся. Во-первых, ухудшится правовая среда: постепенно разрабатываются подзаконные акты к новому закону о связи, формально вступившему в силу 1 января 2004 года. Когда наполнение закона будет завершено, заработают заложенные в него преференции крупным игрокам и естественным монополистам (о правовой среде конкуренции на рынке связи читайте в одном из следующих номеров "Э-У"). Во-вторых, основной на уральском рынке игрок ОАО "Уралсвязьинформ" развил бурную инвестиционную деятельность. Работа идет в трех направлениях: техническое перевооружение, реформирование управленческой структуры, формирование единого брэнда и маркетинговой политики. Если надежды менеджмента компании-монополиста оправдаются (см. интервью с генеральным директором ОАО "Уралсвязьинформ" Владимиром Рыбакиным, стр. 22), его позиции, и без того сильные, еще укрепятся, а дистанция между ним и другими игроками увеличится.

Смогут ли наиболее сильные операторы сохранить позиции или уступят их естественному монополисту, будет зависеть от того, насколько успешно каждая из сторон сумеет развить изначальные конкурентные преимущества и создать новые.

Время "Ч"

Частичное насыщение рынка очевидно. Именно этим коммерческий директор ООО "Синтера" Александр Астраханцев объясняет постепенный уход мелких игроков.

- Появление новых альтернативных операторов тоже маловероятно, - считает Астраханцев, - слишком высок порог входа на рынок. Раньше на дефиците можно было собрать много денег с абонентов, сейчас это нереально. Никому из альтернативных операторов не потянуть установочную плату за телефон ниже, чем у Уралсвязьинформа - шесть тысяч рублей.

Часть операторов, не имеющих собственных сетей, менеджмент Уралсвязьинформа в качестве конкурентов уже и не расценивает. В ходу термин "присоединяемые операторы": по сути, это компании, ставшие дилерами по продаже услуг УСИ на так называемой последней миле (финальной разводке телефонной сети от АТС к конечному потребителю).

В ближайшие год-два основная борьба развернется между операторами за подключение как можно большего числа абонентов, особенно в высокодоходном корпоративном секторе. Для альтернативных операторов привлечение новых абонентов жизненно важно. Кроме очевидного результата - увеличения доходной базы, большее количество абонентов в сети альтернативного оператора повышает объем внутрисетевого трафика. Доходы от него полностью остаются у альтернативщиков, в то время как при выходе в общую городскую сеть приходится делиться с монополистом. До настоящего времени альтернативные операторы неплохо действовали в корпоративном секторе. Но увеличение присутствия в нем - одна из приоритетных задач Уралсвязьинформа.

Мощный, но медленный

Ударные преимущества Уралсвязь-информа - огромная абонентская база и финансовые возможности, а также монопольное право распоряжаться проложенными в советские времена телефонными сетями. У последнего достоинства есть, однако, продолжение в виде недостатка: старые сети требуют значительных средств на амортизацию и модернизацию. Статус монополиста вынуждает тянуть социальные проекты - убыточную связь на селе, льготные услуги для инвалидов и ветеранов. А размер компании вкупе с излишне сложной организационной структурой до сих пор не позволял ей стать по-настоящему клиентоориентированной. Последнее не так важно в секторе обслуживания физических лиц, но стоит во главе угла в корпоративном сегменте, а именно за него развернется основная борьба.

Неизвестно, какими результатами завершится начатая в Уралсвязьинформе кампания оптимизации управленческой и организационной структур, создания сети сквозных филиалов и формирования единого брэнда. Пока оценки со стороны носят весьма критический характер. Рассказывает один из участников рынка:

- Мне приходилось немало работать с Уралсвязьинформом. Они все могут, но слишком медленно. Иногда год уходит на согласование и подписание всех бумаг. А после укрупнения компания стала еще более неповоротливой. Как у них происходит документооборот? Допустим, существует здание, в котором есть очередь на установку телефонов. Одно из подразделений компании, условно - продавцы, заинтересовано в том, чтобы как можно скорее обеспечить установку телефонов, ведь люди готовы платить деньги. Есть номера на станции, есть желающие, но нет свободных соединительных линий. На самом деле техническая возможность добавить линии существует. Но заставить ее использовать вторую группу, эксплуатационщиков, продавцы не могут. Они пишут бумагу наверх, сверху спускается директива. Эксплуатационщики отвечают - "нет возможности", верхи передают это продавцам, те возражают и так до бесконечности. Громадная волокита. Прямые связи между подразделениями отсутствуют. Справедливости ради отметим: менеджмент компании прекрасно осознает эти минусы и проводит целенаправленную политику их устранения. Вопрос в том, как быстро это будет сделано.

