Зачем бизнесу власть

Людмила Колбина
25 октября 2004, 00:00
  Урал

Эффективно управлять территорией берется предприниматель, перекраивая рутинное администрирование по технологиям бизнес-менеджмента

С тех пор, как бизнесмен Вячеслав Брозовский победил в марте на выборах с результатом 63 процента голосов и стал мэром Березовского, мы нетерпеливо откладывали разговор: свершилось - растущему бизнесу нужна более эффективная власть, он сам решил сделать ее такой. Но пусть сначала попробует, думали мы, потом поговорим. Дождались слухов: потратил на бедствующий город 15 личных миллионов, установил в кабинетах мэрии видеокамеры, чтобы чиновники не расслаблялись. Впервые за восемь лет летом в городе не отключали горячую воду, а осенью против обыкновения тепло дали без участия МЧС, причем раньше, чем в Екатеринбурге. Скажем сразу: проверять слух первый нам показалось некорректно, второй оказался правдой наполовину: камера только в его приемной. Два последних факта - чистая правда.

- Вячеслав, что вы обещали на выборах? Чем взяли жителей Березовского?

- Как раз тем, что ничего не обещал. Кроме эффективного управления. Многим это импонировало: парень воду не льет. Зато пиарщики постоянно критиковали: на вопрос, например, какие будут льготы, я отвечал - никаких, я против льгот. В 2005 году льгот не будет. Грядущая монетизация уже тогда вырисовывалась. Кроме того, я всегда разговаривал на ту тему, которая интересна аудитории. А город - это социалка, никуда от этого не денешься.

- Теперь у вас нет сожаления: "куда я вляпался, занимался бы себе бизнесом"...

- Нет. Я четко представлял, на что иду. Ожидал, что будет полная засада. Так оно и получилось. Работать надо, вот и все. Намерение баллотироваться возникло импульсивно 26 декабря 2003 года. Хотя многие, кто видел нашу активную пиар-кампанию, начавшуюся два года назад, восприняли ее как предвыборную. Но мы занимались ею с обычными бизнес-целями: поднять имидж руководителя, продвинуть брэнд, бизнес хорошо показать. 26 декабря прежний мэр Владимир Перепелкин вопреки ожиданиям объявил: баллотируюсь на третий срок. Я понимал, что при этом мэре бизнес вперед не пойдет. Это мой город, я тут родился, учился, работал, а то, что в нем творится, просто добивало.

Цена независимости

- Чем должен заниматься мэр в вашем понимании?

- Расставлять приоритеты и быстро принимать решения. Его задача - ежедневный разбор всех плюсов и минусов с территории. Чаще, понятно, идут минусы. Плюсы - ресурсы - надо грамотно распределить, пустить туда, где критично. Утром встаешь с идеями инноваций, но за день дела хозяйственные затягивают. Административная система мощно давит рутиной.

- Что принципиально новое вы ввели в мэрии?

- Прямые переговоры. Прозрачность процессов для всех.

- Реально ли выстроить на территории правила игры, которые привлекут бизнес?

- Да, если соблюдать интересы общества. Мои частные интересы замучаются соблюдать, я человек далеко не бедный, порядок цифр для меня не важен. Взятка в 10 млн долларов не годится для того, чтобы я мог продать свои принципы. Поэтому правила игры будут для всех едины. И никакого лобби! А попытки предпринимаются сплошь и рядом. Звонки: давайте встретимся, давайте я к вам приеду. Наверно, то, что я финансово независим, страшно для укоренившейся системы и хорошо для города, для команды.

- Если вас нельзя подкупить, то можно лишить этого поста. Что еще питает вашу независимость?

- Я не переживаю, как чиновник, куда пойду через 3,5 года - мне будет чем заняться. Лишь бы городу не стало хуже. Чиновник хлопочет о продвижении по службе, боится карьеру испортить, а у меня одна цель - сделать так, чтобы в городе было нормально жить.

- Зачем вам город? Вы можете и автономно безбедно существовать.

