Под единым брэндом

Перед Уралсвязьинформом стоят задачи технического перевооружения, реформирования управленческого аппарата и увеличения влияния на сотовом рынке. о том, как они будут решаться, рассказывает генеральный директор компании Владимир Рыбакин

- Владимир Ильич, ОАО "Уралсвязьинформ" 28 сентября вышло на сотовый рынок Свердловской области. Как вы оцениваете шансы компании на этом рынке?

- В этом году доля рынка будет невелика: мы поставили задачу набрать к январю около 70 - 100 тыс. абонентов, то есть 4 - 5% рынка Свердловской области. К 2006 году планируем занять уже 30 - 40%, а по всей территории действия Уралсвязьинформа (Пермская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) - 50% рынка.

В Свердловской области к концу этого года "закроем" крупные города, трассы на Пермь, Тюмень, Челябинск, в следующем - завершим работы по покрытию всей территории области.

- Как будет развиваться электросвязь?

- В следующем году мы должны привести оптику во все райцентры на территории Большого Урала. Она пойдет по территории областей, в крупных городах - до групп домов, будет оптика и на последней миле. Поэтому качество связи вырастет. Наследство у нас не очень хорошее: есть еще станции декадно-шаговые, координатные, электронные типа российских МТ-20, квазиэлектронные. Все это устарело морально и физически, требует замены.

В целом в этом году по Уральскому региону будет инвестировано 8,2 млрд руб., в Свердловской области - 1,1 миллиарда. На развитие сотовой связи в Свердловской области будет направлено более 600 млн рублей.

- Техническое перевооружение должно сопровождаться перестройкой управления. Ключевые решения предполагается принимать на уровне субъектов федерации или система будет вертикальная?

- Скорее всего, смешанная. В системе сквозных филиалов решения о развертывании услуг, о тарифной политике принимаются наверху - в этой части управление вертикально. Но некоторые филиалы, работающие непосредственно на территории, должны иметь определенную самостоятельность в принятии решений. К концу года мы планируем закончить эту работу.

- Как изменится маркетинговая стратегия Уралсвязьинформа на рынке сотовой связи с формированием единого брэнда?

- Изменения заключаются собственно в продвижении единого брэнда и единой линейки тарифов, в остальном Уралсвязьинформ основной акцент по-прежнему делает на качестве услуг.

- Будете ли вы использовать инновационные технологии на стыке двух бизнесов - фиксированной и сотовой связи?

- Обязательно. Это наше уникальное преимущество, грех им не воспользоваться. Сегодня некоторые подразделения компании оказывают услуги как самостоятельные юридические лица. В нынешних условиях это неудобно. Нужны единый брэнд, единая технология, единые правила. Чтобы предоставлять услуги пакетом, выставлять единый счет, необходимо провести структурную реорганизацию и подготовить технологическую сеть. Кроме того, при слиянии произойдет снижение затрат на управление компанией. Оказание услуг фиксированной и мобильной связи пакетом требует состыковки интеллектуальных платформ (программно-аппаратных комплексов, предназначенных для предоставления абонентам широкого спектра интеллектуальных услуг на базе действующей сети связи. - Ред.) в Челябинской и Пермской областях, выстраивания единых биллинговых систем (систем управления и учета пользователей, их данных и счетов. - Ред.), которые бы обсчитывали как фиксированную, так и сотовую связь. В Пермской области взаимодействие фиксированной и сотовой уже налажено. На территории Свердловской области мы ввели биллинг для сотовой связи и начали перевод на него фиксированной связи.

- Оцените потенциал сотового рынка на Урале.

- За счет конкурентной борьбы ARPU (average revenue per user - средний доход на абонента) снижается. Наша оценка - 10 - 12 долларов на абонента на данный момент. Проникновение в среднем по России достаточно небольшое, на уровне 24 - 25 абонентов на 100 жителей. На Западе - 100%. Нам есть куда расти. В этом году доля сотового бизнеса в доходе Уралсвязьинформа должна подняться до 29 - 30%.

- Как по сравнению с сотовой связью и технологически продвинутыми видами, например IP-телефонией, развивается традиционная фиксированная связь?

- Динамика развития сотовой связи намного выше. Фиксированная связь более трудоемка и затратна. Но очень востребована: у нас по Уральскому региону очередь на установку телефонов - около 430 тысяч. Мы ежегодно ставим порядка 200 тыс. телефонов, но очередь не уменьшается. Сейчас строим сети фиксированной связи, ориентируясь на новые технологии: оптику, системы доступа, которые позволяют перейти на сети нового поколения NGN. В этом году в Екатеринбурге разворачиваем опытную сеть NGN, первую в России. NGN - это сеть пакетной коммутации: у абонента будет одна розетка, включившись в которую он может получить весь спектр услуг - интернет, обычную или IP-телефонию. В перспективе мы повсеместно перейдем на пакетную коммутацию. Передача голоса - одна из услуг, но будут и другие: высокоскоростной интернет (современные сети позволяют пропускать до 100 Мбит в секунду), видео по требованию, кабельное телевидение и радиовещание. Весь спектр услуг будет предоставляться абоненту посредством этой сети. Мы попробуем ее в работе в Екатеринбурге и в следующем году попытаемся распространить принципы построения сети на другие территории Большого Урала.

Я думаю, в перспективе технологии фиксированной и сотовой связи будут все больше сходиться. Будут использоваться единые интеллектуальные платформы, биллинговые системы. А сети нового поколения предполагают еще большую интеграцию. Развитие сотовой и фиксированной связи пойдет неразрывно.

- Конкуренцию со стороны альтернативных операторов Уралсвязьинформ испытывает?

- В основном - со стороны сотовых операторов и московских компаний, работающих на рынке междугородной связи. Это выгодная для них ниша, поэтому мы видим, что часть трафика к ним уходит. Но сильной конкуренции в принципе нет. Сейчас мы стараемся менять подходы: раньше говорили - альтернативный оператор, конкурент, а сейчас - присоединенный оператор. В соответствии с договором альтернативные операторы прогоняют трафик через наши сети, значит, нам это тоже выгодно.

- Доля корпоративных клиентов у альтернативных операторов несколько выше, чем у Уралсвязьинформа. Чем вы это объясняете?

- Все альтернативные операторы возникают на высокодоходном бизнесе. Такова корпоративная, междугородная, международная связь. Уралсвязьинформ - большая комплексная компания. Мы обязаны предоставлять связь и на селе, несмотря на то, что это убыточно. Я считаю, что комплексный подход, пакеты услуг, которые мы предлагаем, должны со временем привлечь корпоративных клиентов, тогда ситуация на рынке изменится в нашу пользу. Идет нормальная борьба за рынок: мы должны перестроиться и создать ту услугу, которая будет лучше существующих.