Специфика реализации внедрения ERP-систем на российских предприятиях: точка зрения специалистов ИТ

Михаил Хайкин
18 октября 2004, 00:00
  Урал

Александр Гуревич, исполнительный директор компании " АБ Консалт":

- В России совершенно уникальные особенности ведения бизнеса. Речь не о бухгалтерском или финансовом учете: эти процессы на всех предприятиях организованы по-разному. Речь о стандартных, казалось бы, процессах. В одной и той же отрасли у двух внешне одинаковых компаний можно встретить принципиально разную организацию деятельности. Поэтому каждый раз приходится решать фактически новую задачу. Если партнеры компании SAP в западных странах после реализации одного проекта получают фактически коробочное решение, то опыт работы в наших условиях не дает права надеяться на столь быстрое достижение подобных результатов.

Александр Емельяненко, руководитель ERP-практики компании " АйТи":

- Специфика российских предприятий проявляется в отношении руководства к проекту внедрения. Очень часто первые лица считают, что если они пригласили консультантов и платят деньги, то на этом их участие в проекте заканчивается. Они относятся к проекту как к работе службы автоматизации, не понимая, что внедрение ERP-системы - это бизнес-проект, в котором информационная составляющая является лишь инструментом. Хозяин проекта - заказчик, который знает цели и задачи своего бизнеса.

Владимир Фишелев, генеральный директор компании " Парус-Екатеринбург":

- Сложности с внедрением ERP-систем в российских условиях возникают в основном у компаний, использующих зарубежные разработки. Западные системы изначально реализуют "их" модель бизнеса. Локализация системы лишь моделирует российские бизнес-особенности на алгоритмах, спроектированных на западную модель. Поэтому они менее эффективны и удобны в использовании, чем российские продукты. Особенно серьезно этот вопрос стоит в бухгалтерском учете и заработной плате, где отличия наиболее велики.

Марина Савинова, управляющий по связям с общественностью в странах СНГ компании Oracle:

- Основная сложность при внедрении комплексных систем управления - противодействие со стороны менеджмента. При ломке стереотипов и выстраивании новых бизнес-отношений нельзя не учитывать влияние человеческого фактора. Безусловно, российская действительность в этом нам не помогает: собственники меняются чаще, чем хотелось бы. Многие привыкли жить короткими ожиданиями, длинные инвестиционные программы - большая редкость.