- Это заблуждение бизнеса, что он может существовать автономно. И диктовать городу, что делать.

- Бизнес проигнорировал последние выборы мэра Екатеринбурга и губернатора области, не выставил кандидатур. Это просчет консалтеров?

- Я считаю, бизнес зря абстрагировался от выборов. Нужно было участвовать. Некоторые известные бизнесмены, управляющие крупными корпорациями, признаются, что спокойно смогли бы управлять, например, Екатеринбургом. Но никогда не выдвигались - просто не думали об этом. Пока это две разные команды в стране - власть и бизнес. Технологи не понимают, что пора их переплести между собой. Бизнес в стране созрел для таких решений. На мартовские и июньские выборы уже довольно много пошло предпринимателей. В Кушве, например, бизнес протащил в мэры женщину-предпринимателя.

Корпорация "Город"

- К вашему приходу у города была репутация тупика для бизнеса, офшора для филиалов компаний, которые "топчут" здесь, а налоги платят в другом месте. Градообразующий рудник - в недалеком прошлом банкрот. Денег в бюджете мало, развиваться не на что. Почему сложилась такая ситуация?

- Она определена кадровыми решениями прежних времен. В городе не было грамотных управленцев, продуманно выстраивающих экономику, все разваливалось. На этом фоне федералы - налоговики, ОВД, прокуратура и СЭС - старались по-своему: крепко закручивали бизнесу гайки. Часть его уходила с территории. Это негативно влияло на инвестиционную привлекательность. Спасибо губернатору Росселю: он для спасения нашего бюджета сделал так, что компания Уралсевергаз, фактически находясь в Екатеринбурге, зарегистрирована и налоги платит здесь. Это налогоплательщик номер один. Я хотел бы в корне изменить представление о городе, вести политику привлечения бизнеса.

- В Штатах мэр небольшого города говорит предпринимателю, который приходит на его территорию: ставьте условия, потому что вы хотите вложить в наш город. Он с вами вместе будет расти. И они обсуждают, что друг другу могут конкретно предложить. Вы что можете предложить бизнесу?

- Ситуация мэра в США кардинально отличается от моей: он оставляет в городе 20 процентов налогов, а я - 1,6 процента. Это якорь. На такие деньги нельзя поднять город, дать бизнесу налоговые льготы и преференции. Мне нечего дать, у меня задача, наоборот, получить с него хотя бы не 1,6, а 2,8 процента. На сегодня 50 процентов застройки квартир у нас покупает екатеринбургский бизнес, потому что транспортная развязка шикарная, цены на 30 процентов ниже и смога нет. Вот и все наши "преференции" бизнесу.

Я говорю предпринимателю: хочешь получить землю - вкладывай в развитие городских инженерных сетей 10% от сметной стоимости застройки. Обычная ситуация: екатеринбургский "Атомстройкомплекс" еще до меня построил у нас завод "Теплит". И пришел согласовывать лицензию на воду, на скважину. Я говорю: вы вообще у кого-нибудь спрашивали? Нет, говорят, бурнули и все, а теперь согласовываем по факту. Поговорили. Они пообещали, что зарегистрируют завод в Березовском. Я поставил подпись. Потому что даже такой "прогресс" лучше не останавливать.

Я объясняю коммерсантам новые правила застройки: ставите офис - значит, садитесь на воду, газ, электричество города, потому ваше здание должно подорожать на 10%. Конечно, артачатся: да мы можем это здание в другом месте построить. Вопросов нет, стройте, но здесь будет так, как я сказал, для всех.

- Вы заявили, что Березовский - та же крупная корпорация, в которой работает 65 тысяч человек. И управлять городом нужно по аналогии, выстраивая бизнес-процессы?

- Управление - это менеджмент. Ставится эффективный менеджмент, и административная структура сразу начинает работать. Особенность одна - уволить жителей нельзя. За то, что надо было делать в городе лет пять назад, я взялся только сейчас. Понятно, что надо ускорять все процессы.