Грацильные формы

Сложно сказать, насколько к рынку связи применим один из основных законов эволюции - выживание грацильных (миниатюрных) форм. Но пока у наиболее сильных альтернативных операторов есть все шансы на успех. Равнение на клиента - их наиболее сильная сторона. Причины во многом объективны: эти операторы меньше, их структура проще и современней, цепочка принятия управленческих решений и делегирования полномочий в разы короче. Поэтому они быстрее адаптируются к запросам рынка. Альтернативные операторы ориентированы на заказ, монополисты, вопреки заявлениям, пока по большей части на план.

Альтернативщики не обременены социальными проектами, их основные фонды изначально более высокого уровня, чем у Уралсвязьинформа. Это позволяет больше средств тратить на собственно развитие. Важно: в относительных показателях часть альтернативных операторов развивает сети быстрее, чем монополист, несмотря на большие финансовые возможности последнего. Так, Уралсвязьинформ, имея три миллиона абонентов в Свердловской области, построил в 2004 году 1,5 тыс. км оптоволоконных сетей, а Уральская телефонная компания, обслуживая 40 тыс. абонентов, ввела 150 км оптики. В пересчете на одного абонента это...

Еще одно преимущество небольших компаний - управление. По словам заместителя начальника коммерческого отдела ЗАО "Уральская телефонная компания" Дмитрия Вострецова, у альтернативных операторов нет избыточных кадров, дублирующих друг друга отделов и структур: "Это позволяет обеспечивать полную нагрузку персонала среднего звена, тех, кто работает непосредственно с клиентами, мотивировать их на более эффективную работу с заказчиками и обеспечивать более высокий, чем в Уралсвязьинформе, уровень оплаты труда. Отсюда - более высокая в среднем квалификация персонала". Как признают участники рынка, уровень технологий и возможности их внедрения у всех операторов примерно одинаковы. А вот развертывает новые сервисы и услуги альтернатива пока быстрее.

Качаем массу и рельеф

Факт: конкурентная борьба на рынке электросвязи в ближайшее время будет усиливаться, особенно в корпоративном секторе. Что станет залогом успеха? Первое условие очевидно - максимально быстрое строительство собственных сетей. Пока проникновение телефонии не составит сто процентов, это самый верный способ получения новых абонентов. Особая статья - развитие технологий. В последнее время бурно развивается IP-телефония - технология трансформации голоса в цифровые данные и отправки их пакетами по сетям передачи данных. За счет уплотнения информации передача трафика обходится в несколько раз дешевле. По словам технического директора ЗАО "ИнформКом" Владимира Шейко, качественный скачок в развитии IP-телефонии произошел два года назад, когда стоимость IP АТС и IP телефонного аппарата сравнялась с обычной цифровой АТС и системным телефоном:

- Поэтому руководители предприятий при покупке нового оборудования отдают предпочтение более функциональному IP-оборудованию. Оно мощнее, занимает меньше места, а сама конвергенция телефонной сети и сети передачи данных в единую мультисервисную сеть позволяет экономить на коммуникациях и оптимизировать организационную структуру компании: вместо двух отделов, отвечающих за телефонную связь и локальные сети, можно обойтись одним.

Активное продвижение IP особенно выгодно альтернативным операторам: технология позволяет в ряде случаев передавать трафик из своих сетей сразу национальным междугородным операторам, минуя региональный уровень, и соответственно не делиться доходами с монополистом. Однако, как ни странно, активно продвигают IP-телефонию не операторы, а производители оборудования связи. "В свое время мы занимались только крупными заказчиками. Сейчас мощности выросли, и нам уже интересно заниматься и более мелкими клиентами. Но прежде необходимо создать базы потенциальных потребителей, мы их просто не знаем. Пока возможностей на это не хватает: определенный скачок произойдет через год-два", - считает менеджер по рекламе и связям с общественностью ЗАО "ИнформКом" Юлия Сергеева. В первую очередь интерес к IP-телефонии, по словам Владимира Шейко, будет расти среди распределенных форм бизнеса: торговых сетей, сетей автозаправочных станций, объектов общепита. Большое количество отдельных небольших офисов одной организации проще всего телефонизировать с помощью IP: не нужно прокладывать дорогостоящие сети.

Операторы лучше осведомлены о том, какие именно потенциальные клиенты прежде всего нуждаются во внедрении новых технологий и оптимизации расходов на связь. Но маркетингом новых услуг они занимаются пока недостаточно активно. Об этом можно судить хотя бы по такому факту: сами операторы признают, что определенным индикатором на рынке связи является банковский сектор. У банков особые требования к качеству и надежности телефонии, они первыми воспринимают современные технологии. В то же время представители банков констатируют низкий уровень конкуренции между операторами, не в восторге от качества предоставляемых услуг и называют ряд сервисов, которые были бы ими востребованы, но операторы их не предоставляют (см. подборку комментариев "Боритесь за нас", стр. 20). Это значит, что конкурентное поле хоть и сужается, но дает им шанс. Кто первым удовлетворит потребности клиента, тот и выиграет.