- Велики ли сроки реализации бизнес-проекта "Город Березовский"?

- У меня есть только четыре года, на которые я избран. Я уже начал реформировать структуру аппарата - это мой инструмент, а также важнейшее структурное подразделение МУП ЖКХ: отрасль должна стать частной. Чувствую, с таким подходом я скоро буду самым непопулярным человеком в Березовском. Но это мое убеждение. Иначе отрасль будет деградировать и дальше. Потому что чиновника в коммунхозе, в отличие от собственника эффективной сервисной компании, может интересовать только откат, а кочегара - продажа машины угля налево: город еще купит. В 1998-м из администрации ушел в бизнес замглавы по ЖКХ - эффективный и талантливый менеджер. Я позвал его обратно. Он понимает, что через два года коммуналка будет бизнесом, надо к этому готовиться.

- Каковы цель и приоритеты развития города по вашему бизнес-плану?

- Их определяет миссия новой администрации - повысить качество жизни в городе. Пока все решения принимаются в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. Моя главная цель - вывести со временем территорию из категории дотационных. Увеличить собираемость налогов на 20% - столько город не добирает из-за того, что компании регистрируются не у нас. В ближайшее время все они должны встать на налоговый учет в Березовском. Приоритеты: социально-экономическое развитие территории, реформирование ЖКХ, достойная медицина, доступное жилье, профильное образование, поддержка малого бизнеса и предпринимательства. Я буду приглашать сюда средние предприятия, сосредоточив усилия команды на привлечении инвестиций под четкие критерии формирования экономики города. Делая акцент на инновационной экономике, мы должны обеспечить конкурентоспособность нашему муниципальному образованию.

Кризис-менеджер

- Первое лето из последних восьми в Березовском была горячая вода: высадка инопланетян поразила бы горожан меньше. Как вы этого добились?

- Вызвал в апреле всех спецов ЖКХ (сейчас их в системе уже нет) и поставил задачу: чтобы круглый год в Березовском была горячая вода. Они сказали: цена вопроса 8 млн рублей. В принципе не такие большие деньги. Надо было заплатить долги за газ. Но это дополнительные средства, их надо где-то взять. На эту сумму что-то где-то все равно пострадает. Бюджет как Тришкин кафтан: тут отрезал - здесь не хватает. Но вода - приоритет. Люди мучались: горячая вода подавалась только зимой с 6 утра до 11 дня и с 17 до часу ночи. С мая о ней забывали. По сути, я пока кризис-менеджер, осуществляю внешнее управление.

- Понятно, что пожарные вопросы нужно решать сейчас: вода, тепло, свет. Но главная стратегическая задача - завести сюда деньги?

- Мы пока не можем точно просчитать бюджетные ресурсы для новых проектов. Дополнительными источниками может быть, во-первых, активизация налоговых поступлений, перерегистрация работающих компаний. Во-вторых, средства от продажи землеотводов. В-третьих, управление движимостью-недвижимостью. В-четвертых, сюда придут компании - это дополнительные налоги. Есть еще мнение, что надо создавать муниципальный бизнес. Я против. Пример ЖКХ убедителен - это муниципальный бизнес. Где нет хозяина и эффективного менеджмента - там одни убытки.

Для себя я наметил приоритеты: этот год - год ЖКХ. Параллельно вводим катализаторы в другие сферы - образование, медицину. Мною двигал простой расчет: в ЖКХ есть источники экономии, частный бизнес заработает эти деньги, в медицине и образовании я их пока не вижу. Существует иллюзия, что ЖКХ - "политический момент", с ним надо осторожно. У меня четкое понимание вопроса: в развитых странах до 30% дохода семьи уходит на коммуналку, а у нас 6 - 7%, поэтому мы в засаде.

- Что конкретно вы сделаете с коммуналкой?

- Отдам в доверительное управление нескольким структурам. Мы Свердловэнерго уже привлекли теплом заниматься. Менеджер по ЖКХ сразу заявил: я на существующих тарифах работать не буду. А я тебя, говорю, на такие и не зову. Подписал предельные тарифы, которые у меня запросили. Пока мы политиканством занимались с низкими тарифами, получили убитые подъезды, текущие крыши, гнилые сети.

- Вы уверены, что люди в городе готовы платить за частные услуги в ЖКХ, медицине?

- Деньги у части населения есть: треть жителей работает в Екатеринбурге и пока большую часть денег оставляет там. Конкуренция в отрасли - эффективный инструмент снижения цен.

- Вы против муниципального бизнеса, но можете зарабатывать на учредительстве.

- У нас есть государственное унитарное транспортное предприятие, которое (нонсенс!) стоит в планах приватизации и его будут продавать. Мы ходим вокруг него, как лиса вокруг сыра, а взять не можем, хотя по федеральному закону транспортные перевозки - прерогатива муниципалитета. В бюджете заложено 8 млн 700 тыс. рублей на поддержку транспорта. Статья звучит "на покрытие убытка". То есть мы провоцируем предприятие на то, чтобы оно делало убытки! Поэтому я остановил эти деньги и сказал: вас завтра с молотка, зачем вам деньги города?

Но если его завтра продадут, чем мы будем возить? У нас нет собственных автобусов. Бизнес заполнит эту нишу, но он выберет только выгодные маршруты. Во всем мире муниципальный транспорт поддерживается, там есть четкие правила и за этим следят. Решить проблему мы собираемся через лизинговую схему. С крупным частным перевозчиком мы создали ООО, куда вошли 24 процентами. Купим автобусы, на 76 процентов там будет участие бизнеса, а 24 процента нужны администрации для организации невыгодных маршрутов: мы обязаны возить всех.

- Говорят, вы в 5 утра пошли за талончиком в поликлинику, но вам он не достался.

- Мне надо было понять, на каком уровне медицина в Березовском. Хочет ли она меняться. После этого лучше стало с талонами.

- Но системно ничего не решилось.

- Это был экспресс-тест. Я же там никогда не бывал, поскольку давно пользовался услугами платной медицины. Будем заниматься здравоохранением.

Доступность и бездоминантность

- Чем именно вы думаете привлекать бизнес?

- Ему нужны землеотводы. С ними у нас теперь все открыто и прозрачно. Ведем переговоры с Мингосимущества, чтобы нам разрешили проводить аукционы. Введем кадастр, нарежем участки и будем продавать. Земли просят много. Другая важная тема для бизнеса - сетевое обслуживание. Инфраструктура в городе есть, но ее развивать надо: не хватает воды, проблемы с водоотведением. На это в том числе мы направим деньги от продажи земли. Мы выходим на рынок инноваций и демонстрируем инвесторам, что готовы к сотрудничеству: мэр предлагает им город под проекты.

- Каким будет новый имидж города, фишка для развития?

- Есть территории, где бизнес не сделает ни одного шага без разрешения градообразующих предприятий. Здесь не у кого спрашивать. Главная фишка - наша доступность и бездоминантность. И заинтересованность власти в том, чтобы деньги были вложены. Она открыта к общению и готова решать проблемы предпринимателей в городе. Плюс хорошая экология и транспортная доступность.

- Есть ли стимул из дотационной территории стать территорией-донором?

- Бюджет Березовского - 250 млн рублей собственных средств и 65 млн рублей дотаций. За этой составляющей следят очень жестко. Не туда истратил 2 млн рублей, например, на ликвидацию очередного провала почвы (под городом шахта, ситуация чрезвычайная и в принципе логично истратить областные бюджетные деньги таким образом), наказывают: забирают эти 2 млн рублей плюс 2 миллиона штрафа.

- А кто решает - туда или не туда?

- Контрольно-ревизионное управление Минфина. Другая тема: содержание аппарата стоит 13 млн рублей, а мы реально тратим 18. Но здесь не так страшно: это наш местный бюджет, где-то секвестируем. В структуре города множество поселков, и каждый надо обслуживать. Будем придерживаться нормативной цифры - станем неэффективны. Какого эффективного менеджера можно принять в администрацию на оклад 2 - 3 тысячи? Никакого. У донора эти проблемы не так остры.

- Вы набираете новую команду или работаете с теми, кто оказался под рукой? Насколько аппарат восприимчив к вашим планам?

- На 50%. Ключевые фигуры я меняю. Первым замом по экономике у меня стал бывший конкурент, мы с ним в прошлом даже ругались. Здесь у нас единая цель. Он молодой, предпринимательской формации.

- В бизнесе у него была прибыль, маржа, а здесь - небольшой оклад. Зачем ему это?

- Для реализации амбиций: делать экономику города. За полгода мы смогли указать вектор развития. Забрали, например, у нерадивых собственников муниципальные магазины, перезаключили договоры аренды с теми, кто не поддерживал здания в должном состоянии. Убираем "прокладку" субаренды, накручивающую цены, выстраиваем отношения напрямую.

- А продать магазин предпринимателю не выгодно?

- Нас скоро заставит это делать закон. Это не совсем хорошо. Сейчас бизнес на арендованных площадях мы можем регулировать: не нравится арендатор - поменяли. Для этого я здесь сижу, мое слово должно быть непоколебимо. Год уйдет на изучение нюансов "наследства", прямую инвентаризацию. Например, я остановил сделку по продаже электрических сетей на территории МО частным лицам, возглавляющим крупнейшую корпорацию. Сделка уже катилась к финишу. На переговорах спросил: почему покупаете по остаточной стоимости за 16 млн рублей, а не по рыночной? Они: а ваше предложение? 100 млн рублей, говорю. "Да ну!". А почему "да ну"?

- Будете договариваться?

- Думать будем. Потому что дешево покупают, мне это не нравится. Непонятная сделка, неестественная, нелогичная. Не было с нашей стороны даже специалистов, которые могли оценить. С той стороны экспертиза была. Но кроме экспертной есть еще и рыночная цена. Этот куст по электроэнергетике - самый важный с учетом перспектив. Через 10 лет сети могут стоить очень дорого. Понимающие люди и занимаются скупкой у непонимающих. Почему же муниципалитет должен терять деньги?

Зачем бизнесу сообщество

- Бизнес поддерживает вас?

- У бизнеса в городе эйфория: он считает, что выиграл выборы, "наш победил". На самом деле меня открыто поддержал только тот бизнес, у которого был антагонизм с предыдущим мэром. Старый клан "производственников" сказал: за Перепелкина не пойдем, тебе не помешаем. Но многие предприниматели устранились, даже те, с которыми я дружил. Я понимал их страхи: если проиграю - ждет участь изгоя, будут долбить, придется компанию отсюда уводить, цена вопроса вырастет в два-три раза. Я шел ва-банк и понимал: это омут, я должен быть в нем один.

- То есть бизнес структурирован и отнюдь не всегда повернут в вашу сторону? На кого вы опираетесь?

- Да на каждого из 65 тысяч надо опираться. На тех, кто был против меня на выборах, я тоже опираюсь. Бизнес понимает, что я стал для него чиновником, хотя и "своим".

- Но невозможно не опираться на бизнес-сообщество.

- Опираюсь. Только оно еще не очень понимает, что я на него опираюсь, не все чувствуют социальную ответственность. Говорю: ребята, нужно на благоустройство, освещение, на 60-летие Победы из расчета с каждого работающего у вас по тысяче. "Нет, вы что, дорого же!". (Хотя коллективов больше тысячи здесь нет.) Понимание, что другого выхода пока нет, приходит не сразу. Так каждый день ответственность и прививаю. Зато появился свет на улицах.

- Бизнесу нужны сообщества?

- Да, он разобщен. Нет беды - потому нет и единения. Торговый бизнес в Екатеринбурге, испугавшись прихода федеральных сетей, махом объединился. А до этого у них был "Хабибуллин плохой, Ковпак еще хуже" (Олег Хабибуллин - владелец сети "Купец", Игорь Ковпак - сети "Кировский". - Ред .). И у нас так же - сидит каждый предприниматель со своими проблемами, не любит соседа-конкурента.

- А предпринимательству нужно участвовать в выработке решений, которые принимает власть? Вдруг вы примете решение идти налево, а ему надо направо?

- С этой целью мы и создали экономический совет, чтобы бизнес помогал администрации вырабатывать взвешенные и компетентные решения с учетом его интересов. Это политика. Совет действует как своего рода фильтр, отсеивающий проекты, которые могут нанести городу ущерб. На технический совет в администрации в принципе может попасть нерадивый собственник. Скажет, что хочет построить завод и ему надо два гектара. Начинает рисовать воздушные замки. Техсовет слушает: как здорово, чего ж не дать человеку два га. Он их оформил, а завтра - полный прогар, или продаст. Для этого и создан экономический совет.

- Из личного опыта в бизнесе и во власти скажите: что нужно бизнесу от местной власти, чтобы нормально работать на территории?

- Бизнес более всего не хотел бы закулисных игр. Если он думает о своей конкурентоспособности, он всегда с властью договаривается. Например, в городе у нас 167 торговых точек. А для населения достаточно 100. Мы вызываем торговое сообщество и говорим: прибыльность вашего бизнеса низка из-за перенасыщения, предлагаем подумать о переориентации, смене ассортимента. У предпринимателя нет статистических данных: он видит, что выручка упала, а почему - не понимает. Рынок не может развиваться хаотично, власть управляет этими процессами через бизнес-сообщества.

- Какова структура бизнеса в Березовском?

- Малого бизнеса 20 процентов, занимается сервисом, торговлей, он самый динамичный. Остальной - средний. Крупного бизнеса у нас нет.

- А вы хотели бы заполучить крупный, например IKEA?

- У нас даже есть для них предложение. Я пока безрезультатно побывал в Меtrо, в Auchan. Они все буржуи, начинают пальцы гнуть, закрыты для общения. А компанию Мастер Net, которая китайским инструментом занимается, я сам развернул: их предложения шли вразрез с генпланом города.

Вертикаль

- Следуя логике новой вертикали власти, если губернаторов назначает президент, то скоро губернаторы будут назначать глав муниципий, проект муниципальной части реформы уже готовится.

- То, что есть неэффективные менеджеры, которые проходят выборы, - это факт. С этой точки зрения в назначениях все логично. Но именно с этой точки зрения я бы никогда не оказался на этом месте. Эта палка всегда о двух концах.

- Так какая система лучше: назначения или выборы?

- Выборная. Человек чувствует ответственность, когда голосует.

- Если вертикаль усилится, будет ли бизнес активно идти во власть?

- А почему нет? Сейчас власть может назначить только тот аппарат, который у нее под руками. Как от этого уйти? Логично при губернаторе создать кадровое агентство. Раз в год оно должно вести переговоры по кадровым вопросам с бизнес-сообществом, как это делает корпоративный менеджмент.

Вячеслав БрозовскийВячеслав Брозовский
32-летний предприниматель. Закончил горный институт. Из семьи со скромным достатком, студентом добывал деньги на жизнь. В 1994 году занялся торговым бизнесом, на скромные капиталы открыл магазинчик в городе Березовском (Свердловская область, 25 км от Екатеринбурга). Вскоре стал основателем и владельцем группы компаний Brozex. Компания имеет комплекс производственных предприятий, выпускающих продукцию под маркой Brozex (завод сухих строительных смесей, лакокрасочный завод, завод строительных материалов), строительную фирму и транспортную компанию. С 1996 года фирма зарекомендовала себя как надежный и стабильный партнер по бизнесу для оптовых и мелкооптовых торговых предприятий, строительных организаций, магазинов как в Екатеринбурге, так и во всем Уральском регионе. Темпы роста компании 40% в год. В марте 2004 года Вячеслав Брозовский избран мэром родного Березовского. Женат, воспитывает двух сыновей.